СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №91-92 Цитаты. Способы цитирования.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

 

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №92 Цитаты и способы цитирования.»

8 класс

Урок 92. Цитаты и способы цитирования.

Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос.

- Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

- Чем отличается косвенная речь от прямой?

(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).

- От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).

  1. Упражнение 259.

У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.


  1. Словарный диктант:

Заброшенный родничок, серебряная песенка, зелёненький кузнечик, ежовые рукавицы, рыжеватый бельчонок, вырубка не запущена, путевой обходчик, раскалённый воздух, соловьиная весна, перронный шум, пасмурно и ветрено, низкий бережок, скользкая тропинка, причудливый узор, некошеная трава, падающие справа и слева сосульки.

- Расскажите о правописании Н, НН в суффиксах причастий и прилагательных.

- Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?


  1. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд № 1).

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький.)


  1. Сообщение темы, цели урока. (Слайды № 2, 3)


  1. Повторение. (Слайд № 4)

- Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:

1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан.»

2) Я спросил: «Откуда ты?»

3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны.»

4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.


  1. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя. (Слайды № 5, 6, 7, 8, 9)

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.

Существует несколько способов оформления цитат.

Способы цитирования.

С помощью прямой речи.

В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».

С помощью косвенной речи.

В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».

С помощью вводных слов.

По словам Толстого, «наказывать – значит поучать».

Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.

Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался автор:

А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».

Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:

А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».

  1. Чтение параграфа.


  1. Закрепление.

  1. Упражнение. (Слайд № 10)

А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.

1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».

3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», - считал О. Э. Мандельштам.

4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».

5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».

Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)

В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?

1) по словам автора

2) по утверждению критика

3) по мнению философа

4) по моему мнению

  1. Упражнение 263.

  2. Упражнение 264 (устно).

  3. Самостоятельная работа.

А) Упражнение 268 (по вариантам – I, II, III).

Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)

Однажды в городе Соколе Вологодской области на книжном лотке купил книгу Тютчева, изданную в 1976 году в серии «Поэтическая Россия». В поезде я долго сидел у ночного окна, бережно перелистывая, как бы впервые держа в руках стихотворения великого поэта…

И как бы заново я читал:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

- К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?


  1. Подведение итогов.

  1. Беседа. (Слайд № 13)

- Дайте определение цитаты.

( Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)

- В каких случаях прибегают к цитированию?

(Для подтверждения своей собственной мысли.

Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

Для более яркого выражения собственной мысли.

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).

- Какие существуют способы цитирования?

(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)


  1. Проверочная работа. (Раздаточный материал.)

  1. Найдите соответствия.

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» - так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.


  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.

8. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», - отмечал К. И. Чуковский.

С. а.: «Цитата».

9.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».

С. а., что «цитата».

10. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, - писал К. И. Чуковский, - есть прославление народа, создавшего язык».

Вв. конструкция, «цитата».


  1. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»


  1. Выставление оценок.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №91-92 Цитаты»

8 класс

Урок 92. Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате.

Цели: Развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока


  1. Проверка дом. задания.

  2. Организационный момент.

Тема нашего урока «Цитаты». Ребята, попробуйте сформулировать цели урока. Разработаем стратегии оценивания.

Вызов

Составить цитату из разрезанных частей предложения.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Спиноза

Твои мысли становятся твоей жизнью. Марк Аврелий


Осмысление.

1. Чтение теории с пометками.

Цитата—дословная выдержка из какого-либо текста или в точности, приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или

выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитата может представлять собой законченное предложение или не большой текст. Цитировать можно и часть предложения.

При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

Способы цитирования

  1. Предложение с прямой речью и словами автора
    »Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

  2. Цитата включается в авторский текст, как часть предложения
    Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо».

  3. Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не до конца (ставится многоточие)
    Как писал Пушкин, он «…памятник воздвиг себе…».

  4. Цитирование поэтического текста. Если отрывок короткий (не более двух строк), см. п.1. Если же отрывок более длинный, текст цитируется с делением на строки и без кавычек
    Как писал Тютчев:
            Молчи, скрывайся и таи
            И чувства и мечты свои
            Пускай в душевной глубине
            Встают и заходят оне

  5. Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке — автор без скобок.

    Сочинениe

    по повести А.С.Пушкина

    «Капитанская дочка».

    Гринев и Швабрин.

    Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

    А.П.Чехов.

  6. Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся

Пушкин — гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).

  1. Цитирование при помощи вводных конструкций (предложений).


Концепт-карта. Защищает один учащийся из группы.

Рефлексия.

Задание 1

Записать высказывания, используя разные способы цитирования.

