СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №51 "Тихая лирика" (материалы к уроку)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. отыскать связь «тихой» лирики с литературной традицией;
  2. определить основные темы, идеи, образы «тихой» поэзии;
  3. дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова и некоторых поэтов «тихой лирики».

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №51 Тихая лирика»

11 класс

Урок №51 Литература 50-90-х годов.

Поэзия, развивающаяся в русле традиций

русской классики. Николай Рубцов


Цели: определить основные темы и мотивы лирики Николая Рубцова; проследить, как Русь, её природа и история, судьба народа и его нравственные ценности отражены в поэзии Рубцова; отметить, как традиции русской классической поэзии проявились в его стихах; продолжить развитие навыка анализа поэтического текста.


Ход урока


Вечное и прекрасное сливаются у Николая Рубцова в пленительно неповторимом образе Родины: вечна красота отчизны и прекрасен дух народа, Вынесенный из всех потрясений его тысячелетней истории.

Василий Оботуров


I. Вступительная беседа.

1. Как понимаете слова, данные в эпиграфе сегодняшнего урока? В них определены основные темы творчества этого поэта. Поиск своего места в жизни, поиск спасительных вечных причалов — главный смысл духовного пути Рубцова

Звучит «Вальс» Г. Свиридова.


2. Замечательный русский композитор ХХ века Георгий Васильевич Свиридов (1915—1998), с какой-то трогательной нежностью относившийся и к «святой простоте» зрелого Сергея Есенина, и к Николаю Рубцову, «ангелу Родины незлобивой моей» (К. Фофанов), с провидческой грустью сказал в прямой связи с сиротской судьбой этого поэта, выделив исходную мысль: «Страшно увеличилось ощущение бездомности русского человека. За последние годы». (Свиридов Г. В. Музыка как судьба. — М., 2002).

Тень раннего сиротства, жизни «в людях» без родного очага, без идеи дома как целостного душевного уклада коснулась многих писателей военного поколения. Разве не испытывал чувства сиротства, бездомности Виктор Астафьев, ссыльнопоселенец в Игарке? А безотцовщина Шукшина? Отчаяние на развалинах семьи и детдом восьмилетнего Венедикта Ерофеева, создателя поэмы в прозе «Москва — Петушки»?

Вот и Николай Рубцов, родившийся 3 января 1936 года в городке Емецке Архангельской области, пятый ребёнок в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерявший мать, а вслед за этим и отца, погибшего на фронте, отданный в детдом, испытал горечь сиротства и бездомности.

Поэт долго не имел постоянной прописки, после детдома замелькали бесконечные общежитские койки — во время работы на Кировском заводе, работы на тральщике на Балтике, учебы в Литературном институте (с 1962 года).

Поэт Станислав Куняев вспоминает, как в один из жарких дней 1962 года зашел в редакцию журнала «Знамя» молодой человек с худым лицом, «на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза... Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

— Здравствуйте! — сказал он со стеснительным достоинством. — Я стихи хочу вам показать.

— Давайте ваши стихи!..

Куняев начал читать:


Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог...


…Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет...


С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.


— Как вас зовут?

— Николай Михайлович Рубцов».

С годами это чувство одиночества, тоски по своему, родному человеку обрело почти трагическое звучание. Наверное, поэтому так пронзительно звучит в поэзии Рубцова тема Родины.


Один из учащихся может подготовить сообщение о жизни Николая Рубцова.


II. Особенности поэтического творчества Николая Рубцова.

1. Сергей Чупринин в книге «Крупным планом. Поэзия наших дней» так писал о выходе на «литературные подмостки» Николая Рубцова: «На поэтическую авансцену, сменяя инженеров света и бетонщиков Евтушенко, генеральных конструкторов и дипломатов Рождественского, архитекторов и мотогонщиков Вознесенского, вышел добрый Филя Николая Рубцова, что живет и век жить будет «в избе деревянной, без претензий и льгот».

— Познакомьтесь с этим стихотворением. (Раздать материал, подготовленный ученик читает наизусть.)


ДОБРЫЙ ФИЛЯ

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог...

