СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №2 Сила слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковая цель.

Все учащиеся смогут: понимать основную информацию текста, определять тему, основную мысль на основе содержания.

Большинство  учащихся смогут: понимать, в чём заключается сила слова, использовать слова в прямом и переносном значении, находить в тексте синонимы, выразительно читать стихотворение.

Некоторые  учащиеся смогут: моделировать ситуацию, комментировать высказывание.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №2 Сила слова»

Класс 5

Урок №2

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

Культура: язык и общение

1.2 Сила слова

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5Ч1: понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему.

5Ч2: определять основную мысль на основе содержания и композиции.

5СРН2: использовать слова в прямом и переносном значении, синонимы.


Языковая цель:

Все учащиеся смогут: понимать основную информацию текста, определять тему, основную мысль на основе содержания.

Большинство учащихся смогут: понимать, в чём заключается сила слова, использовать слова в прямом и переносном значении, находить в тексте синонимы, выразительно читать стихотворение.

Некоторые учащиеся смогут: моделировать ситуацию, комментировать высказывание.

Ключевые слова и фразы: сила слова, доброе и злое слово, основная мысль

Полезные фразы: по-моему, по моему мнению, я думаю, что... я считаю, что..., мне кажется

Вопросы для обсуждения. В чем сила слова? Почему и как словом можно убить? Почему слово можно считать поступком? Почему со словом надо обращаться бережно?

Письменные подсказки. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести»

Предыдущее обучение:

Учащиеся понимают основное содержание текста, определяют главную информацию; пересказывают содержание текстов (повествование, описание), используя эмоционально окрашенные слова.

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вызов

  1. Приветствие учащихся. Деление на группы. Стратегия «Выбор команды»

Учитель выбирает 6-х учащихся по количеству групп. Каждый из учащихся выбирает по одному ученику в свою команду. Вновь выбранные учащиеся продолжают выбирать до тех пор, пока все ученики не разделятся по группам.

  1. Создание коллаборативной среды. Психологический настрой «Давайте поздороваемся»


  1. Совместное определение темы урока. Целеполагание.

  1. Ребус+= слово

  • Какое значение слово играет в жизни человека?

  1. Стратегия «Деформированное предложение»

Цель работы: вовлечение учащихся в тему урока, формирование умений комментировать высказывание.

Организует работу с материалом учебника. Обращает внимание на высказывание Абая (деформированное предложение). Каждая группа получает конверт со словами и словосочетаниями (запомнивший слова, человек, мудрых, благоразумным, сам, становится), из которых состоит высказывание Абая Кунанбаева «Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным».

Обсуждение смысла высказывания и моделирование ситуации, в которой учащиеся могли бы употребить данную цитату.

  • Как вы понимаете это высказывание?

  • Какое слово или словосочетание является ключевым в данном высказывании?

  • Приведите пример ситуации, в которой вы употребили бы данное выражение.

Приветствуют учителя, делятся на группы по стратегии «Выбор команды»

Работа в паре.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Работа в группе.

Отгадывают слово, зашифрованное в ребусе, отвечают на вопрос учителя, высказывая свои предположения и аргументируя их.

Учащиеся С составляют предложение, записывают в тетрадь.

Учащиеся В определяют ключевое словосочетание «Слова мудрых», объясняют его смысл, делают вывод: «Слова имеют силу влияния».

Учащиеся А приводят примеры ситуации.

ФО: смайлик














Слайд – ребус





Учебник, стр. 8











Смайлики


  1. Осмысление

  1. Стратегия « Вопрос в конверте»

Предлагает учащимся разрозненные части пословиц в конверте, которые необходимо собрать, объяснить их смысл.

  • Доброму слову – добрый ответ.

  • Доброе слово и кошке приятно.

  • Доброе слово сказать – посошок в руки дать

  • Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

  • Добрым словом и бездомный богат.


  • Какие мудрости (ценности) вы вынесли из этих пословиц?

  • Какие пословицы о слове вы можете еще привести?

  1. Работа с текстом стихотворения «Сила слова» Павла Ивановича Заякина

Нет силы сильнее, чем слову дана.

И властвует в мире над всеми она.

И гнев ли священный, порыв ли святой –

Всё будит в нас слово, луч сердца живой.

