СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №78-79 Правописание вводных слов. Знаки препинания при вводных словах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. закрепить умение находить в предложении вводные слова и определять их значение;
  2. совершенствовать орфографический навык написания вводных слов, пунктуационный навык обособления на письме вводных слов, умение производить синтаксический разбор предложений, осложнённых вводными словами;
  3. воспитывать любовь к музыке, стремление применять полученные знания на практике.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №78-79 Знаки препинания при вводных словах.»

8 класс


Урок №78-79

Правописание вводных слов. Знаки препинания при вводных словах

Цель:

закрепление и обобщение изученного о вводных словах и о знаках препинания в предложениях с вводными словами.

Задачи:


  1. закрепить умение находить в предложении вводные слова и определять их значение;

  2. совершенствовать орфографический навык написания вводных слов, пунктуационный навык обособления на письме вводных слов, умение производить синтаксический разбор предложений, осложнённых вводными словами;

  3. воспитывать любовь к музыке, стремление применять полученные знания на практике.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают о понятии «водные слова», группы вводных слов по значению; умеют определять вводные слова в предложении, отличать их от членов предложения; классифицируют их по значениям; расставляют знаки препинания в предложениях с вводными словами, выполняют синтаксический разбор предложений с данным видом осложнения.

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

раздаточный материал, опорные таблицы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Оргмомент, приветствие.

  2. Мотивация учебной деятельности.


Приветствуют учителя, формулируют цели и задачи урока, исходя из темы.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Опрос «Мягкая посадка».

  1. Вопросы для устного опроса:

*Какие слова называются вводными?

*Какое место в предложении они могут занимать?

*Что общего между вводными словами и обращениями?

*Как вводные слова выделяются на письме?

*Какие группы вводных слов по значению вы знаете?

*Назовите вводные слова, обозначающие большую степень уверенности.

*Какие слова обозначают меньшую степень уверенности?

*Перечислите вводные слова, обозначающие различные чувства.

*Что обозначают вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец, таким образом?

*Укажите значение вводных слов: одним словом, короче говоря, кстати сказать.

  1. Карточка для индивидуальной работы

Задание: списать предложения, найти и графически обозначить вводные слова, расставить запятые, вставить пропущенные буквы.

  1. Наст…ящая музыка безусловно способна выражать только гуманные чу…ства.

  2. Музыка по моему мнению захватыва…т сильнее, чем живопись потому что она разумеется больше сбл…жает человека с человеком.

  3. К счастью музыка способна заглушить самую большую печ…ль.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Музыка, как известно, воздействует на этическую сторону души, и, значит, она способна воспитывать молодёжь. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, ССП с соединит. союзом: 1) двусост., распростр., осложнено вводным словом; 2) двусост., распростр., осложнено вводным словом)

Учитель задаёт вопросы по теме, тот, кто отвечает, садится. Учащиеся, не сумевшие ответить на заданный им вопрос, садятся, получив карточку для индивидуальной работы.














Учащиеся, ответившие на вопросы учителя, производят синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет разбор на доске)

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Практикум по теме урока.

  1. Работа с эпиграфом.

- Какой лексической теме посвящён наш урок? Прочитайте эпиграф к уроку.

Эпиграф урока:

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.

Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, её слушать.

Благодаря музыке вы, бесспорно, найдёте в себе новые,

неведомые вам прежде силы.

Д.Шостакович

- Как вы поняли слова великого композитора?

- Найдите в этом высказывании вводные слова. Каково их значение? Как они выделяются при чтении? А на письме?

  1. Классифицирующий словарный диктант.

Задание: запишите слова, которые могут употребляться как вводные, определите группу по значению.

Разумеется, неожиданно, к счастью, откуда-то, в-третьих, вряд ли, по-видимому, к сожалению, взволнованно, пожалуйста, по-дружески, следовательно, обыкновенно, как будто, извините, по-моему, едва ли, к удивлению, вдруг, бесспорно,

  1. «Цифровой диктант».


Вводные слова

Члены предложения




Предложения для графического диктанта:

1.К несчастью музыканта никто не остался равнодушным.

