ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ -68 часов (2 часа в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»;Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
2.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.
3.Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Целью данной программы является:
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
С учетом уровня обученности воспитанника данного класса
основными задачами являются:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и
специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
-развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, представлений;
-формирование адекватной реакции на неудачи, побуждение к самостоятельному преодолению трудностей, принятию помощи учителя;
- развитие плавности и координации движений рук, фиксации глаз на движении рук, и др.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2012 г..
- Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 3 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. С-Петербург «Просвещение» 2012 г.
- Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 3 класс. Рабочая тетрадь. С-Петербург «Просвещение» 2012 г.
Дополнительная литература:
- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.
- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.
- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
- В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.
О.В.Белякова . Поделки из природных материалов. М: АСТ Москва, 2010.
Специальное оборудование:
Интерактивная доска, компьютер, ресурсы Интернета.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Тематическое планирование разработано по учебнику Л.А.Кузнецовой. (см. выше).
Программа составлена с учетом уровня обученности учеников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.
Основная группа детей занимается по программе с заниженными требованиями к обучению (работа по составленному плану, опора на технологические карты, помощь учителя).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Содержание учебного материала для данного вида работы направлено на:
- закрепление познавательных сведений об уже знакомых детям природных материалов (сухие листья, трав, цветы, шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов и др.), их свойствах, правилах заготовки;
-на совершенствование практических умений и навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многообъёмных изделий с применением специальных инструментов и материалов(шило, палочки с заострёнными концами, пластилин, клей).
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Содержание учебного материала по этому виду труда позволяет:
- закреплять знания школьников об уже известных сортах бумаги;
- знакомить с новыми бумаги (наждачная);
- расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой и технологических операциях.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Знания и умения детей по данному предмету углубляются за счёт включения в учебный материал познавательных сведений о новых видах ручных стежков и строчек ( строчки косого и прямого стежка и их варианты), составления простейших рисунков по образцам и вышивания по линиям рисунка.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ.
Содержание нового для 3-ов вида работ состоит в ознакомлении их с назначением и применением древесины. Элементарные теоретические сведения позволят детям усвоить понятия «дерево» и «древесина». Выполняя задания, школьники познакомятся с простейшими способами обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инстументами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Содержание нового для 3-ов вида работ состоит в ознакомлении их с назначением и применением проволоки. Элементарные теоретические сведения позволят сформировать у детей представление о видах проволоки ( медная, стальная, алюминиевая), её свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая, тонкая, мягкая, жёсткая), и приёмами работы с ней ( сгибание волной, в кольцо, в спираль, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами).
РАБОТ С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ.
Содержание нового для 3-ов вида работ подготавливает их к переходу на профессиональное обучение и направлено на ознакомление их с профессией слесаря. Школьники овладевают рядом сборочных операций (подбор планок по количеству отверстий, соединение деталей винтами и гайками, завинчивание и отвинчивание гаек пальцами и инструментами).
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Отличительной особенностью в 3 классе является увеличение степени самостоятельности учащихся.
Планируемы результаты освоения предмета:
Личностные универсальные учебные действия:
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, действия;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
-формирование установки на безопасный образ жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-развивать умение самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- определять план выполнения практической деятельности на уроке под руководством учителя;
