СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №83-84. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить знания учащихся о вводных предложениях и вставных конструкциях, формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями;
  2. развивать у них логическое мышление;
  3. воспитывать культуру речи.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к теме Вводные слова и конструкции»

Теоретический материал

Водными словами называются слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает своё отношение к высказыванию.

Вводные компоненты выделяются запятыми:


Значение

Вводное слово

Примеры


Уверенность

конечно, разумеется,

без сомнения, бесспорно, безусловно, естественно,

несомненно ….


Зима, конечно, будет снежная. Мы, безусловно, вас встретим.


Неуверенность

кажется, вероятно, наверное, возможно, очевидно, может быть, надо полагать, пожалуй, скорее всего, надеюсь, видать, по-видимому…


Зима, кажется, будет снежной. Мы, возможно, вас встретим.

Различные чувства

к счастью, к сожалению,

к удивлению, на беду,

на радость нам, странное дело, нечего греха таить,

чего доброго, как нарочно,

на удивление, к ужасу, …


Зима, к счастью, будет снежная. Мы, к сожалению, вас не сможем встретить.


Порядок явлений

(мыслей) и связь между ними

во-первых, во-вторых, наконец, значит, впрочем, например, следовательно, стало быть, итак, таким образом, однако, в общем, короче говоря, так сказать


Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежная. Значит, на полях будет много влаги.


Призывы

к вниманию

пожалуйста, поймите, послушайте, согласитесь, помилуйте, согласитесь,

не правда ли, позвольте, позвольте, представьте себе, считайте, …


Ведь вы, согласитесь, с моим мнением.


Источник сообщения

известно, по моему мнению, мол, помнится,

по-твоему, дескать,

по (…) мнению …, дескать, говорят,

с точки зрения…,

по словам …,



По сообщениям синоптиков, зима будет снежная.

Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли.

другими словами,

говоря образно,

мягко говоря,

прямо скажем,

как говорится …


Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания

по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать,

не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря …


Надо признаться, выполнил ты работу отлично.




В середине предложения вставные компоненты выделяются запятыми:

Если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры (обычно это бывает при союзах и и но):

Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых, работы было мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела (Катаев).

Если изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится (при союзе а).

Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее (Тургенев).

Но если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится после союзов а.

Не год, а, может быть, десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь (Ю. Лаптев)

При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится:

Чего доброго, пожалуй, и женится, из умиления души...

Вводные слова, стоящие перед сравнительным оборотом (с союзом как), целевым оборотом (с союзом чтобы):

Все это мне показалось странным, впрочем, как и другим.

Студент на минуту задумался, вероятно, чтобы точнее сформулировать свой ответ.

Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком от оборота оно не отделяется; если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми на общем основании.

А Петр Петрович, по крайней мере по многим признаком, человек весьма почтенный.

Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери.

Союз, употреблённый перед вводным словом, может относиться к нему, а может и выполнять свои функции в структуре предложения.

Знаки препинания в том и другом случае будут стоять по-разному:

После объяснения наши отношения не сделались лучше, а, напротив, ещё более разладились. Я приеду рано утром, а возможно, даже ночью.

Запятыми не выделяются:

1.Вводные слова, употреблённые в начале уточняющих оборотов, запятой не отделяются:

Многие произведения А.С. Пушкина, в частности "Повести Белкина" и "Маленькие трагедии", я перечитывал несколько раз.

2.Вводные слова и сочетания не отделяются запятой от сочинительного союза в начале предложения: И действительно, он скоро уехал.

А между прочим, дождь всё-таки прошёл.


Выделяются круглыми скобками:

Если вводная конструкция содержит добавочное и попутное замечание или пояснение, но отдалена от основного предложения по смыслу:

Алексей (читатель уже знал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку.


Выделяются тире:

1. Если вводная конструкция и основное предложение сопоставлены между собой по смыслу:

Тут – делать нечего – друзья расцеловались.

Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас. (М. Горький.)

2. при вопросительной или восклицательной интонации:

Этого – клянусь вам! – никогда не бывало с ним.

Было решено – помнишь? – что я приду к нему через несколько дней.

3. Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых обычно ставится тире, например:

Макаренко неоднократно подчеркивал, что новая педагогика основана, с одной стороны, на безграничном доверии к человеку, а с другой - на высоких к нему требованиях.

4. Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире (без запятой), а после него – запятая, например:


Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке

Но: Мужчины пили, спорили и хохотали, словом, ужин был чрезвычайно весел (Пушкин).

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова:


авось, будто, буквально, вдобавок, ведь, вот, вряд ли, вот, всё-таки, вроде, вдруг, в довершение, вдруг,

в конечном счете, все-таки, едва ли, якобы, почти, даже, именно, исключительно, как будто, как раз,

только, непременно, к тому же, причём, обязательно, между тем, наверняка, небось, по предложению,

по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы


Вводные слова


(вводные слова - не члены предложения,

их можно легко опустить, не нарушая

структуры предложения)

Члены предложения


(чаще всего сказуемые или обстоятельства)


Цех, возможно, уже реорганизован.

Цех возможно реорганизовать.

Вы, верно, переведены сюда из России? (Лермонтов).

Вы верно перевели тот отрывок?

Слово наконец является вводным, если

1) в контексте ему предшествовали слова

во-первых, во-вторых … или выражает чувства автора.

Сочинение, во-первых, очень поверхностно раскрывает тему, во-вторых, постоянно сбивается на пересказ и, наконец, просто безграмотно. Это, наконец, невыносимо!

2) оно указывает связь мыслей, порядок изложения (в значении «и ещё») или дает оценку факта, с точки зрения говорящего, например:


Да и наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо (Горький)


В значении же «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» слово наконец не является вводным, например:



...Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы.

Наконец бывает вводным словом,

При вводном слове добавление частицы -то невозможно:


Можно, наконец, обратиться за советом

к специалисту

наконец (= в конце концов = напоследок / = наконец-то)

Наконец добрались до места ночлега

(наконец-то добрались...)

Снегопад наконец перестал, и небо прояснилось.

Слово однако является вводным, если его нельзя заменить союзом но, например:

Смотри, однако, Вера, будь осторожна (Тургенев).

Если такая замена невозможна, то это союз, он

не обособляется:

Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились (Лермонтов). [Однако = но]

Вводные слова в обособленных оборотах выделяются только в том случае, если стоят в середине.

Весна, | кажется уже вступившая в свои права|, вдруг снова уступила зиме.

Весна, | уже, кажется, вступившая в свои права,| вдруг снова уступила зиме.


Вообще является вводным словом только в значении вообще говоря

Вообще, ты права, и я вынуждена с тобой согласиться. (= вообще говоря/ по правде говоря)

Он вообще нигде не работает. (= совсем)

Вообще ты права, но от тебя ускользают некоторые нюансы. (= в целом)

однако является вводным словом внутри предложения. Я голоден, однако.

однако = но:

Друзья пошли по тропинке, однако вскоре вынуждены были остановиться. Однако я голоден.

[Было пасмурно], однако [дождь прекратился].








Практическая часть

1.В приведенном ниже тексте расставьте знаки препинания при вводных словах. Во фразе, выделенной курсивом, пропущены все знаки препинания, попробуйте их расставить и объяснить, какими правилами русского языка пришлось при этом воспользоваться.

Ученик 6 "Б" класса Никита был несомненно лентяем. Естественно его лень приводила к получению плохих оценок в школе, и поэтому он конечно был еще и двоечником. Вообще он мог иногда бороться со своей ленью и тогда к радости всех учителей получал "четверки", однако желание перебороть себя возникало у Никиты не часто. Кстати его лень распространялась только на выполнение домашних заданий и может быть еще на некоторые неприятные обязанности по дому например мытье посуды и уборку комнаты. Зато у Никиты было время и силы на шалости, компьютерные игры и безусловно на футбол. Собственно против посещения школы Прыщиков ничего не имел, некоторые уроки в частности физкультура и рисование даже доставляли удовольствие, но математика и главным образом русский язык доставляли невыносимые страдания. Прежде всего он не всегда верно понимал правило, а воспринимал его по-своему, как ему казалось точнее. Далее Никита не мог применить это правило на практике значит допускал уйму ошибок. Возможно ему требовалось на понимание материала больше времени, но его-то у Никиты и не было. Придя из школы, он прежде всего включал компьютер и по крайней мере час играл в интересную и полезную с его точки зрения игрушку. Потом он бежал во двор и играл в футбол, демонстрируя несомненно присущие мальчику ловкость и быстроту реакции. Он действительно любил спорт, и потом мальчишке необходимо бегать и прыгать, в конце концов он должен вырасти сильным и крепким. Сидеть дома и читать скучные книжки значит стать вялым и слабым, а это в свою очередь может привести к болезням. В самом деле разве футбол не важнее книжек? Эти свои мысли Никита излагал отцу, и тот в свою очередь поддерживал сына и защищал от мамы, которая наоборот считала самым главным "пятерки" в дневнике.
Далее Никита отдыхал, смотрел телевизор или опять играл на компьютере. После этого на уроки оставалось как раз 30 минут, ведь мама требовала ложиться в постель не позже чем в 21.30. И вот именно в эти полчаса на Никиту нападала лень, во всяком случае это состояние можно было назвать только так. Мальчик вяло перебирал страницы учебников главным образом пытаясь вспомнить о чем говорили в классе и убедив себя что и так все помнит закрывал книги. Таким образом уроки оставались в конечном счете не сделанными, а среди учителей крепло мнение, что Никита несомненно лентяй. Вы верно так не думаете

