Там в избе деревянной,

Без претензий и льгот,

Так, без газа, без ванной,

Добрый Филя живет.


Филя любит скотину,

Ест любую еду,

Филя ходит в долину,

Филя дует в дуду!

Мир такой справедливый,

Даже нечего крыть...

— Филя! Что молчаливый?

— А о чем говорить?

1960


— Каковы ваши впечатления от прочитанного? О чем это стихотворение?

А вот что писал об этом стихотворении критик Ал. Михайлов в статье «Ритмы времени»: «После одной из журнальных публикаций много говорили о его (Н. Рубцова) стихотворении «добрый Филя». В лексике стихотворения есть конкретные приметы нашего быта и нашего времени, но не только по форме, а и по духу своему оно показалось патриархальным, старозаветным. Дремлющий лесной хуторок, затерявшийся «меж звериных дорог», деревянная изба, «добрый Филя»... Все как в сказке...

Ан нет, не сказка это. Такая скрытая боль за виноватой улыбкой, такая жалость к человеку, обойденному вниманием и любовью людской, что даже жутковато становится...

Одиночество на миру, наверное, самое тяжелое и невыносимое одиночество. Горькая участь его выпадает порою и добрым людям — не об этом ли хочет сказать Рубцов в стихотворении «добрый Филя», не на это ли хочет обратить внимание?.. Да, стихотворение по строю своему как-то отдалено во времени от нас, не вписывается в атмосферу сегодняшнего дня. Но, может быть, это и пробуждает особый интерес к загадочному характеру «доброго Фили», может быть, эта старозаветность его и оттеняет всю неестественность такого отчуждения человека от общества?»

— Разделяете ли вы мнение критика, что при чтении «доброго Фили» Н. Рубцова «даже жутковато становится»? Дают ли воссозданные в стихотворении детали и его тональность основания для такого Мнения?


1. Каждое стихотворение Н. Рубцова — искренний разговор с читателем, настоящая исповедь. Так, стихотворение «Далекое» — это воспоминания о юности, которыми поэт тоже делится с нами. Внешне стихотворение выглядит скромно и простодушно. В нем нет ослепительной праздничности и бурного драматизма, необычных поэтических образов. Оно звучит как нежная и глубокая мелодия.

Стихотворение Рубцова открывается картиной сурового края, в котором затерян дом детства:


Где вьюга полночным набегом

Поля заметает кругом,

Стоял запорошенный снегом

Бревенчатый низенький дом.

Я помню, как звезды светили,

Скрипел за окошком плетень

И стаями волки бродили

Ночами вблизи деревень.



Движение в этой картине тревожно (набег вьюги, стаи волков), но дом, несмотря на свою «малость», стоит крепко. Как будто вьюга все готова запорошить, и «скрипит под окошком плетень», но «звезды светили». Так в начале стихотворения движение наделено разрушительной силой, а покой — постоянством и прочностью.

Средняя строфа стихотворения — перелом в его течении, напев прервался, тревожно зазвучали восклицания:


Как все это кончилось быстро!

Как странно ушло навсегда!

Как шумно — с надеждой и свистом —

Промчались мои поезда!


Поэт весь отдался стихии движения, шума — «с надеждой и свистом» мчащимся поездам, мчащимся в другой мир — мир цивилизации, городской, современной. И кажется, будто все, что окружало в детстве, «кончилось быстро», «странно ушло на всегда».

Но «далекое» не прошло совсем бесследно, оно оказывается не стертым жизнью, а, в сущности, близким. И возвращается напев первых строф, и повторяются образы. Но теперь они несколько иные и по-другому увидены. В первых строфах поэт из окошка дома видит мир, прекрасный и одновременно пугающий. В последних строфах деревенский мир увиден извне, как бы сверху («над крышами хат»), и манит, как таинственно мерцающие звезды:


И все же, глаза закрывая,

Я вижу: над крышами хат,

В морозном тумане мерцая,

Таинственно звезды дрожат.

А вьюга полночным набегом

Поля заметает кругом,

И, весь запорошенный снегом,

Стоит у околицы дом.


