СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс, ручной труд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование+пояснительная записка к урокам ручного труда 3 класс школы 8 вида. Выделены цели, задачи, дан список учебников и учебных пособий. используемого оборудования. Планируемые результаты.

 

Просмотр содержимого документа
«3 класс, ручной труд»

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ -68 часов (2 часа в неделю)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по трудовому обучению  разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4  классы» под редакцией  В. В. Воронковой, 2006 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;

2.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII видов», 26.12.2000 г.

3.Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.


Целью данной программы является:

-воспитание положительных  качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда.


С учетом уровня обученности воспитанника данного класса 

основными задачами являются:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.


Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и 

специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);

-развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, представлений;

-формирование адекватной реакции на неудачи, побуждение к самостоятельному преодолению трудностей, принятию помощи учителя;

- развитие плавности и координации движений рук, фиксации глаз на движении рук, и др.




Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

- Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2012 г..

- Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 3 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. С-Петербург «Просвещение» 2012 г.

- Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 3 класс. Рабочая тетрадь. С-Петербург «Просвещение» 2012 г.

Дополнительная литература:

- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.

- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.

- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.

- В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.

О.В.Белякова . Поделки из природных материалов. М: АСТ Москва, 2010.


Специальное оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, ресурсы Интернета.


Настоящая  программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Тематическое планирование разработано по учебнику Л.А.Кузнецовой. (см. выше).


Программа составлена с учетом уровня обученности учеников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.

Основная группа детей занимается по программе с заниженными требованиями к обучению (работа по составленному плану, опора на технологические карты, помощь учителя).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.


При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся  с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства  товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Содержание учебного материала для данного вида работы направлено на:

- закрепление познавательных сведений об уже знакомых детям природных материалов (сухие листья, трав, цветы, шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов и др.), их свойствах, правилах заготовки;

-на совершенствование  практических умений и навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многообъёмных изделий с применением специальных инструментов и материалов(шило, палочки с заострёнными концами, пластилин, клей).

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Содержание учебного материала по этому виду труда позволяет:

- закреплять знания школьников об уже известных сортах бумаги;

- знакомить с новыми бумаги (наждачная);

- расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой и технологических операциях.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Знания и умения детей по данному предмету углубляются за счёт включения в учебный материал познавательных сведений о новых видах ручных стежков и строчек ( строчки косого и прямого стежка и их варианты), составления простейших рисунков по образцам и вышивания по линиям рисунка.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ.

Содержание нового для 3-ов вида работ состоит в ознакомлении их с назначением и применением древесины. Элементарные теоретические сведения позволят детям усвоить понятия «дерево» и «древесина». Выполняя задания, школьники познакомятся с простейшими способами обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инстументами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

Содержание нового для 3-ов вида работ состоит в ознакомлении их с назначением и применением проволоки. Элементарные теоретические сведения позволят сформировать у детей представление о видах проволоки ( медная, стальная, алюминиевая), её свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая, тонкая, мягкая, жёсткая), и приёмами работы с ней ( сгибание волной, в кольцо, в спираль, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами).

РАБОТ С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ.

Содержание нового для 3-ов вида работ подготавливает их к переходу на профессиональное обучение и направлено на ознакомление их с профессией слесаря. Школьники овладевают рядом сборочных операций (подбор планок по количеству отверстий, соединение деталей винтами и гайками, завинчивание и отвинчивание гаек пальцами и инструментами).

Межпредметные связи

Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.

Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.

Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

Отличительной особенностью в 3 классе является увеличение степени самостоятельности учащихся.


Планируемы результаты освоения предмета:



Личностные универсальные учебные действия:

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, действия;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

-формирование установки на безопасный образ жизни.


Регулятивные универсальные учебные действия:

-развивать умение самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- определять план выполнения практической деятельности на уроке под руководством учителя;

-следовать при выполнении заданий плану по алгоритму, с помощью учителя, товарища или самостоятельно;

 -осуществлять само- и взаимопроверку работ;

-корректировать выполнение задания;

-оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.


Познавательные универсальные учебные действия:

-ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных учителем для выполнения заданий;

-развивать умение составлять простой план выполнения работы с помощью наглядного материала, представленного учителем;

-объяснять последовательность выполнения работы, с помощью учителя или самостоятельно продолжать выполнять работу по установленному порядку;

-выполнять задания по аналогии.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила общения;

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;

-выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

-выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).









Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

- технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

- санитарно-гигиенические требования.


Учащиеся должны уметь:

самостоятельно ориентироваться  в задании;

-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

- самостоятельно  составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

- самостоятельно подбирать  материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;

- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-рассказывать о технологии изготовления изделия;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

- анализировать свое изделие и изделие товарища;

- ориентироваться в пространстве;

- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

















Календарно- тематическое планирование.

п/п

Содержание,

тема занятий

Кол-во часов

Дата

Индивидуально-дифференцированный подход

Оборудование


I четверть

18ч




1

Вводный урок. Закрепление учебного материала 1, 2 классов. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. с 4-7

2

03.09 05.09

Опора на таблицы, наглядный, раздаточный материал.

Материалы, инструменты, используемые на уроках ручного труда: природный, текстильный, канцелярский материал, инструменты.

2

Работа с природным материалом. Изготовление аппликации из засушенных листьев. «Птица» с.8-13

2

10.09 12.09

Опора: технологическая карта изготовления аппликации.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Засушенные листья ивы, берёзы, клей, кисточка, карандаш, картон, ножницы.

3

Изготовление по образцу и самостоятельно аппликации из скорлупы ореха. «Воробьи на ветке» с 14-17

2

17.09 19.09

Опора: технологическая карта изготовления аппликации.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Лист бумаги 21*18, шаблон из картона, грецкий орех, кисточка, клей, карандаш, ножницы.

4

Работа с бумагой, картоном. Закрепление учебного материала 1, 2 классов. Изготовление аппликации из обрывной бумаги. «Медведь» с19-21

2

24.09 26.09

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Картон белый, цветной, бумага коричневого цвета, кисточка, клей, карандаш, ножницы, шаблон, тряпочка, подкладной лист, листы бумаги для работы с клеем.

5

Окантовка картона полосками бумаги. «Картина на окантованном картоне»

с 22-25

2

01.10 03.10

Опора: технологическая карта изготовления картины.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Линейка, карандаш, цв.картон, цв.бумага, картинка, кисточка, клей, ножницы.

6

Работа с проволокой. Познавательные сведения о проволоке. «Волна, спираль, кольцо, прямой угол из проволоки»с.26-29

2

08.10 10.10

Помощь в выполнении работы, контроль учителя, учеников.

Проволока, карандаш, плоскогубцы, кусачки

7

Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина, проволоки «Паук» с 30-31

2

15.10 17.10

Опора: технологическая карта изготовления поделки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Проволока, пластилин, жёлудь, скорлупа ореха, кусачки, плоскогубцы.

8

Работа с древесиной. Экскурсия в школьную столярную мастерскую. с 32-34

2

22.10 24.10


Предметы из древесины, инструменты для работы с древесиной, поделки, виды древесины.

9

Изготовление изделия из древесины. «Опорный колышек для растений» с35-37

2

29.10 31.10

Опора: технологическая карта изготовления колышка. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Деревянный брусок, напильник, наждачная бумага, этикетка.


IIчетверть

14ч




10

Работа с природным материалом. Изготовление объёмных изделий . «Птица из пластилина и сухой тростниковой травы» с38-41

2

12.11 14.11

Опора: Приёмы работы с пластилином, технологическая карта изготовления поделки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Пластилин, шишки, грецкий орех, сухая тростниковая трава, зубочистки, клеёнка.

11

Работа с металлоконструктором. Познавательные сведения о металлоконструкторе. «Две планки, соединённые винтом и гайкой» с 42-44

1

19.11


Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Конструктор, гаечные ключи, отвёртка.

12

«Треугольник» ,«Квадрат» из металлоконструктора. с 44-45

2

21.11 26.11

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Конструктор, гаечные ключи, отвёртка

13

Работа с проволокой.

«Буквы Л.С.О.В из проволоки» с46-49

2

28.11 03.12


Опора: технологическая карта изготовления букв.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Проволока, линейка, плоскогубцы, кусачки.

14

Работа с бумагой, картоном. Изготовление складных игрушек из бумажных полосок. «Складная гирлянда»с50-53

2

05.12 10.12


Опора: технологическая карта изготовления гирлянды.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Цветная бумага, кисточка, клей, карандаш, ножницы, линейка, карандаш.