2.

Вариант 1

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова


Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.


Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен?


Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.


Кажется ваша история там наделала много шуму.


Первые мореплаватели покидая сушу ориентировались по очертаниям берегов по форме облаков и конечно по звездам.


Вариант 1

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова


Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.


Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен?


Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.


Кажется ваша история там наделала много шуму.


Первые мореплаватели покидая сушу ориентировались по очертаниям берегов по форме облаков и конечно по звездам.


Вариант 1

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова


Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.


Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен?


Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.


Кажется ваша история там наделала много шуму.


Первые мореплаватели покидая сушу ориентировались по очертаниям берегов по форме облаков и конечно по звездам.
















Вариант 2

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова


Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд.


Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр.


Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.


Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.


С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий.


Вариант 2

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова


Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд.


Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр.


Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.


Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.


С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий.


Вариант 2

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова


Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд.


Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр.


Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.


Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.


С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий.


Вариант 2

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова


Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд.


Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр.


Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.


Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.


С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий.













3. Практическое задание по теме «Вводные слова и предложения»


  1. Расставь знаки препинания. Укажите вводные слова

  2. Авось мы пойдем в лес.

  3. Он кажется немного утомленным.

  4. Вряд ли будет сегодня дождь.

  5. Дорога была к счастью не размыта.


2. Расставь знаки препинания. Начертите схему этого предложения.


Не забудьте пожалуйста Павел Денисович о моей просьбе.


3. Укажите, какие слова не могут быть выделены запятыми на месте пропуска в предложении:

Река Амур,…, пошире нашей.

А.немного В. пожалуй Г. все-таки




4. Найти предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Выписать номера тех предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. Объяснить ошибку.



1.К счастью, невозможно привыкнуть.

2.Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

3.Приближение весны, кажется, чудом.

4.Мне, просто, не о чем спорить с вами!

5.Утки – их было десять - каждое утро дружно шагали к пруду.




























Вставь, где необходимо, знаки препинания.


  1. Несчастье нисколько его не изменило а напротив он стал еще крепче и энергичнее.

  2. Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но во-первых работы было мало, и во-вторых много времени отнимали неотложные дела .

  3. Не год, а может быть десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь.

  4. Чего доброго пожалуй и женится, из умиления души...

  5. Все это мне показалось странным впрочем как и другим.

  6. Студент на минуту задумался вероятно чтобы точнее сформулировать свой ответ.

  7. А Петр Петрович по крайней мере по многим признаком, человек весьма почтенный.

  8. Ребенок, испугавшийся по-видимому лошади, подбежал к матери.

  9. После объяснения наши отношения не сделались лучше, а напротив ещё более разладились.

  10. Я приеду рано утром, а возможно даже ночью.

  11. Многие произведения А.С. Пушкина в частности "Повести Белкина" и "Маленькие трагедии" я перечитывал несколько раз.

  12. И действительно он скоро уехал.

  13. А между прочим дождь всё-таки прошёл.

  14. Алексей (читатель уже знал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку.

  15. Тут – делать нечего – друзья расцеловались.

  16. Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.

  17. Этого – клянусь вам! – никогда не бывало с ним.

  18. Было решено – помнишь? – что я приду к нему через несколько дней.