-следовать при выполнении заданий плану по алгоритму, с помощью учителя, товарища или самостоятельно;
-осуществлять само- и взаимопроверку работ;
-корректировать выполнение задания;
-оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных учителем для выполнения заданий;
-развивать умение составлять простой план выполнения работы с помощью наглядного материала, представленного учителем;
-объяснять последовательность выполнения работы, с помощью учителя или самостоятельно продолжать выполнять работу по установленному порядку;
-выполнять задания по аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила общения;
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
-выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
-выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-рассказывать о технологии изготовления изделия;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Содержание, тема занятий | Кол-во часов | Дата | Индивидуально-дифференцированный подход | Оборудование |
| I четверть | 18ч | | | |
1 | Вводный урок. Закрепление учебного материала 1, 2 классов. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. с 4-7 | 2 | 03.09 05.09 | Опора на таблицы, наглядный, раздаточный материал. | Материалы, инструменты, используемые на уроках ручного труда: природный, текстильный, канцелярский материал, инструменты. |
2 | Работа с природным материалом. Изготовление аппликации из засушенных листьев. «Птица» с.8-13 | 2 | 10.09 12.09 | Опора: технологическая карта изготовления аппликации. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Засушенные листья ивы, берёзы, клей, кисточка, карандаш, картон, ножницы. |
3 | Изготовление по образцу и самостоятельно аппликации из скорлупы ореха. «Воробьи на ветке» с 14-17 | 2 | 17.09 19.09 | Опора: технологическая карта изготовления аппликации. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Лист бумаги 21*18, шаблон из картона, грецкий орех, кисточка, клей, карандаш, ножницы. |
4 | Работа с бумагой, картоном. Закрепление учебного материала 1, 2 классов. Изготовление аппликации из обрывной бумаги. «Медведь» с19-21 | 2 | 24.09 26.09 | Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Картон белый, цветной, бумага коричневого цвета, кисточка, клей, карандаш, ножницы, шаблон, тряпочка, подкладной лист, листы бумаги для работы с клеем. |
5 | Окантовка картона полосками бумаги. «Картина на окантованном картоне» с 22-25 | 2 | 01.10 03.10 | Опора: технологическая карта изготовления картины. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Линейка, карандаш, цв.картон, цв.бумага, картинка, кисточка, клей, ножницы. |
6 | Работа с проволокой. Познавательные сведения о проволоке. «Волна, спираль, кольцо, прямой угол из проволоки»с.26-29 | 2 | 08.10 10.10 | Помощь в выполнении работы, контроль учителя, учеников. | Проволока, карандаш, плоскогубцы, кусачки |
7 | Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина, проволоки «Паук» с 30-31 | 2 | 15.10 17.10 | Опора: технологическая карта изготовления поделки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Проволока, пластилин, жёлудь, скорлупа ореха, кусачки, плоскогубцы. |
8 | Работа с древесиной. Экскурсия в школьную столярную мастерскую. с 32-34 | 2 | 22.10 24.10 | | Предметы из древесины, инструменты для работы с древесиной, поделки, виды древесины. |
9 | Изготовление изделия из древесины. «Опорный колышек для растений» с35-37 | 2 | 29.10 31.10 | Опора: технологическая карта изготовления колышка. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Деревянный брусок, напильник, наждачная бумага, этикетка. |
| IIчетверть | 14ч | | | |
10 | Работа с природным материалом. Изготовление объёмных изделий . «Птица из пластилина и сухой тростниковой травы» с38-41 | 2 | 12.11 14.11 | Опора: Приёмы работы с пластилином, технологическая карта изготовления поделки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Пластилин, шишки, грецкий орех, сухая тростниковая трава, зубочистки, клеёнка. |
11 | Работа с металлоконструктором. Познавательные сведения о металлоконструкторе. «Две планки, соединённые винтом и гайкой» с 42-44 | 1 | 19.11 | Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Конструктор, гаечные ключи, отвёртка. |
12 | «Треугольник» ,«Квадрат» из металлоконструктора. с 44-45 | 2 | 21.11 26.11 | Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Конструктор, гаечные ключи, отвёртка |
13 | Работа с проволокой. «Буквы Л.С.О.В из проволоки» с46-49 | 2 | 28.11 03.12 | Опора: технологическая карта изготовления букв. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Проволока, линейка, плоскогубцы, кусачки. |
14 | Работа с бумагой, картоном. Изготовление складных игрушек из бумажных полосок. «Складная гирлянда»с50-53 | 2 | 05.12 10.12 | Опора: технологическая карта изготовления гирлянды. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Цветная бумага, кисточка, клей, карандаш, ножницы, линейка, карандаш. |