Раньше «звезды светили», теперь они, «в морозном тумане мерцая, таинственно... дрожат». Звезды стали дальше, но притягательнее. И ощущение дикости, глуши исчезло. Не стан волков, а крыши хат окружают дом. И стоит он у околицы, роднясь с природой.

Поэт сохраняет верность себе, детству. Это притяжение к вечному: природе, народу, Родине — спасает поэта от беспамятства, затерянности в шуме поездов, которые промчались «с надеждой и свистом». Это странное соединение слов, как будто несовместимых — привилегия поэзии.

Перевести поэтический образ на язык обыденных понятий трудно. Ведь образ многозначен. И в этом выражении «с надеждой и свистом» есть и безудержный полет юности, стремительный, порывистый, дерзкий, есть и насмешка над её неопытностью, есть и опасение, что этот резкий свист тоже разрушителен. По Рубцову, есть бури в природе (набег вьюги), есть порывы в человеческой судьбе («мои поезда»), и они зовут из дома в большой мир. Но не дано им, этим стихиям движения, разрушить родной приют, гнездо, спокойную и ничем не отменяемую красоту мерцающих звезд. И может быть, в этом у Рубцова — светлая надежда на гармонию бытия.

Так в стихотворении Н. Рубцова «Далекое» мы встретились с темой суда человека над самим собой и собственной судьбой.


2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова «В горнице». (Можно прослушать аудиозапись этой песни на слова Рубцова или чтение наизусть заранее подготовленного ученика.)


В горнице моей светло,

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды...


Звезда, «звезда полей», свет — центральные образы поэзии Рубцова («И меж берез, домов, поленниц / Горит, струясь, небесный свет!») Это секрет «легкой светописи» всей поэзии Рубцова — светлые души и мгновения всегда с ним. Они все ближе и ближе... «В душевном порыве, в красках его поэзии, — писал о Рубцове Г. Свиридов в своем дневнике, — в итоге побеждает именно неземной свет», сберегающий связь времен, отгоняющий все беззвездные кошмары, способные оцепенить природу и народ.

«Слово «свет» и другие слова этого корня... встречаются в стихах Николая Рубцова более ста раз, — писал В. Кожинов... Свет в поэзии Николая Рубцова — это душа мира и в то же время истинное содержание человеческой души, «святое» в ней».

— Стихотворение насыщено символами, придающими глубокое идейное содержание произведению. Найдите их и попробуйте объяснить их значение.

В горницу, освещенную даже не светом луны, что вполне возможно, а невероятным светом звезды, явилась молчаливая мать, названная нежно «матушка». Не частица ль это страдающей сиротской души поэта?

Неожиданно возникает ведро, внесенное в горницу, полное живой воды (полное ведро — к счастью). Скорее всего, это — тема какой-то жгучей жажды душевной, чувства неисполненного долга.

Две последующие строфы стихотворения о неполитых, увядших цветах «в садике моем», о лодке забытой, догнивающей на речной мели, наконец, обещание:


Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе, —


все это выражение глубокой душевной драмы. По содержанию стихотворение очень похоже на сон.

— Вспомните значение сна в художественной литературе. С какой целью чаще всего вводит сон в свое повествование писатель? В сновидении утоплены боли и обиды, здесь поэт спасает свое «я».

Анализ черновых вариантов этого исповедального стихотворения, в котором безмолвная тень матери всколыхнула душу, а ночная звезда ярко осветила вечное обязательство взращивать цветок, знак благодарности матери, любви («буду поливать цветы»), позволяет создать множество дополнительных версий понимания. И его, и всей лирики поэта, тоже его «горницы». Да, это сон, а свет звезды — это небесный свет, замерцавший в душе... В черновиках остались две чудесные строфы, к сожалению, вычеркнутые, явно расширяющие «Горницу»:


Сколько же в моей дали

Радостей прошло и бед?

Словно бы при мне прошли

Тысячи безвестных лет.


Словно бы я слышу звон

Вымерших пасхальных сел...

Сон, сон, сон

Тихо затуманит все...


III. Итог урока.

При жизни Николай Рубцов выпустил всего четыре небольшие книги лирики: «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970). Он наспех вписался в среду так называемых «деревенщиков», заступившихся за «неперспективную», как говорили тогда, деревню:


Ах, город село таранит,

Ах, что-то пойдет на слом!