  19. Макаренко неоднократно подчеркивал, что новая педагогика основана с одной стороны на безграничном доверии к человеку, а с другой на высоких к нему требованиях.

  20. Книги, брошюры, журналы, газеты – словом все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке.

  21. Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом ужин был чрезвычайно весел.

  22. Цех возможно уже реорганизован.

  23. Вы верно переведены сюда из России?

  24. Да и наконец всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо.

  25. Сочинение во-первых очень поверхностно раскрывает тему, во-вторых, постоянно сбивается на пересказ и наконец просто безграмотно.

  26. Это наконец невыносимо!

  27. Можно наконец обратиться за советом к специалисту

  28. Смотри однако Вера, будь осторожна .

  29. Весна кажется уже вступившая в свои права вдруг снова уступила зиме.

  30. Весна, уже кажется вступившая в свои права, вдруг снова уступила зиме.

  31. Вообще ты права, и я вынуждена с тобой согласиться.

  32. Я голоден однако.

  33. Друзья пошли по тропинке однако вскоре вынуждены были остановиться.

  34. Однако я голоден.

  35. Было пасмурно однако дождь прекратился.

  36. Наконец добрались до места ночлега (наконец-то добрались...)

  37. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились [Однако = но]

  38. Он вообще нигде не работает (= совсем).

  39. Вообще ты права, но от тебя ускользают некоторые нюансы (= в целом).

  40. Цех возможно реорганизовать.

  41. Вы верно перевели тот отрывок?

  42. Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы.








Проверь себя:



  1. Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее.

  2. Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых, работы было мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела .

  3. Не год, а, может быть, десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь .

  4. Чего доброго, пожалуй, и женится, из умиления души...

  5. Все это мне показалось странным, впрочем, как и другим.

  6. Студент на минуту задумался, вероятно, чтобы точнее сформулировать свой ответ.

  7. А Петр Петрович, по крайней мере по многим признаком, человек весьма почтенный.

  8. Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери.

  9. После объяснения наши отношения не сделались лучше, а, напротив, ещё более разладились.

  10. Я приеду рано утром, а возможно, даже ночью.

  11. Многие произведения А.С. Пушкина, в частности "Повести Белкина" и "Маленькие трагедии", я перечитывал несколько раз.

  12. И действительно, он скоро уехал.

  13. А между прочим, дождь всё-таки прошёл.

  14. Алексей (читатель уже знал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку.

  15. Тут – делать нечего – друзья расцеловались.

  16. Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.

  17. Этого – клянусь вам! – никогда не бывало с ним.

  18. Было решено – помнишь? – что я приду к нему через несколько дней.

  19. Макаренко неоднократно подчеркивал, что новая педагогика основана, с одной стороны, на безграничном доверии к человеку, а с другой - на высоких к нему требованиях.

  20. Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке

  21. Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом, ужин был чрезвычайно весел

  22. Цех, возможно, уже реорганизован.

  23. Вы, верно, переведены сюда из России?

  24. Да и наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо .

  25. Сочинение, во-первых, очень поверхностно раскрывает тему, во-вторых, постоянно сбивается на пересказ и, наконец, просто безграмотно.

  26. Это, наконец, невыносимо!

  27. Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту

  28. Смотри, однако, Вера, будь осторожна.

  29. Весна, кажется уже вступившая в свои права |, вдруг снова уступила зиме.

  30. Весна, уже, кажется, вступившая в свои права |, вдруг снова уступила зиме.

  31. Вообще, ты права, и я вынуждена с тобой согласиться (= вообще говоря/ по правде говоря).

  32. Я голоден, однако.

  33. Друзья пошли по тропинке, однако вскоре вынуждены были остановиться.

  34. Однако я голоден.

  35. [Было пасмурно], однако [дождь прекратился].

  36. Наконец добрались до места ночлега (наконец-то добрались...)

  37. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились [Однако = но]

  38. Он вообще нигде не работает (= совсем).

  39. Вообще ты права, но от тебя ускользают некоторые нюансы. (= в целом)

  40. Цех возможно реорганизовать.

  41. Вы верно перевели тот отрывок?