15

Изготовление складных игрушек из бумажных колец. «Цепочка» с 54-57

2

12.12 17.12


Опора: технологическая карта изготовления цепочки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Цветная бумага, кисточка, клей, карандаш, ножницы, линейка, карандаш

16

Изготовление карнавальной маски. «Плоская полумаска», С 58-61

1

19.12

Опора: технологическая карта изготовления маски.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Тонкий цветной картон, кисточка, клей, карандаш, ножницы, линейка, карандаш, тесьма или лента, шаблон.

17

Изготовление карнавальных головных уборов. «Каркасная шапочка» с 62-63

1

24.12


Опора: технологическая карта изготовления шапочки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Картон, ножницы, карандаш, линейка, клей, изображение сказочного персонажа.

18

«Карнавальный кокошник», «Карнавальный шлем». С 64-67

1

26.12

Опора: технологическая карта изготовления кокошника, шлема.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Картон, ножницы, карандаш, линейка, клей, изображение шлема, кокошника.


III четверть

22ч




19

Работа с бумагой, картоном. Окантовка картона листом бумаги. «Складная доска для игры».С68-71

3

14.01 16.01

21.01

Опора: технологическая карта изготовления доски.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Картон, ножницы, карандаш, линейка, клей, цв. бумага, бумага в широкую клетку, ручка.

20

Работа с текстильными материалами. Экскурсия в швейную мастерскую.

1

23.01


Оборудование кабинета.

21

Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. «Образцы, сшитые строчкой прямого стежка» с 72-74

4

28.01 30.01 04.02 06.02

Опора: технологическая карта сшивания 2 кругов.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Ткань, нитки, иголка, ножницы, шаблон круга, булавки, карандаш, бумага в клетку.

22

«Образцы, сшитые строчкой косого стежка» с 75

4

11.02 13.02 18.02 20.02

Опора: технологическая карта выполнения строчки косыми стежками. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Ткань, нитки, иголка, ножницы, булавки, карандаш, бумага в клетку.

23

«Закладка из фотоплёнки» с76-77

3

25.02 27.02 04.03

Опора: технологическая карта изготовления закладки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Фотопленка 30 см, нитки, игла, ножницы.

24

Работа с древесиной. Экскурсия в мастерскую. Аппликация из древесных опилок «Собака» с 78-81

3

06.03 11.03 13.04


Опора: технологическая карта изготовления аппликации.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Опилки, клей пва, тряпочка, картон, подкладной лист, кисть, карандаш.

25

Работа с текстильными материалами. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. «Прихватка» С 82-87

4

18.04 20.04 25.04 27.04

Опора: технологическая карта изготовления прихватки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Бумага в клетку, плотная ткань, хлопчато бумажная ткань, ножницы, тесьма, линейка, нитки, иглы, булавки.


IVчетверть

14 ч.




26

Работа с бумагой, картоном. Объёмные изделия из картона. «Коробка, склеенная с помощью клапанов». С 88-91

2

08.04 10.04

Опора: технологическая карта изготовления коробки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Картон, линейка, карандаш, ножницы, клей, кисточка, цветная бумага.

27

«Коробка с бортами, соединёнными встык» с 92-93

2

15.04 17.04

Опора: технологическая карта изготовления коробки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Картон, линейка, карандаш, ножницы, клей, кисточка, цветная бумага.

28

Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. «Образец, прошитый строчкой прямого стежка в 2 приёма» с94-95

2

22.04 24.04

Опора: технологическая карта выполнения строчки прямого стежка в 2 приёма.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Бумага в клетку, нитки для вышивания, ножницы, игла с широким ушком, карандаш.

29

«Образец, прошитый строчкой косого стежка в 2 приёма» с 96-98

2

01.05


Опора: технологическая карта выполнения строчки косого стежка в 2 приёма.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Бумага в клетку, нитки для вышивания, ножницы, игла с широким ушком, карандаш.


30

«Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка» с 99

2

13.05 15.05

Опора: технологическая карта изготовления закладки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Бархатная бумага, нитки, ножницы, игла с широким ушком, карандаш, клей, кисть, шило.

31

Работа с бумагой, картоном. Конструирование объёмных игрушек. «Матрёшка из конусов» с100-101

2

20.05 22.05

Опора: технологическая карта изготовления матрёшки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Ьелая бумага, нитки, игла, шаблоны для изготовления конуса, ножницы, заготовка лица матрёшки, клей, кисть.

32

«Собака из цилиндров» с102-103

2

27.05 29.05

Опора: технологическая карта изготовления собаки.

Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников.

Цветная бумага, ножницы, линейка, карандаш , клей, кисть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!