1.Нет двух поэтов столь существенно-различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский)

2.Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. (А.Н.Толстой)

3….тем не менее у Лермонтова свой стих. (В.Г.Белинский)

4…жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. (М.Горький)

5.Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура. (Д.С.Лихачев)

6… талант развивается из чувства любви к делу. (М.Горький)

Задание 2

Расставить недостающие знаки препинания.

1.Свой идеал Лермонтов утверждал в следующих строчках

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!


2.Лермонтов восхищается русскими людьми, сумевшими победить Наполеона

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.


3.Свое восхищение осенней природой высказал Пушкин в следующих строчках

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Задание 3

Развитие умений строить предложения с цитатами. Списать, правильно, оформив их. Исправьте предложения в карточке. Какой темой объединены высказывания?

  1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова,

и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И.Н.Крамской). 2.Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). Живопись Коровина—образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его м..нили и ему улыбались все краски мира(К.Ф. Юон). 4.Левитан любил природу как(то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая(то) влюбленность…(М.П. Чехова).

Задание 4

Найти в разных источниках высказывания и процитировать.

Задание 5

Написать мини-эссе на тему «Богатство языка»

1) Богатство языка есть богатство мыслей (Н. М. Карамзин).

2) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Н. Толстой).

3) Нет ни чего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова (М. Горький).

4) Язык—это орудие мышления…обращаться с языком кое-как— значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Н. Толстой).

Авторский стул

Оценивание по 12 бальной шкале.

«1-6 баллов»- оценка 3

«6- 10 баллов» - оценка 4

«11- 12 баллов» - оценка 5


1-30 – оценка 3

30- 50 - оценка 4

50- 60 – оценка 5


ФИ уч-ся

Критерии


Балл

Учитель


Умение пользоваться источниками информ.




Умение оформлять цитаты.




Умение применять цитаты




Умение составлять цитаты




Умение связать с современностью




Подведение итога урока.

Домашнее задание. Найти цитаты о жизни, о счастье…….

Обратная связь


Проверка взаимоценивание по критериям




Работа в группах





Работа индивидуальная



















Работа индивидуальная






















Работа в группах





Работа в парах



Проверка по слайду





Работа в парах






















Работа в парах


Индивидуально, групповая работа




Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №91»

28.04.14 8 класс

Урок 91 Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате

Цели:

  1. развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи;

  2. формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа. Диаграмма Венна.

— Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

— Используются ли в косвенной речи частицы и вводные слова?

— Какая форма речи (прямая речь и косвенная речь) более выразительна?

2. Задание с конструированием

• Запишите предложения с прямой речью, разорвав их словами автора. Места разрыва обозначены галочкой. Вычертите рядом схемы.

«Есть книги — учителя, строгие и взыскательные. • Есть книги — приятели. Есть книги — волшебники. Есть книги — солдаты». (говорил С. Михалков)

«Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, • я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь». (делился своими мыслями Ф. Достоевский)


ІІІ. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Цитата может представлять собой законченное предложение или небольшой текст. Цитировать можно и часть предложения. При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.


ІV. Изучение нового материала

1. Заполнение таблицы ЗХУ. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитаты оформляются следующими способами:

предложениями с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»;

предложениями с косвенной речью: А. П. Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою»;

предложениями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль:

Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, все в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

2. Беседа

— Что такое цитата?

— Расскажите о способах оформления цитат.


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Осложненное списывание

1. Я считаю, что в истории ру(с,сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2 . Я лучше человека говорил художник Н . Н . Г е ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3. Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… Тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4. Максим Г орький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М . Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.


2. Самостоятельная работа.

Развитие умений строить предложения с цитатами

1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2. Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3. Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его м..нили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4. Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… (М. П. Чехова).

• Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.


3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

  • Интерес – Что интересного было на уроке ?

  • Творчество – Какие творческие работы вы выполняли ?

  • Обучение – Чему вы научились?

  • Главное – Что нового на уроке я узнал (а)?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

Просмотр содержимого документа
«ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА»

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

  1. Найдите соответствия.


1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести», - так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.


  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.

  1. 8. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», - отмечал К. И. Чуковский.

    С. а.: «Цитата».

    9.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».

    С. а., что «цитата».

    10. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, - писал К. И. Чуковский, - есть прославление народа, создавшего язык».

    Вв. конструкция, «цитата».

    Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

  1. Найдите соответствия.


1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести», - так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.


  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.

  1. 8. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», - отмечал К. И. Чуковский.

    С. а.: «Цитата».

    9.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».

    С. а., что «цитата».

    10. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, - писал К. И. Чуковский, - есть прославление народа, создавшего язык».

    Вв. конструкция, «цитата».

    Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»


Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №91»

Двадцать седьмое апреля Классная работа

Двадцать седьмое апреля Классная работа

Запишите предложения с прямой речью, разорвав их словами автора. Места разрыва обозначены галочкой. Вычертите рядом схемы.