  42. Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы


Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №83-84 Знаки препинания при вводных словах и предложениях»

8 класс

Урок 83-84. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

Цели:

  1. углубить знания учащихся о вводных предложениях и вставных конструкциях, формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями;

  2. развивать у них логическое мышление;

  3. воспитывать культуру речи.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о вводных и вставных конструкциях; осмысливают их роль в речи; правильно интонируют предложения с данными конструкциями и ставят в них знаки препинания.

Оборудование: учебник, карточки, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Целеполагание.

- Отметьте на дорожке успеха, умение различать вводные предложения и вставные конструкции, выделять их пунктуационно:





  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Орфографическая разминка. Найти лишнее, объяснить. Пропущен­ные буквы подчёркнуты.

  1. собиратель, зажигать, сочетание, внимание;

  2. современник, связаны, естественно, пустынный;

  3. по-французски, по-зимнему, по-нашему, по-видимому;

  4. окружённый, холщовый, плечом, горячо.


  1. Найдите вводные конструкции

  1. Книги, как известно, издавна почитались на Руси.

  2. По словам летописцев, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой.

  3. К сожалению, сейчас её следы потеряны.

  4. Может быть, когда – нибудь она будет найдена.



  1. Прочитайте предложения: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3

  1. Обобщение по теме «Вводные предложения и вставные конструкции»

- Чем отличаются вводные предложения от вставных конструкций?

Вставные конструкции вносят в предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки. Они не могут находиться в начале предложения. Внутри основного предложения вставные конструкции обособляются более значительными паузами, чем вводные конструкции; на письме выделяются тире или скобками.

Вставными могут быть слова, словосочетания, предложения. Вставное слово выполняет функцию пояснения, уточнения предшествующего слова или словосочетания: К этой палочке привязан груз (камень) весом в 3-4 килограмма. (В. Арсеньев)

Вставные словосочетания либо служат для уточнения члена предложения, либо для дополнительного содержания предложения в целом: Никита сдвинул брови (совсем как сейчас в поезде), резко повернулся и пошел прочь. (В. Кетлинская)

Вставные предложения приносят дополнительную информацию к тому, о чем идет речь в основном предложении: Даже мои хозяева — если они были дома — открывали окна и, слушая, хвалили музыканта. (М. Горький)

Вставные предложения используются в различных стилях речи.


РАБОТА НАД ПУНКТОГРАММОЙ.

[запятыми, если синонимичны

вводным словам]

вводные предложения выделяются

[тире и скобками, если содержат

добавочное замечание или пояснение]


Знак препинания

ТИРЕ

СКОБКИ

Значение

Дополнение

Пояснение

Примеры

Небольшие дворики, лишенные всякой растительности – ни деревца, ни травинки, - отгорожены каменными заборами.

Двигатель работал напряженно: сейнер поднимался чуть не на попа, - в воде только корма – и все же был не в состоянии преодолеть встречную силу шторма.


В ночном разговоре мужиков, охранявших захваченную барскую усадьбу от разграбления, в мечтах и планах использования усадьбы для нужд народа (для больницы, школы, ветеринарной службы) прозвучало странное название: «Академия необходимых наук».



  1. Тренировочные упражнения.

  1. Дополните предложения вставными конструкциями с указанным в скобках значением и запишите, расставляя знаки препинания.

Когда все кончилось (длительность действия), зрители долго не отпускали артистов. Однажды (время события) я бродил по лесу. Осторожно ступая по обледенелым ступенькам (причина действия), я зашел в подъезд. Сергей оперся подбородком о руки (причина действия) и задумался. По улице (какой это был город?) ехали велосипедисты с рюкзаками за спиной. Утки (сколько их было?) в..дили свое потомство на соседний пруд. Илья Петрович был уже тогда (когда вы с ним познакомились?) человеком. Посетители выставки (какие работы были представлены?) с интересом рассматривали к..ртины. Моя подруга (какова ее внешность?) любит подолгу задерживат..ся у зеркала.

  1. Спишите предложения, укажите, в каких из них вставные конструкции сходны по значению с вводными словами, в каких — содержат добавочное сообщение. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки, вставьте буквы, где это необходимо.