2. К несчастью, далеко не все люди способны понимать музыку.

3. Я, верно, смогу достать билеты в филармонию, по крайней мере, постараюсь.

4. Я верно записал в нотной тетради заданный мне отрывок из музыкальной пьесы.

5. Объявление о предстоящем концерте действительно до конца месяца.

6. Действительно, музыка оказывает на человека благотворное влияние.

7. Эта музыкальная пьеса кажется мне очень оригинальной и интересной.

8. Слушателям, кажется, очень понравилось исполнение скрипача.

9. Оркестр, может быть, уже в следующем месяце отправится в гастрольный тур.

10. Это произведение вполне может быть исполнено на аккордеоне.

11. К счастью и радости слушателей добавился восторг.

12. Мы, к счастью, ещё не раз сможем насладиться этой музыкальной композицией.


  1. Творческий диктант.

- Вставьте в текст подходящие по значению вводные слова. Определите эти значения. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.


______________ ни одно другое иску…тво так настойчиво не вт…ргает(?)ся в жизнь человека, как музыка. (Не)устанный труд увлеч…нные занятия большие мысли и глубокие чу…ства - _________ всё, чем живёт человек, нашло отр…жение в музыке. ______________ для композитора (не)обходима боль познания чужих бед. Музыка _________________ делает человека добрее бл…городнее красивее. __________________ есть люди, которых хорошая музыка (н…)как и (н…)чем (не)увлекает и (не)волнует. Главным в музыке _______________ всегда остаёт(?)ся человек его мысли его чу…ства его отн…шение к миру.

Слова для справок: пожалуй, одним словом, по мнению Чайковского, без сомнения, к сожалению, конечно же.

Дифференцированное задание: 1 группа (сильные) – обозначить графически грамматические основы во 2-ом и в 4-ом предложениях. 2 группа (слабые) – графически обозначить все вводные слова.

- Как вы поняли значение третьего предложения? Согласны ли вы с мнением, что музыка делает человека добрее, благороднее, красивее?


  1. Углубление знаний по теме.

Задание: прочитайте правила постановки знаков препинания при вводных словах (первый столбик) и согласно им расставьте знаки препинания в предложенных предложениях (во втором столбике).

  1. Союз А не отделяется запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое.

Несчастье нисколько его не изменило а напротив он стал еще крепче.

  1. После других союзов, кроме А, запятая перед вводным словом ставится.

Уж поздно и пожалуй нам пора возвращаться.

  1. При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится.

Кажется однако работа еще не закончена.

  1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то между ними никакого знака не ставится.

Мимо меня пробежал товарищ по счастью меня не заметивший.

  1. Если вводное слово стоит в середине оборота, то выделяется запятыми.

Девочка что-то видимо потеряв рылась в песке.


  1. Проверочная работа (тест) с последующей самопроверкой по ключу.

1. Укажите предложение с вводным словом:

А. Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.

Б. Я, может, никогда бы не вступил на путь искусства, если бы в детстве не полюбил музыку.

В. Музыка может исцелять души людей, она делает их сильными и мудрыми.

Г. Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!

2.Укажите количество запятых в предложении:

Я желал бы всеми силами своей души чтобы музыка моя распространялась чтобы увеличивалось число людей любящих её находящих в ней подпору и утешение. (П.И.Чайковский)

А. 2

Б. 3

В. 4

Г. 5

3.Найдите предложение с вводным словом, имеющим значение «источник высказывания»:

А. По мнению Бетховена, музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

Б. Музыка, бесспорно, - могучий источник мысли.

В. Таким образом, музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках.

Г. Итак, без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

4. Определите, на месте каких цифр необходимо поставить запятые в предложении

Музыка (1) без сомнения (2) воодушевляет весь мир (3) снабжает душу крыльями (4) и (5) конечно (6) способствует полёту воображения (7) делая человека счастливым.

А. 1,2,3,4,5,6,7

Б. 2,4,5,6

В. 1,2,3,6,7

Г. 1,2,3,5,6,7

5. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены):

Друзья мои по моему глубокому убеждению никогда не следует считать потерянным время посвящённое концерту.