Запишите предложения с прямой речью, разорвав их словами автора. Места разрыва обозначены галочкой. Вычертите рядом схемы.

  • «Есть книги — учителя, строгие и взыскательные. • Есть книги — приятели. Есть книги — волшебники. Есть книги — солдаты». ( говорил С. Михалков )
  • «Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, • я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь». ( делился своими мыслями Ф. Достоевский )
Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.  1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев ( И. Н. Крамской ). 2. Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни ( В. Брюсов ). 3. Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его м..нили и ему улыбались все краски мира ( К. Ф. Юон ). 4. Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… ( М. П. Чехова ).

Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.

1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев ( И. Н. Крамской ). 2. Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни ( В. Брюсов ). 3. Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его м..нили и ему улыбались все краски мира ( К. Ф. Юон ). 4. Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… ( М. П. Чехова ).

И нтерес – Что интересного было на уроке ? Т ворчество – Какие творческие работы вы    выполняли ? О бучение – Чему вы научились? Г лавное – Что нового на уроке я узнал (а)? 5

  • И нтерес – Что интересного было на уроке ?
  • Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли ?
  • О бучение – Чему вы научились?
  • Г лавное – Что нового на уроке я узнал (а)?

5

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №92 Цитаты и знаки препинания при них»

Цитаты и знаки препинания при них

Цитаты и знаки препинания при них

Спишите. Укажите способы связи слов в словосочетаниях. Включите выделенное словосочетание в предложение с прямой или косвенной речью. Ист..но народное произведение, л..уреат конкурса скрипачей , вопл..тить в персонажах к..медии, симфонический ..ркестр, к..нцерт стари..ой итальянской музыки, фолькл...рный ансамбль, проявить подли..ое мужество, непр. .к. .сновен- ность человеческой личности, закреплё..ые в к..нституц..и права и обяза..ости гражданина, хранить р..ликвии Великой Отечестве..ой войны, замечательные памятники арх..тектуры.

Спишите. Укажите способы связи слов в словосочетаниях. Включите выделенное словосочетание в предложение с прямой или косвенной речью.

Ист..но народное произведение, л..уреат конкурса скрипачей , вопл..тить в персонажах к..медии, симфонический ..ркестр, к..нцерт стари..ой итальянской музыки, фолькл...рный ансамбль, проявить подли..ое мужество, непр. .к. .сновен- ность человеческой личности, закреплё..ые в к..нституц..и права и обяза..ости гражданина, хранить р..ликвии Великой Отечестве..ой войны, замечательные памятники арх..тектуры.

Цитата- - это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

Цитата-

- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

1 ) Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.   [ А ] : “[ П ].” “ [ П ]”, - [ а ]. «[ П ], - [ а ], - [ п ]»  2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.  В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

1 ) Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.

[ А ] : “[ П ].”

[ П ]”, - [ а ].

«[ П ], - [ а ], - [ п ]»

2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.

В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.  Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»   4 ) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.   А.Пушкин в стихотворении «Признание» писал: Не смею требовать любви. Быть может, за грехи мои, Мой ангел, я любви не стою!

3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»

4 ) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.

А.Пушкин в стихотворении «Признание» писал:

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.   1 ).Говоря о рассказе И.С. Тургенева Хорь и Калиныч В.Г. Белинский восклицает С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1 ).Говоря о рассказе И.С. Тургенева Хорь и Калиныч В.Г. Белинский восклицает С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.   2.) Н.А. Некрасов призывал так писать свои произведения, чтобы словам было тесно мыслям просторно.   3.) А.П. Чехов в своих письмах утверждал что краткость – сестра таланта.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

2.) Н.А. Некрасов призывал так писать свои произведения, чтобы словам было тесно мыслям просторно.

3.) А.П. Чехов в своих письмах утверждал что краткость – сестра таланта.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.   4).Пушкин писал с гордостью Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

4).Пушкин писал с гордостью Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.   5).В стихотворении Арфа посвященном родному городу поэта Гавриил Державин писал Отечества и дым нам сладок и приятен.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

5).В стихотворении Арфа посвященном родному городу поэта Гавриил Державин писал Отечества и дым нам сладок и приятен.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.   6).Русский язык писал В.Г. Белинский чрезвычайно богат, гибок и живописен . 7). Белинский считал что у истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

6).Русский язык писал В.Г. Белинский чрезвычайно богат, гибок и живописен .

7). Белинский считал что у истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.   8).М.Горький считал что когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом — это дает красоту и силу ему. 9).Литература — это совесть общества, его душа писал Д.С. Лихачев.

Найдите цитаты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

8).М.Горький считал что когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом — это дает красоту и силу ему.

9).Литература — это совесть общества, его душа писал Д.С. Лихачев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!