Я ел а тетя Маша так звали женщину смотрела на меня сидя (на)против думая о своем. (В. Солоухин) С песней всем известно ле..че жить и строить. (Н. Букин) Мне я вам прямо скажу нян(?)чит(?)- ся с вами тоже (не)когда. (А. Гайдар) Солдаты их было трое ели (не)обращая внимания на Пьера. (Л. Толстой) Есть люди Пушкин принадлежит к их числу, следы которых (не)властно стереть даже время. (М. Басина) Летом дни долгие как говорят в народе от утренней зари до вечерней на хорошем коне можно полсвета объехать. (П. Проскурин) Пр..ятели как мы уже сказали выше (н..)походили друг (на) друга. (И. Тургенев) (Во)время болезни я это хорошо помню отец весело возился со мной. (М. Горький) Булочники их было четверо держались в стороне от нас. (М. Горький) Однажды это было в конце июня доктор Хоботов приш..л по какому-то делу к Андрею Ефимы- чу. (А. Чехов) Вам я думаю тяжело жить доктор? (Н. Лесков)

  1. Замените в предложениях вводное слово вводными предложениями а) синонимичными; б) содержащими добавочное сообщение.

Образец: Мой отец, несомненно, больше всех повлиял на меня. — Мой отец, я уверен, больше всех повлиял на меня. Мой отец (он сорок лет отдал медицине) больше всего повлиял на меня.

Андрей, конечно, не подведет своих друзей. Дождь, кажется, не скоро прекратится. Завтра, по сообщению синоптиков, будет хорошая погода. Он мне почти не помог, а точнее говоря, не помог вообще.

  1. Работа с текстом.

I вариант

В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письменном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались, не клались куда попало. Это был культ книги (причем не¬ обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная библиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатление случаи потребительского, небрежного отношения к книгам.

О. Трубачев. Книга в моей жизни

1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?

2.Как они изменяют строение предложения?

3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя вводные слова словом, конечно и др.


II вариант

Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это уже философия.

У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь.

    1. Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.

    2. Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.

    3. Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных конструкций в предложении и в тексте.

    4. Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи предложения с вводными словами и вставными конструкциями».



  1. Подведение итогов урока.

- Отметьте на дорожке успеха, умение различать вводные предложения и вставные конструкции, выделять их пунктуационно:






Домашнее задание. & 37, упражнение №350

Сравнительная таблица

Критерии сравнения

Обособленные члены

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

Вводные слова, словосочетания, предложения

Вставные слова, словосочетания, предложения

Степень распространенности

Нераспространенные Распространенные

Слово

Словосочетание

Предложение

Слово

Словосочетание

Предложение

Слово

Словосочетание

Предложение

Роль в языке (общее грамматическое значение)

Выражение добавочного высказывания, пояснение, уточнение, выделение, ограничение, присоединение, сравнение, уподобление

Название лица или кличка одушевленного существа для привлечения его внимания и для выражения отношения к нему

Выражение говорящим своего отношения к тому, что он сообщает.

Указание на источник сообщения.

Указание на последовательность изложения.

Выражение дополнительных замечаний, пояснения, уточнения, поправки

Связь с другими членами предложения

Определяемое слово – обособленный член предложения

Не связано грамматически с членами предложения

Не связано грамматически с членами предложения

Не связано грамматически с членами предложения

Выполняемая синтаксическая функция

Определение

Дополнение

Обстоятельство

vvvvvvvv

+++++++


Место в предложении

Начало

Середина

Конец

Начало

Середина

Конец

Начало

Середина

Конец

Середина

Конец

Знаки препинания

, –

, !

, –

– ()

Интонация

Интонация обособления – усиление ударения, паузы, убыстрение темпа

Звательная интонация

Интонация вводности – паузы, понижение силы голоса и более быстрое произношение вводных слов

Интонация включения - выделение паузами, произношение с убыстрением и тоном ниже, чем предложение, в которое они вставлены


Просмотр содержимого документа
«РМ - Вводные предложения и вставные конструкции»

Вводные предложения и вставные конструкции


  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Орфографическая разминка. Найти лишнее, объяснить. Пропущен­ные буквы подчёркнуты.

  1. Собратель, зажгать, соч…тание, вн…мание;

  2. Совреме…ик, связа…ы, естестве…о, пусты…ый;

  3. (По)французски, (по)зимнему, (по)нашему, (по)видимому;

  4. Окруж…нный, холщ…вый, плеч…м, горяч...


  1. Найдите вводные конструкции

  1. Книги как известно издавна почитались на Руси.

  2. По словам летописцев Ярослав Мудрый владел большой библиотекой.