А. Обращением и вводным словом.

Б. Обращением, вводным словом, обособленным определением.

В. Вводным словом и однородными членами предложения.

Г. Обращением, вводным словом и обособленным обстоятельством.



Определяют лексическую тему урока, формулируют смысл эпиграфа, находят вводные слова.









Записывают словарные слова, подчеркивают те слова, которые могут быть вводными, классифицируют их по значению.


Определяют предложения с водными словами и словами, выступающими в качестве членов предложения.

Взаимопроверка. Работа в паре.

Ключ:


Вводные слова

Члены предложения

2, 3, 6, 8, 9, 12

1, 4, 5, 7, 10, 11






Работа в группе.

Вставляют предложенные вводные слова в текст, расставляют знаки предложения, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки.

Взаимопроверка. Прием «Посол».





Выполняют дифференцированные задания. Фронтальная проверка.




Знакомятся с новыми правилами постановки знаков препинания при вводных словах, находят примеры, иллюстрирующие данные правила – делают записи в тетрадь предложений, расставляют знаки препинания.








Выполняют самостоятельно проверочную работу.

Самопроверка по ключу.

Разбор ошибок.

Ключ к тесту:

1. Б, 2. В, 3. А, 4. Г, 5. Б.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Заключительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы не просто повторили тему «Вводные слова», не просто учились находить их и ставить знаки препинания, но и прикоснулись, пусть только немного, к великому искусству – музыке. Я хочу прочитать стихотворение известного вам уже поэта Константина Бальмонта «Музыка», и пусть оно ещё хоть чуть-чуть приблизит вас к этому величайшему творению человечества – музыкальному искусству.



Когда и правая, и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных,
И звездною росой обрызгана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных,—
Тогда священна ты,— ты не одна из нас,
А ты, как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.
Всего острей поет в тебе одна струна—
Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты—как луна,
Когда вскипит волна, но падает, как пена.

  1. Оценивание работы учащихся на уроке.



Прослушивают стихотворение.















Заполняют оценочную карту урока, проставляя оценки из тетради (самооценка, взаимооценка)

Домашнее задание

Продвинутый уровень: написать сочинение-миниатюру «Под звуки музыки…».

Достаточный уровень: найти в интернете 4 высказывания известных людей о музыке, списать их, добавив подходящие по смыслу вводные слова.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №78-79 РМ»

Урок 78. Знаки препинания при вводных словах

Эпиграф урока:

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.

Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, её слушать.

Благодаря музыке вы, бесспорно, найдёте в себе новые,

неведомые вам прежде силы.

Д.Шостакович

  1. Монологический ответ

  • Вводными называются слова или словосочетания, …

  • К ним … задать вопрос от другого члена предложения.

  • Не являются … ….

  • Могут стоять в начале, в … , в … .

  • Выделяются … в устной речи и … на письме.

  • Вводные слова делятся на … по … .



  1. Классифицирующий словарный диктант.

Задание: запишите слова, которые могут употребляться как вводные, определите группу по значению.

Разумеется, неожиданно, к счастью, откуда-то, в-третьих, вряд ли, по-видимому, к сожалению, взволнованно, пожалуйста, по-дружески, следовательно, обыкновенно, как будто, извините, по-моему, едва ли, к удивлению, вдруг, бесспорно,

  1. «Цифровой диктант»

Вводные слова

Члены предложения




  1. К несчастью музыканта никто не остался равнодушным.

  2. К несчастью далеко не все люди способны понимать музыку.

  3. Я верно смогу достать билеты в филармонию по крайней мере постараюсь.

  4. Я верно записал в нотной тетради заданный мне отрывок из музыкальной пьесы.

  5. Объявление о предстоящем концерте действительно до конца месяца.

  6. Действительно музыка оказывает на человека благотворное влияние.

  7. Эта музыкальная пьеса кажется мне очень оригинальной и интересной.

  8. Слушателям кажется очень понравилось исполнение скрипача.

