СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Морфология. Части речи. Глагол. Урок №1.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация. Морфология. Глагол.

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Морфология. Части речи. Глагол. Урок №1.»

ГЛАГОЛ Учитель русского языка и литературы Басина Светлана Павловна ГБ ОУ лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга

ГЛАГОЛ

Учитель русского языка и литературы

Басина Светлана Павловна

ГБ ОУ лицей № 419

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Сядьте ровно, улыбнитесь И друг к другу повернитесь. И пожмет ее немножко. Каждый даст свою ладошку Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем.

Сядьте ровно, улыбнитесь

И друг к другу повернитесь.

И пожмет ее немножко.

Каждый даст свою ладошку

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

Цели урока:   Образовательная : познакомить учащихся с новой темой, дать полное объяснение о глаголе; научить правильно находить в предложениях глаголы. Развивающая: способствовать развитию мышления через чтения и письмо, учить последовательно правильно излагать свои мысли; Воспитательная: способствовать формированию личностных качеств учащихся интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиваться больших результатов, воспитать в учащихся чувство патриотизма, бережное отношение к природе, к окружающей среде, к культуре.

Цели урока:

Образовательная : познакомить учащихся с новой темой, дать полное объяснение о глаголе; научить правильно находить в предложениях глаголы.

Развивающая: способствовать развитию мышления через чтения и письмо, учить последовательно правильно излагать свои мысли;

Воспитательная: способствовать формированию личностных качеств учащихся интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиваться больших результатов, воспитать в учащихся чувство патриотизма, бережное отношение к природе, к окружающей среде, к культуре.

Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

ЧТО ТАКОЕ ГЛАГОЛ? Глагол – это.... Глагол отвечает на вопросы: Глагол обозначает… часть  речи Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал?.... Глагол отвечает на вопросы: действие предмета.

ЧТО ТАКОЕ ГЛАГОЛ?

  • Глагол – это....
  • Глагол отвечает на вопросы:
  • Глагол обозначает…

часть речи

Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал?....

Глагол отвечает на вопросы:

действие предмета.

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА  ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ:   ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО С ДЕЛАТЬ? Несовершенный вид Совершенный вид

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ:

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО С ДЕЛАТЬ?

Несовершенный вид

Совершенный вид

Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? - ТЬ, - ТИ, -ЧЬ

Неопределённая форма глагола

Что делать?

Что сделать?

- ТЬ, - ТИ, -ЧЬ

 Игра « Найди лишнее слово »   Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее.  Запишите это слово в этой же форме. Писать Играть дышать размышлять сказал отнести привезти прочитал сидеть смотреть решать гулять

Игра « Найди лишнее слово » Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее. Запишите это слово в этой же форме.

Писать

Играть дышать

размышлять

сказал

отнести

привезти

прочитал

сидеть

смотреть

решать

гулять

Выполнить упражнение 371,372

Выполнить упражнение 371,372

Игра « Кто быстрее? »  Задание: напишите 8 глаголов    2 команда  Глаголы несовершенного вида  1 команда  Глаголы совершенного вида

Игра « Кто быстрее? » Задание: напишите 8 глаголов

2 команда

Глаголы несовершенного вида

1 команда

Глаголы совершенного вида

Фразеологизмы Зарубить на носу; Клевать носом; Пропустить мимо ушей;  Делать из мухи слона; Обвести вокруг пальца; Держать язык за зубами.

Фразеологизмы

  • Зарубить на носу;
  • Клевать носом;
  • Пропустить мимо ушей;

  • Делать из мухи слона;
  • Обвести вокруг пальца;
  • Держать язык за зубами.
 Выберите номера тех предложений, в которых допущена ошибка.  Вчера на уроке математики мы будем решать задачи. Громадная гадюка вползла на пень и свернется колечком. На поляне дети свернули с тропинки и пошли к речке. В водоемах журчала и плещется прозрачная вода. С окрестных гор уже снега побегут мутными ручьями. Лесник шел берегом реки и услышал треск сучьев. Вчера на уроке математики мы будем решать задачи. Громадная гадюка вползла на пень и свернется колечком. На поляне дети свернули с тропинки и пошли к речке. В водоемах журчала и плещется прозрачная вода. С окрестных гор уже снега побегут мутными ручьями. Лесник шел берегом реки и услышал треск сучьев.

Выберите номера тех предложений, в которых допущена ошибка.

  • Вчера на уроке математики мы будем решать задачи. Громадная гадюка вползла на пень и свернется колечком. На поляне дети свернули с тропинки и пошли к речке. В водоемах журчала и плещется прозрачная вода. С окрестных гор уже снега побегут мутными ручьями. Лесник шел берегом реки и услышал треск сучьев.
  • Вчера на уроке математики мы будем решать задачи.
  • Громадная гадюка вползла на пень и свернется колечком.
  • На поляне дети свернули с тропинки и пошли к речке.
  • В водоемах журчала и плещется прозрачная вода.
  • С окрестных гор уже снега побегут мутными ручьями.
  • Лесник шел берегом реки и услышал треск сучьев.

 Пишется Ь или нет?    Спряч … , сторожиш … , стереч … , думаеш … , леч … , дремуч … , решаеш … .  Колюч … , слышиш … , нареж … те, смеёш … ся, плачеш … , береч … , открыт … .

Пишется Ь или нет?