  3. К сожалению сейчас её следы потеряны.

  4. Может быть когда – нибудь она будет найдена.



  1. Прочитайте предложения: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3

  1. Обобщение по теме «Вводные предложения и вставные конструкции»

- Чем отличаются вводные предложения от вставных конструкций?

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Дополните предложения вставными конструкциями с указанным в скобках значением и запишите, расставляя знаки препинания.

Когда все кончилось (длительность действия), зрители долго не отпускали артистов. Однажды (время события) я бродил по лесу. Осторожно ступая по обледенелым ступенькам (причина действия), я зашел в подъезд. Сергей оперся подбородком о руки (причина действия) и задумался. По улице (какой это был город?) ехали велосипедисты с рюкзаками за спиной. Утки (сколько их было?) в..дили свое потомство на соседний пруд. Илья Петрович был уже тогда (когда вы с ним познакомились?) человеком. Посетители выставки (какие работы были представлены?) с интересом рассматривали к..ртины. Моя подруга (какова ее внешность?) любит подолгу задерживат..ся у зеркала.

  1. Спишите предложения, укажите, в каких из них вставные конструкции сходны по значению с вводными словами, в каких — содержат добавочное сообщение. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки, вставьте буквы, где это необходимо.

Я ел а тетя Маша так звали женщину смотрела на меня сидя (на)против думая о своем. (В. Солоухин) С песней всем известно ле..че жить и строить. (Н. Букин) Мне я вам прямо скажу нян(?)чит(?)- ся с вами тоже (не)когда. (А. Гайдар) Солдаты их было трое ели (не)обращая внимания на Пьера. (Л. Толстой) Есть люди Пушкин принадлежит к их числу, следы которых (не)властно стереть даже время. (М. Басина) Летом дни долгие как говорят в народе от утренней зари до вечерней на хорошем коне можно полсвета объехать. (П. Проскурин) Пр..ятели как мы уже сказали выше (н..)походили друг (на) друга. (И. Тургенев) (Во)время болезни я это хорошо помню отец весело возился со мной. (М. Горький) Булочники их было четверо держались в стороне от нас. (М. Горький) Однажды это было в конце июня доктор Хоботов приш..л по какому-то делу к Андрею Ефимы- чу. (А. Чехов) Вам я думаю тяжело жить доктор? (Н. Лесков)

  1. Замените в предложениях вводное слово вводными предложениями а) синонимичными; б) содержащими добавочное сообщение.

Образец: Мой отец, несомненно, больше всех повлиял на меня. — Мой отец, я уверен, больше всех повлиял на меня. Мой отец (он сорок лет отдал медицине) больше всего повлиял на меня.

Андрей, конечно, не подведет своих друзей. Дождь, кажется, не скоро прекратится. Завтра, по сообщению синоптиков, будет хорошая погода. Он мне почти не помог, а точнее говоря, не помог вообще.

  1. Работа с текстом.

I вариант

В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письменном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались, не клались куда попало. Это был культ книги (причем не¬ обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная библиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатление случаи потребительского, небрежного отношения к книгам.

О. Трубачев. Книга в моей жизни

1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?

2.Как они изменяют строение предложения?

3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя вводные слова словом, конечно и др.


II вариант

Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это уже философия.

У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь.

    1. Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.

    2. Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.

    3. Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных конструкций в предложении и в тексте.

    4. Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи предложения с вводными словами и вставными конструкциями».

Просмотр содержимого презентации
«Вставные конструкции Стафеевой В.Н»

Знаки препинания при вводных предложениях и вставных конструкциях

Знаки препинания при вводных предложениях

и вставных конструкциях

Цели урока:

Цели урока:

  • Углубить знания о вводных предложениях и вставных конструкциях
  • Научиться выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме вводные предложения и вставные конструкции.
  • Совершенствовать умение анализировать текст.
  • Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

  • 1 . соб и ратель, заж и гать, соч е тание, вн и мание;
  • 2. совреме нн ик, связаны, естестве нн о, пусты нн ый;
  • 3. по-французски, по_зимнему,
  • по _ нашему, по_видимому;
  • 4 . окруж ё нный, холщ о вый, плеч о м, горяч о .
  • 1 . соб.ратель, заж.гать, соч.тание, вн.мание;
  • 2. совреме…ик, связаны, естестве…о, пусты…ый;
  • 3. по_французски, по_зимнему,
  • по _ нашему, по__видимому;
  • 4 . окруж.нный, холщ.вый, плеч.м, горяч.
Проверим:

