Класс 5 | Урок №2 | Кол-во присутствующих: | Кол-во отсутствующих: |
Тема раздела, подраздела | Культура: язык и общение 1.2 Сила слова |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: | 5Ч1: понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему. 5Ч2: определять основную мысль на основе содержания и композиции. 5СРН2: использовать слова в прямом и переносном значении, синонимы. |
Языковая цель: | Все учащиеся смогут: понимать основную информацию текста, определять тему, основную мысль на основе содержания. Большинство учащихся смогут: понимать, в чём заключается сила слова, использовать слова в прямом и переносном значении, находить в тексте синонимы, выразительно читать стихотворение. Некоторые учащиеся смогут: моделировать ситуацию, комментировать высказывание. |
Ключевые слова и фразы: сила слова, доброе и злое слово, основная мысль Полезные фразы: по-моему, по моему мнению, я думаю, что... я считаю, что..., мне кажется Вопросы для обсуждения. В чем сила слова? Почему и как словом можно убить? Почему слово можно считать поступком? Почему со словом надо обращаться бережно? Письменные подсказки. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести» |
Предыдущее обучение: | Учащиеся понимают основное содержание текста, определяют главную информацию; пересказывают содержание текстов (повествование, описание), используя эмоционально окрашенные слова. |
ПЛАН |
Планируемое время и этапы | Запланированная деятельность | Ресурсы |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вызов | Приветствие учащихся. Деление на группы. Стратегия «Выбор команды» Учитель выбирает 6-х учащихся по количеству групп. Каждый из учащихся выбирает по одному ученику в свою команду. Вновь выбранные учащиеся продолжают выбирать до тех пор, пока все ученики не разделятся по группам. Создание коллаборативной среды. Психологический настрой «Давайте поздороваемся» Совместное определение темы урока. Целеполагание. Ребус+= слово Стратегия «Деформированное предложение» Цель работы: вовлечение учащихся в тему урока, формирование умений комментировать высказывание. Организует работу с материалом учебника. Обращает внимание на высказывание Абая (деформированное предложение). Каждая группа получает конверт со словами и словосочетаниями (запомнивший слова, человек, мудрых, благоразумным, сам, становится), из которых состоит высказывание Абая Кунанбаева «Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным». Обсуждение смысла высказывания и моделирование ситуации, в которой учащиеся могли бы употребить данную цитату. Как вы понимаете это высказывание? Какое слово или словосочетание является ключевым в данном высказывании? Приведите пример ситуации, в которой вы употребили бы данное выражение. | Приветствуют учителя, делятся на группы по стратегии «Выбор команды» Работа в паре. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Работа в группе. Отгадывают слово, зашифрованное в ребусе, отвечают на вопрос учителя, высказывая свои предположения и аргументируя их. Учащиеся С составляют предложение, записывают в тетрадь. Учащиеся В определяют ключевое словосочетание «Слова мудрых», объясняют его смысл, делают вывод: «Слова имеют силу влияния». Учащиеся А приводят примеры ситуации. ФО: смайлик | Слайд – ребус Учебник, стр. 8 Смайлики |
Осмысление | Стратегия « Вопрос в конверте» Предлагает учащимся разрозненные части пословиц в конверте, которые необходимо собрать, объяснить их смысл. Доброму слову – добрый ответ. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово сказать – посошок в руки дать Доброе слово человеку - что дождь в засуху. Добрым словом и бездомный богат. Работа с текстом стихотворения «Сила слова» Павла Ивановича Заякина Нет силы сильнее, чем слову дана. И властвует в мире над всеми она. И гнев ли священный, порыв ли святой – Всё будит в нас слово, луч сердца живой. Свободное слово к народу дойдёт, Укажет дорогу не вспять, а вперёд, Заронит желанье учиться и знать, Заставит бороться и твёрдо стоять. Правдивое слово в сердца западёт, И – дайте лишь время – плоды принесёт. Цель работы: формировать умения учащихся читать и понимать стихотворение, определять его основную мысль, выделять слова, использованные в прямом и переносном смысле. Задание 1. Выделите слово, словосочетание, строку, которая может стать заглавием стихотворения (записать на доске). Задание 2. Прочитайте стихотворение, найдите строку, отражающую тот же смысл, который заключён в высказывании Абая: «Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным» (записать на доске: «Правдивое слово и в сердца западает, И - дайте лишь время – плоды принесёт») Задание 3. Соотнесите слова из стихотворения с их современными синонимами. Задание 4. Выберите строки, в которых слова употреблены в переносном значении. Нарисуйте к слову из данной стихотворной строки рисунок, в котором отражалось бы прямое и переносное значение слова. Задание 5. Рассмотрите схему «Лингвистической копилки» и сформулируйте определение темы и основной мысли текста. |
Учащиеся В, С в группе собирают пословицы, разбитые на части, используя слова подсказки, устанавливают между ними связь. Обсуждают смысл пословиц. Учащиеся А говорят о ценностях, которые скрыты в подтексте пословиц. ФО: смайлик Прослушивают текст, подбирают заголовки, определяют основную мысль текста, используя фразы из стихотворения, аргументируя свой выбор. На основании схемы «Лингвистическая копилка» вспоминают и формулируют понятия «тема» и «основная мысль». Выполняют упражнения, связанные с лексическим материалом стихотворения (подбор синонимов, определение слов в переносном значении) | Смайлики Учебник, стр. 8-9 |
Рефлексия | Составление синквейна «Слово» (или диаманты «Доброе слово – злое слово»). синквейн | диаманта | 1.Слово 2. Свободное, правдивое 3. Властвует, будит, дойдет 4. Слово заронит желанье учиться 5. Побуждение | 1.Доброе слово 2.Отзывчивое, ласковое. 3.Любит, помогает, советует 4.Доброе слово – мать, злое - мачеха 5.Обижает, унижает, ранит. 6.Грубое, жестокое 7.Злое слово | Рефлексия «Две звезды и одно пожелание» (самооценка деятельности) | Работа в группе. Лучший синквейн (или диаманта) от группы презентуется учащимися А. ФО: «Светофор» | Графический органайзер «Синквейн», «Диаманта» Карточки «Светофор» Карточки рефлексии |
Домашнее задание | Работа с текстом М. Пришвина. В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной (М. Пришвин) Является ли данный текст стихотворением? Почему? Какая информация текста схожа с информацией стихотворения П.И. Заякина? Какие слова в тексте употреблены в переносном значении? Какова тема и основная мысль текста? Выполните на выбор: подготовьте выразительное чтение текста; подготовьте пересказ текста; подготовьте чтение текста наизусть; подготовьте рисунок к тексту. | Каждый ученик получает распечатанную версию текста с вопросами, на которые нужно ответить и выполнить задания по выбору (5) | текст Д/З |
Дополнительная информация |
Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями |
Поддержка учащимся В, С оказывается путем использования графических органайзером при составлении синквейна и диаманты, схемы «Лингвистическая копилка» при определении лингвистических понятий «тема» и «основная мысль». Учащиеся А приводят примеры ситуации, связанной с высказыванием Абая, говорят о ценностях, которые скрыты в подтексте пословиц, обсуждаемых в течение урока, дополняют своими примерами ряд предложенных учителем пословиц. | ФО: смайлик ФО: «Светофор» «Две звезды и одно пожелание» (самооценка деятельности) | Литература – УНТ (пословицы) Самопознание |
Рефлексия: |
Были ли цели обучения достижимыми? | |
Чему сегодня научились учащиеся? | |
Какой была атмосфера обучения? | |
Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися? | |
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему? | |
Итоговое оценивание |
Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)? |
1 |
2 |
Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)? |
1 |
2 |
Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку? |
1 2 |