  9. Оркестр может быть уже в следующем месяце отправится в гастрольный тур.

  10. Это произведение вполне может быть исполнено на аккордеоне.

  11. К счастью и радости слушателей добавился восторг.

  12. Мы к счастью ещё не раз сможем насладиться этой музыкальной композицией.


  1. Карточка для индивидуальной работы

Задание: списать предложения, найти и графически обозначить вводные слова, расставить запятые, вставить пропущенные буквы.

  1. Наст…ящая музыка безусловно способна выражать только гуманные чу…ства.

  2. Музыка по моему мнению захватыва…т сильнее, чем живопись потому что она разумеется больше сбл…жает человека с человеком.

  3. К счастью музыка способна заглушить самую большую печ…ль.

  4. Музыка как известно воздействует на этическую сторону души, и значит она способна воспитывать молодёжь.


  1. Творческий диктант

Задание: вставьте в текст подходящие по значению вводные слова. Определите эти значения. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

______________ ни одно другое иску…тво так настойчиво не вт…ргает(?)ся в жизнь человека, как музыка. (Не)устанный труд увлеч…нные занятия большие мысли и глубокие чу…ства - _________ всё, чем живёт человек, нашло отр…жение в музыке. ______________ для композитора (не)обходима боль познания чужих бед. Музыка _________________ делает человека добрее бл…городнее красивее. __________________ есть люди, которых хорошая музыка (н…)как и (н…)чем (не)увлекает и (не)волнует. Главным в музыке _______________ всегда остаёт(?)ся человек его мысли его чу…ства его отн…шение к миру.

Слова для справок: одним словом, к сожалению, по мнению Чайковского, пожалуй, без сомнения, конечно же.


  1. Углубление знаний по теме.

Задание: прочитайте правила постановки знаков препинания при вводных словах (первый столбик) и согласно им расставьте знаки препинания в предложенных предложениях (во втором столбике).

  1. Союз А не отделяется запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое.

Несчастье нисколько его не изменило а напротив он стал еще крепче.

  1. После других союзов, кроме А, запятая перед вводным словом ставится.

Уж поздно и пожалуй нам пора возвращаться.

  1. При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится.

Кажется однако работа еще не закончена.

  1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то между ними никакого знака не ставится.

Мимо меня пробежал товарищ по счастью меня не заметивший.

  1. Если вводное слово стоит в середине оборота, то выделяется запятыми.

Девочка что-то видимо потеряв рылась в песке.



  1. Проверочная работа (тесты) с последующей самопроверкой по ключу.

1. Укажите предложение с вводным словом:

А. Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.

Б. Я, может, никогда бы не вступил на путь искусства, если бы в детстве не полюбил музыку.

В. Музыка может исцелять души людей, она делает их сильными и мудрыми.

Г. Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!

2.Укажите количество запятых в предложении:

Я желал бы всеми силами своей души чтобы музыка моя распространялась чтобы увеличивалось число людей любящих её находящих в ней подпору и утешение. (П.И.Чайковский)

А. 2 Б. 3 В. 4 Г. 5

3.Найдите предложение с вводным словом, имеющим значение «источник высказывания»:

А. По мнению Бетховена, музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

Б. Музыка, бесспорно, - могучий источник мысли.

В. Таким образом, музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках.

Г. Итак, без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

4. Определите, на месте каких цифр необходимо поставить запятые в предложении

Музыка (1) без сомнения (2) воодушевляет весь мир (3) снабжает душу крыльями (4) и (5) конечно (6) способствует полёту воображения (7) делая человека счастливым.

А. 1,2,3,4,5,6,7 Б. 2,4,5,6 В. 1,2,3,6,7 Г. 1,2,3,5,6,7

5. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены):

Друзья мои по моему глубокому убеждению никогда не следует считать потерянным время посвящённое концерту.

А. Обращением и вводным словом.

Б. Обращением, вводным словом, обособленным определением.

В. Вводным словом и однородными членами предложения.

Г. Обращением, вводным словом и обособленным обстоятельством.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!