Проверим:

  • 1) сочетание - слово-исключение среди корней с чередованием;
  • 2) связаны - -н- в суффиксе краткого причастия;
  • 3) по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;
  • 4) окружённый — -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола).
Повторение темы  « Вводные слова»  1.Найдите вводные конструкции 1.Книги, как известно , издавна почитались на Руси. 2. По словам летописцев , Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. 3. К сожалению , сейчас её следы потеряны. 4. Может быть , когда – нибудь она будет найдена.

Повторение темы « Вводные слова»

1.Найдите вводные конструкции 1.Книги, как известно , издавна почитались на Руси. 2. По словам летописцев , Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. 3. К сожалению , сейчас её следы потеряны. 4. Может быть , когда – нибудь она будет найдена.

  • 1.Найдите вводные конструкции 1.Книги как известно издавна почитались на Руси. 2.По словам летописцев Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. 3.К сожалению сейчас её следы потеряны. 4.Может быть когда – нибудь она будет найдена.
Как известно По словам летописцев К сожалению Может быть  1. Степень достоверности сообщения. 2. Различные чувства. 3. Источник сообщения. 4. Обращение к собеседнику. 5. Оформление мысли

  • Как известно
  • По словам летописцев
  • К сожалению
  • Может быть

1. Степень достоверности сообщения.

2. Различные чувства.

3. Источник сообщения.

4. Обращение к собеседнику.

5. Оформление мысли

Повторение темы  « Вводные слова»  Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? 1) 1,2 2) 1,2,3,4 3 ) 3,4 4) 1,3

Повторение темы « Вводные слова»

  • Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.

  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
  • 1) 1,2 2) 1,2,3,4 3 ) 3,4 4) 1,3

Ключ: 1) 1, 2  Ключ: 1) 1, 2    Ключ: 1) 1, 2    Ключ: 1) 1, 2    Ключ: 1) 1, 2

Ключ:

1) 1, 2

  • Ключ: 1) 1, 2
  • Ключ: 1) 1, 2
  • Ключ: 1) 1, 2
  • Ключ: 1) 1, 2

Обобщение по теме  «Вводные предложения и вставные конструкции»  Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай!  Горький Максим

Обобщение по теме «Вводные предложения и вставные конструкции»

Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай!

Горький Максим

План ответа  1.Степень распространенности. 2.Роль в языке (общее грамматическое значение). 3.Связь с другими членами предложения. 4.Выполняемая синтаксическая функция. 5.Место в предложении. 6.Знаки препинания. 7.Интонация.

План ответа

1.Степень распространенности.

2.Роль в языке (общее грамматическое значение).

3.Связь с другими членами предложения.

4.Выполняемая синтаксическая функция.

5.Место в предложении.

6.Знаки препинания.

7.Интонация.

Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции? 11 1.Вводные конструкции Используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику Служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается и др.

Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции?

11

1.Вводные конструкции

Используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику

Служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому,

что сообщается и др.

11 К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно .  Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна поет .  Составьте схемы этих предложений.

11

  • К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно .

  • Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна поет .

Составьте схемы этих предложений.

Знаки препинания: 13 ( ) Скобки выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.

Знаки препинания:

13

( )

Скобки выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его.

Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.

Вставные конструкции- 13

Вставные конструкции-

13

  • это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей.
  • Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения.
  • На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире.
  • В устной речи вставные конструкции произносятся с интонацией включения.
13 не выражают отношения говорящего к высказываемой информации В отличие от вводных слов и предложений, вставные конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, адресованных собеседнику

13

не выражают отношения говорящего к высказываемой информации

В отличие от вводных слов и предложений, вставные конструкции

используются для передачи дополнительных замечаний,

попутных комментариев,

адресованных собеседнику

13 § 37; упр. 350

13

§ 37; упр. 350

Продолжите предложения: 13

Продолжите предложения:

13

  • «Сегодня на уроке я узнал, что…»
  • «Мне понравилось …………………»
  • «Мне не понравилось ……………..»
Спасибо за урок! 13

Спасибо за урок!

13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!