Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи.
Цель урока:
· учить детей распознавать части речи в тексте;
· развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
· воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.
Оборудование:
· учебник,
· компьютер,
· сигнальные карточки,
· мишень,
· микрофон.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
· Здравствуйте, дети. Давайте с вами поздороваемся (приветствие звучит в стихотворной форме).
· А сейчас проверяем вашу готовность к уроку. Нам понадобятся учебники, тетради, ручки.
· Сегодня мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык.
· Мы с вами уже побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. Кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).
II. Объявление темы и цели урока.
· Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая расположена на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, что нам нужно? (подсказка детей).
· Правильно, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый литературный персонаж. Как вы думаете, кто бы это мог быть?
· Мальчик Джим из романа Роберта Стивенсона « Остров сокровищ» - ответы учеников (открывается презентация, карта)
· Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверное, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем назвать острова, из которых состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путешествие?
· Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».
· Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», мы должны придерживаться таких правил :
1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.
2. Не выкрикивать.
3. Быть толерантными.
III .Изучение нового материала.
1.Самостоятельные части речи
1.Имя существительное
· Первый остров состоит из шести частей.
· Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)
Имя существительное
12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;
· Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).
· Работа с учебником (стр.158)
· А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.
· Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлётом они долго с криком реяли над рощей.
· Молодцы! Смотрите, появилось первое название.
2.Имя прилагательное
· Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какая же это часть речи ?
· Правильно, это имя прилагательное.
· Работа с учебником (стр.158)
· Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания.
· Тёпл… взгляд, тёпл… рука, тёпл… молоко;
· холодн… ветер, холодн… погода, холодн… утро;
· ясн… зимн… день, ясн… зимн… погода, ясн… зимн… утро.
· Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.
3.Глагол
· А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: иду, рисую, пишу.
· Да, действительно это глаголы.
· Работа с учебником (стр.158)
· Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
· Замените словосочетание одним словом с тем же значением.
· Привести в исполнение - …, принять участие - …, задать вопрос - …, оказать влияние -…, дать приказание - …, оказать помощь -…, бросить взгляд -…
4.Имя числительное
· Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?
· Работа с учебником (стр. 158)
· Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?
· Игра « Три»
Три - какая часть речи: числительное или глагол? Когда мы можем это сказать точно? - (Контекст).
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «ТРИ» -
Приз немедленно бери! (на столике в красивой упаковке - приз)
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых ... ДВЕ.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду:
раз, два, ... МАРШ!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, второй, но лучше ...ПЯТЬ.
Недавно поезд на вокзале
Мне ТРИ часа пришлось прождать.
...Ну, что ж вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять?
Назовите числительные.
Наша научная экспедиция готова продолжить путь - цели и задачи ясны. Осталось проверить снаряжение. Все ли необходимое (знания) мы взяли с собой в дорогу?
- Снаряжение. (Метод «Микрофон») – устно. Ученики отвечают на вопросы по теории.v
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме: "Морфология" 7 класс»
Урок-путешествие
по теме:
"Морфология"
7 класс
Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи.
Цель урока:
учить детей распознавать части речи в тексте;
развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.
Оборудование:
учебник,
компьютер,
сигнальные карточки,
мишень,
микрофон.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дети. Давайте с вами поздороваемся (приветствие звучит в стихотворной форме).
А сейчас проверяем вашу готовность к уроку. Нам понадобятся учебники, тетради, ручки.
Сегодня мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык.
Мы с вами уже побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. Кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).
II. Объявление темы и цели урока.
Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая расположена на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, что нам нужно? (подсказка детей).
Правильно, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый литературный персонаж. Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Мальчик Джим из романа Роберта Стивенсона « Остров сокровищ» - ответы учеников (открывается презентация, карта)
Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверное, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем назвать острова, из которых состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путешествие?
Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».
Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», мы должны придерживаться таких правил :
1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.
2. Не выкрикивать.
3. Быть толерантными.
III .Изучение нового материала.
1.Самостоятельные части речи
1.Имя существительное
Первый остров состоит из шести частей.
Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)
Имя существительное
12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;
Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).
Работа с учебником (стр.158)
А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.
Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлётом они долго с криком реяли над рощей.
2.Имя прилагательное
Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какая же это часть речи ?
Правильно, это имя прилагательное.
Работа с учебником (стр.158)
Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания.
Тёпл… взгляд, тёпл… рука, тёпл… молоко;
холодн… ветер, холодн… погода, холодн… утро;
ясн… зимн… день, ясн… зимн… погода, ясн… зимн… утро.
3.Глагол
А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: иду, рисую, пишу.
Да, действительно это глаголы.
Работа с учебником (стр.158)
Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Замените словосочетание одним словом с тем же значением.
Привести в исполнение - …, принять участие - …, задать вопрос - …, оказать влияние -…, дать приказание - …, оказать помощь -…, бросить взгляд -…
4.Имя числительное
· Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?
· Работа с учебником (стр. 158)
· Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?
· Игра « Три»
Три - какая часть речи: числительное или глагол? Когда мы можем это сказать точно? - (Контекст).
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «ТРИ» -
Приз немедленно бери! (на столике в красивой упаковке - приз)
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых ... ДВЕ.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду:
раз, два, ... МАРШ!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, второй, но лучше ...ПЯТЬ.
Недавно поезд на вокзале
Мне ТРИ часа пришлось прождать.
...Ну, что ж вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять?
Назовите числительные.
Наша научная экспедиция готова продолжить путь - цели и задачи ясны. Осталось проверить снаряжение. Все ли необходимое (знания) мы взяли с собой в дорогу?
- Снаряжение. (Метод «Микрофон») – устно. Ученики отвечают на вопросы по теории.
5.Местоимение
Местоимение
4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;
Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:
У меня есть товарищ Петя. Я сижу с Петей за одной партой. Петя хорошо учится. Недавно о Пете писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за Петей. Мы идём через парк. В парке много зелени и цветов. За парком расположена школа.
Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?
Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.
· У меня есть товарищ Петя. Я сижу с ним за одной партой. Он хорошо учится. Недавно о нём писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за ним. Мы идём через парк. В нём много зелени и цветов. За ним расположена школа.
· Работа с учебником (стр.158)
· Вот и пятое название открылось.
6.Наречие
чие
ре
Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие.
Работа с учебником ( стр. 158)
Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.
1. Проделки наречий
Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание — в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом — очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами — сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать — вскачь и на скаку, из догонять — вдогонку, из обнимать — в обнимку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать — слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому — через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.
Красивый – красиво
Низ – внизу
Правый – направо
Близкий - близько
2.Служебные части речи
Физкультминутка для пальцев.
Загибая пальцы, перечислите в нужном порядке все самостоятельные части речи.
1.Предлог
Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.
Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.
Рыхлый снег темнеет … марте,
Тают льдинки … окне,
Зайчик бегает … парте
И … карте, …стене.
Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.
2.Союз
Дети ходили в лес за ягодами и грибами.
Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.
Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи ?
Работа с учебником (стр.158)
Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.
Придумайте и запишите предложение с союзом и или а
3.Частица
Раздельно пишем бы, же, ли!
«На небе месяц вышел ли?
К утру бы снегу намело,
И как же было бы светло!»
(О. Кургузова)
Вначале-то запомни-ка пока:
Через дефис пиши частицы –то и –ка:
«А ты-то не забыл перед едой
Мыть руки кипячёною водой?
Помой-ка руки – ты играл в футбол –
И лишь потом садись за стол».
(О. Кургузова)
Работа с учебником (стр.158)
Нам интересно название второго острова.
3.Междометие
•Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте немножко необычное стихотворение, найдите междометия и определите их роль в речи.
ЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖ ТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ ТОП-ТОП
Ж,,,Ж,,, ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ ШЛЁП!!!
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…….
БАЦ! БАЦ! ШМЯК.
ЖЖЖЖЖ И стало тихо.
БАЦ! БУМ! ДЗЫНЬ!..
(Т. Собакин)
Работа с учебником (стр.158)
· Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.
IV. Закрепление изученного материала.
Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?
А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 168.
V. Подведение итогов урока. Релаксация.
•Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.
Счастливого плавания!!!