Спряч , сторожиш , стереч , думаеш , леч , дремуч , решаеш .

Колюч , слышиш , нареж те, смеёш ся, плачеш , береч , открыт .

 Напишите глаголы, противоположные по смыслу.  1)  сесть - … 4) ссориться - …  2) увеличивать - … 5) поднять - …  3) взять - … 6) говорил - …    Напиши глаголы во множественном числе.  бросить - … 4) радовать - …  прыгать - … 5) смотреть - …  хвалить - … 6) петь - …

Напишите глаголы, противоположные по смыслу.

1) сесть - 4) ссориться -

2) увеличивать - 5) поднять -

3) взять - 6) говорил -

Напиши глаголы во множественном числе.

  • бросить - 4) радовать -
  • прыгать - 5) смотреть -
  • хвалить - 6) петь -

  Не выучил, не делай,  Не знаешь, не спеши,  С глаголами отдельно  Частицу не пиши.

Не выучил, не делай, Не знаешь, не спеши,

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

   1) После драки кулаками ... машут.  2) Волков бояться – в лес ... ходить.  1) ... учи рыбу плавать.  2) Без труда ... вынешь  рыбку из пруда.

1) После драки кулаками ... машут. 2) Волков бояться – в лес ... ходить.

1) ... учи рыбу плавать.

2) Без труда ... вынешь

рыбку из пруда.

Г Л О Б У С Земной шар в миниатюре. Как называется человек написавший какое-либо произведение? Кто поймал золотую рыбку? Существительное от глагола «бежать». Жидкое, как вода,  Белое, как снег.  Все дети любят. 6. Любимое время года школьников.

Г

Л

О

Б

У

С

  • Земной шар в миниатюре.
  • Как называется человек написавший какое-либо произведение?
  • Кто поймал золотую рыбку?
  • Существительное от глагола «бежать».
  • Жидкое, как вода,

Белое, как снег.

Все дети любят.

6. Любимое время года школьников.

Земной шар в миниатюре. Как называется человек написавший какое-либо произведение? Кто поймал золотую рыбку? Существительное от глагола «бежать». Жидкое, как вода,  Белое, как снег.  Все дети любят. 6. Любимое время года школьников. П И С А Т Г Е С Б М Л Т Л А Ь О Е О Р Б Г Л И О У К Л К С О Е Т О
  • Земной шар в миниатюре.
  • Как называется человек написавший какое-либо произведение?
  • Кто поймал золотую рыбку?
  • Существительное от глагола «бежать».
  • Жидкое, как вода,

Белое, как снег.

Все дети любят.

6. Любимое время года школьников.

П

И

С

А

Т

Г

Е

С

Б

М

Л

Т

Л

А

Ь

О

Е

О

Р

Б

Г

Л

И

О

У

К

Л

К

С

О

Е

Т

О

Тест   Глагол отвечает на вопросы А) Какой? Какое? Какая? Б) Кто? Что? В) Что делать? Что сделать? 4 . Какое слово является глаголом? А) Бег Б) Побежал В) Беговая 2. Глагол обозначает А) Признак предмета Б) Действие предмета В) Предмет 5. Как пишется не с глаголами?  (Не) вырастишь овощей, (не) сваришь щей. А) Слитно Б) Раздельно В) Через дефис 3. Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы А) Что делал? Что сделал? Б) Что делать? Что сделать?

Тест

  • Глагол отвечает на вопросы

А) Какой? Какое? Какая?

Б) Кто? Что?

В) Что делать? Что сделать?

4 . Какое слово является глаголом?

А) Бег

Б) Побежал

В) Беговая

2. Глагол обозначает

А) Признак предмета

Б) Действие предмета

В) Предмет

5. Как пишется не с глаголами?

(Не) вырастишь овощей, (не) сваришь щей.

А) Слитно

Б) Раздельно

В) Через дефис

3. Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы

А) Что делал? Что сделал?

Б) Что делать? Что сделать?

Итог урока  Заполни таблицу Что я узнал(а) о глаголах? Глагол – это…   НЕ с глаголами пишется…   Ь в глаголах пишется…  

Итог урока Заполни таблицу

Что я узнал(а) о глаголах?

Глагол – это…

 

НЕ с глаголами пишется…

 

Ь в глаголах пишется…

 

Рефлексия    Я работал с ____ настроением. Я _____ доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _____. Я бы хотел стать более ______.

Рефлексия

Я работал с ____ настроением.

Я _____ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _____.

Я бы хотел стать более ______.

Рефлексия   Скажи себе:

Рефлексия

Скажи себе:

"Я - молодец!

Я думал.

Я старался.

Я делал открытия".

Домашнее задание: 1) Упражнение 511 стр 55. 2) Выучить правило на стр. 55.

Домашнее задание:

1) Упражнение 511 стр 55.

2) Выучить правило на стр. 55.

Использованные источники: Сайт Видеоуроки.нет https://videouroki.net/profile/classes Российская электронная школа https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/ Образовательный сайт Захарьиной Е.А. https:// saharina.ru/teacher/leaners УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9)  5 класс https:// prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html

Использованные источники:

  • Сайт Видеоуроки.нет
  • https://videouroki.net/profile/classes
  • Российская электронная школа
  • https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
  • Образовательный сайт Захарьиной Е.А.
  • https:// saharina.ru/teacher/leaners
  • УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 5 класс
  • https:// prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!