15 | Изготовление складных игрушек из бумажных колец. «Цепочка» с 54-57 | 2 | 12.12 17.12 | Опора: технологическая карта изготовления цепочки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Цветная бумага, кисточка, клей, карандаш, ножницы, линейка, карандаш |
16 | Изготовление карнавальной маски. «Плоская полумаска», С 58-61 | 1 | 19.12 | Опора: технологическая карта изготовления маски. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Тонкий цветной картон, кисточка, клей, карандаш, ножницы, линейка, карандаш, тесьма или лента, шаблон. |
17 | Изготовление карнавальных головных уборов. «Каркасная шапочка» с 62-63 | 1 | 24.12 | Опора: технологическая карта изготовления шапочки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Картон, ножницы, карандаш, линейка, клей, изображение сказочного персонажа. |
18 | «Карнавальный кокошник», «Карнавальный шлем». С 64-67 | 1 | 26.12 | Опора: технологическая карта изготовления кокошника, шлема. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Картон, ножницы, карандаш, линейка, клей, изображение шлема, кокошника. |
| III четверть | 22ч | | | |
19 | Работа с бумагой, картоном. Окантовка картона листом бумаги. «Складная доска для игры».С68-71 | 3 | 14.01 16.01 21.01 | Опора: технологическая карта изготовления доски. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Картон, ножницы, карандаш, линейка, клей, цв. бумага, бумага в широкую клетку, ручка. |
20 | Работа с текстильными материалами. Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | 23.01 | | Оборудование кабинета. |
21 | Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. «Образцы, сшитые строчкой прямого стежка» с 72-74 | 4 | 28.01 30.01 04.02 06.02 | Опора: технологическая карта сшивания 2 кругов. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Ткань, нитки, иголка, ножницы, шаблон круга, булавки, карандаш, бумага в клетку. |
22 | «Образцы, сшитые строчкой косого стежка» с 75 | 4 | 11.02 13.02 18.02 20.02 | Опора: технологическая карта выполнения строчки косыми стежками. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Ткань, нитки, иголка, ножницы, булавки, карандаш, бумага в клетку. |
23 | «Закладка из фотоплёнки» с76-77 | 3 | 25.02 27.02 04.03 | Опора: технологическая карта изготовления закладки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Фотопленка 30 см, нитки, игла, ножницы. |
24 | Работа с древесиной. Экскурсия в мастерскую. Аппликация из древесных опилок «Собака» с 78-81 | 3 | 06.03 11.03 13.04 | Опора: технологическая карта изготовления аппликации. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Опилки, клей пва, тряпочка, картон, подкладной лист, кисть, карандаш. |
25 | Работа с текстильными материалами. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. «Прихватка» С 82-87 | 4 | 18.04 20.04 25.04 27.04 | Опора: технологическая карта изготовления прихватки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Бумага в клетку, плотная ткань, хлопчато бумажная ткань, ножницы, тесьма, линейка, нитки, иглы, булавки. |
| IVчетверть | 14 ч. | | | |
26 | Работа с бумагой, картоном. Объёмные изделия из картона. «Коробка, склеенная с помощью клапанов». С 88-91 | 2 | 08.04 10.04 | Опора: технологическая карта изготовления коробки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Картон, линейка, карандаш, ножницы, клей, кисточка, цветная бумага. |
27 | «Коробка с бортами, соединёнными встык» с 92-93 | 2 | 15.04 17.04 | Опора: технологическая карта изготовления коробки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Картон, линейка, карандаш, ножницы, клей, кисточка, цветная бумага. |
28 | Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. «Образец, прошитый строчкой прямого стежка в 2 приёма» с94-95 | 2 | 22.04 24.04 | Опора: технологическая карта выполнения строчки прямого стежка в 2 приёма. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Бумага в клетку, нитки для вышивания, ножницы, игла с широким ушком, карандаш. |
29 | «Образец, прошитый строчкой косого стежка в 2 приёма» с 96-98 | 2 | 01.05 | Опора: технологическая карта выполнения строчки косого стежка в 2 приёма. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Бумага в клетку, нитки для вышивания, ножницы, игла с широким ушком, карандаш. |
30 | «Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка» с 99 | 2 | 13.05 15.05 | Опора: технологическая карта изготовления закладки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Бархатная бумага, нитки, ножницы, игла с широким ушком, карандаш, клей, кисть, шило. |
31 | Работа с бумагой, картоном. Конструирование объёмных игрушек. «Матрёшка из конусов» с100-101 | 2 | 20.05 22.05 | Опора: технологическая карта изготовления матрёшки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Ьелая бумага, нитки, игла, шаблоны для изготовления конуса, ножницы, заготовка лица матрёшки, клей, кисть. |
32 | «Собака из цилиндров» с102-103 | 2 | 27.05 29.05 | Опора: технологическая карта изготовления собаки. Помощь в составлении плана, выполнения работы, контроль учителя, учеников. | Цветная бумага, ножницы, линейка, карандаш , клей, кисть. |