Свободное слово к народу дойдёт,

Укажет дорогу не вспять, а вперёд,

Заронит желанье учиться и знать,

Заставит бороться и твёрдо стоять.

Правдивое слово в сердца западёт,

И – дайте лишь время – плоды принесёт.

Цель работы: формировать умения учащихся читать и понимать стихотворение, определять его основную мысль, выделять слова, использованные в прямом и переносном смысле.

Задание 1. Выделите слово, словосочетание, строку, которая может стать заглавием стихотворения (записать на доске).

Задание 2. Прочитайте стихотворение, найдите строку, отражающую тот же смысл, который заключён в высказывании Абая: «Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным» (записать на доске: «Правдивое слово и в сердца западает, И - дайте лишь время – плоды принесёт»)

Задание 3. Соотнесите слова из стихотворения с их современными синонимами.

Задание 4. Выберите строки, в которых слова употреблены в переносном значении. Нарисуйте к слову из данной стихотворной строки рисунок, в котором отражалось бы прямое и переносное значение слова.

Задание 5. Рассмотрите схему «Лингвистической копилки» и сформулируйте определение темы и основной мысли текста.




Учащиеся В, С в группе собирают пословицы, разбитые на части, используя слова подсказки, устанавливают между ними связь. Обсуждают смысл пословиц.

Учащиеся А говорят о ценностях, которые скрыты в подтексте пословиц.

ФО: смайлик
















Прослушивают текст, подбирают заголовки, определяют основную мысль текста, используя фразы из стихотворения, аргументируя свой выбор. На основании схемы «Лингвистическая копилка» вспоминают и формулируют понятия «тема» и «основная мысль».







Выполняют упражнения, связанные с лексическим материалом стихотворения (подбор синонимов, определение слов в переносном значении)











Смайлики
















Учебник, стр. 8-9


  1. Рефлексия

  1. Составление синквейна «Слово» (или диаманты «Доброе слово – злое слово»).

синквейн

диаманта

1.Слово

2. Свободное, правдивое

3. Властвует, будит, дойдет

4. Слово заронит желанье учиться

5. Побуждение

1.Доброе слово

2.Отзывчивое, ласковое.

3.Любит, помогает, советует

4.Доброе слово – мать, злое - мачеха

5.Обижает, унижает, ранит.

6.Грубое, жестокое 7.Злое слово

  1. Рефлексия «Две звезды и одно пожелание» (самооценка деятельности)

  • Мне удалось …

  • У меня получилось…

  • Необходимо поработать над …

Работа в группе.

Лучший синквейн (или диаманта) от группы презентуется учащимися А.


ФО: «Светофор»

Графический органайзер «Синквейн», «Диаманта»


Карточки «Светофор»







Карточки рефлексии


Домашнее задание

Работа с текстом М. Пришвина.

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной (М. Пришвин)


  1. Является ли данный текст стихотворением? Почему?

  2. Какая информация текста схожа с информацией стихотворения П.И. Заякина?

  3. Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

  4. Какова тема и основная мысль текста?

  5. Выполните на выбор:

  • подготовьте выразительное чтение текста;

  • подготовьте пересказ текста;

  • подготовьте чтение текста наизусть;

  • подготовьте рисунок к тексту.

Каждый ученик получает распечатанную версию текста с вопросами, на которые нужно ответить и выполнить задания по выбору (5)

текст Д/З

Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Поддержка учащимся В, С оказывается путем использования графических органайзером при составлении синквейна и диаманты, схемы «Лингвистическая копилка» при определении лингвистических понятий «тема» и «основная мысль».

Учащиеся А приводят примеры ситуации, связанной с высказыванием Абая, говорят о ценностях, которые скрыты в подтексте пословиц, обсуждаемых в течение урока, дополняют своими примерами ряд предложенных учителем пословиц.

ФО: смайлик

ФО: «Светофор»

«Две звезды и одно пожелание» (самооценка деятельности)


Литература – УНТ (пословицы)

Самопознание

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2



5


Просмотр содержимого документа
«ДЗ - Работа с текстом»

Работа с текстом М. Пришвина.

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной (М. Пришвин)


  1. Является ли данный текст стихотворением? Почему?

  2. Какая информация текста схожа с информацией стихотворения П.И. Заякина?

  3. Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

  4. Какова тема и основная мысль текста?

  5. Выполните на выбор:

  • подготовьте выразительное чтение текста;

  • подготовьте пересказ текста;

  • подготовьте чтение текста наизусть;

  • подготовьте рисунок к тексту.


Работа с текстом М. Пришвина.

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной (М. Пришвин)


  1. Является ли данный текст стихотворением? Почему?

  2. Какая информация текста схожа с информацией стихотворения П.И. Заякина?

  3. Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

  4. Какова тема и основная мысль текста?

  5. Выполните на выбор:

  • подготовьте выразительное чтение текста;

  • подготовьте пересказ текста;

  • подготовьте чтение текста наизусть;

  • подготовьте рисунок к тексту.

Работа с текстом М. Пришвина.

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной (М. Пришвин)


  1. Является ли данный текст стихотворением? Почему?

  2. Какая информация текста схожа с информацией стихотворения П.И. Заякина?

  3. Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

  4. Какова тема и основная мысль текста?

  5. Выполните на выбор:

  • подготовьте выразительное чтение текста;

  • подготовьте пересказ текста;

  • подготовьте чтение текста наизусть;

  • подготовьте рисунок к тексту.



Работа с текстом М. Пришвина.

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной (М. Пришвин)


  1. Является ли данный текст стихотворением? Почему?

  2. Какая информация текста схожа с информацией стихотворения П.И. Заякина?

  3. Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

  4. Какова тема и основная мысль текста?

  5. Выполните на выбор:

  • подготовьте выразительное чтение текста;

  • подготовьте пересказ текста;

  • подготовьте чтение текста наизусть;

  • подготовьте рисунок к тексту.


Работа с текстом М. Пришвина.

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной (М. Пришвин)


  1. Является ли данный текст стихотворением? Почему?

  2. Какая информация текста схожа с информацией стихотворения П.И. Заякина?

  3. Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

  4. Какова тема и основная мысль текста?

  5. Выполните на выбор:

  • подготовьте выразительное чтение текста;

  • подготовьте пересказ текста;

  • подготовьте чтение текста наизусть;

  • подготовьте рисунок к тексту.


Работа с текстом М. Пришвина.

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной (М. Пришвин)


  1. Является ли данный текст стихотворением? Почему?

  2. Какая информация текста схожа с информацией стихотворения П.И. Заякина?

  3. Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

  4. Какова тема и основная мысль текста?

  5. Выполните на выбор:

  • подготовьте выразительное чтение текста;

  • подготовьте пересказ текста;

  • подготовьте чтение текста наизусть;

  • подготовьте рисунок к тексту.




Просмотр содержимого документа
«Пословицы»

Доброму слову –

добрый ответ.

Доброе слово и

кошке приятно.

Доброе слово сказать –

посошок в руки дать

Доброе слово человеку

что дождь в засуху.

Добрым словом и

бездомный богат.

Доброму слову –

добрый ответ.

Доброе слово и

кошке приятно.

Доброе слово сказать –

посошок в руки дать

Доброе слово человеку

что дождь в засуху.

Добрым словом и

бездомный богат.

Доброму слову –

добрый ответ.

Доброе слово и

кошке приятно.

Доброе слово сказать –

посошок в руки дать

Доброе слово человеку

что дождь в засуху.

Добрым словом и

бездомный богат.

Доброму слову –

добрый ответ.

Доброе слово и

кошке приятно.

Доброе слово сказать –

посошок в руки дать

Доброе слово человеку

что дождь в засуху.

Добрым словом и

бездомный богат.

Доброму слову –

добрый ответ.

Доброе слово и

кошке приятно.

Доброе слово сказать –

посошок в руки дать

Доброе слово человеку

что дождь в засуху.

Добрым словом и

бездомный богат.

Доброму слову –

добрый ответ.

Доброе слово и

кошке приятно.

Доброе слово сказать –

посошок в руки дать

Доброе слово человеку

что дождь в засуху.

Добрым словом и

бездомный богат.



Просмотр содержимого документа
«Рефлексия Две звезды и одно пожелание (самооценка)»



Просмотр содержимого документа
«Смайлики»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!