Меня все терзают грани

Меж городом и селом.


Но его деревенская хата — малая модель вселенной! Его деревня любимая Россия! В его стихах — жгучая связь с Родиной. Если художественное произведение — это дом из слов, в котором можно жить всем, то горница Николая Рубцова — именно спаси тельный очаг для всех, спасительный огонек над Россией.

В стихотворении Рубцова о духовном подвиге основателя монастыря и живописца Дионисия как пророчество отражено и значение его поэзии для русской литературы:


И однажды возникли из грезы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как березы,

Диво дивное в русской глуши!


И небесно-земной дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты, недоступной досель.


Неподвижно стояли деревья,

И ромашки белели во мгле,

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле.


— Какой след в вашей душе оставили стихи Николая Рубцова?

А вот какие строки посвятил памяти поэта в одноименном стихотворении Станислав Куняев.


ОН БЫЛ ПОЭТ

Как критики твердят,

Его стихи лучились добрым светом,

Но тот, кто проникал в тяжелый взгляд,

Тот мог по праву

Усомниться в этом.

В его натуре открывалась мне

Печаль по бесконечному раздолью,

По безнадежно брошенной земле,

Ну, словом, всё,

Что мы зовем любовью.


Домашнее задание.

Проследите, как отражены традиции русской классической поэзии в творчестве Рубцова. Прочитайте статью в учебнике «Изменчивость неизменного» (с. 297—30 1) и ответьте на вопросы 1, 2:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «традиция»? Предполагает ли оно для вас подражание, заимствование?

2. Почему именно тютчевская традиция оказалась столь важной и продуктивной для русских поэтов второй половины ХХ века?




Просмотр содержимого презентации
«Тихая лирика София Молявко»

«Тихая» поэзия

«Тихая» поэзия

Цель исследования: Показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны, в литературе. Задачи исследования: Отыскать связь «тихой» лирики с литературной традицией; Определить основные темы, идеи, образы «тихой» поэзии; Дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова и некоторых поэтов «тихой лирики».

Цель исследования:

Показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны, в литературе.

Задачи исследования:

  • Отыскать связь «тихой» лирики с литературной традицией;
  • Определить основные темы, идеи, образы «тихой» поэзии;
  • Дать представление о поэтическом мире

Н. Рубцова и некоторых поэтов «тихой лирики».

Мы познакомимся с поэтическим направлением, вошедшим в русскую литературу 20 века под названием «тихая лирика». «Тихой поэзии» суждено было стать последним, «девятым» валом мощного всплеска поэтической энергии, который буквально взбудоражил читающую Россию середины 50-х годов. Целое десятилетие не спадало поэтическое напряжение, появилось множество талантливых, ярких имён, обилие поэтических направлений. Явление этого десятилетия можно сравнить, пожалуй, лишь с «серебряным веком» в русской поэзии 20 века. Чтобы понять, каковы истоки «тихой лирики», необходимо обратиться к этому десятилетию.

Мы познакомимся с поэтическим направлением, вошедшим в русскую литературу 20 века под названием «тихая лирика».

«Тихой поэзии» суждено было стать последним, «девятым» валом мощного всплеска поэтической энергии, который буквально взбудоражил читающую Россию середины 50-х годов.

Целое десятилетие не спадало поэтическое напряжение, появилось множество талантливых, ярких имён, обилие поэтических направлений.

Явление этого десятилетия можно сравнить, пожалуй, лишь с «серебряным веком» в русской поэзии 20 века.

Чтобы понять, каковы истоки «тихой лирики», необходимо обратиться к этому десятилетию.

Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва именно через поэтов выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не боясь быть наказанным за собственные мысли и слова. Поэзия становится выразителем времени.

Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва именно через поэтов выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не боясь быть наказанным за собственные мысли и слова. Поэзия становится выразителем времени.

1

Первым, кто чутко уловил новые духовные настроения в обществе, выдохнул их свежим, молодым словом, были, как ни странно,  поэты старшего поколения , начинавшие в 20-30-е годы ( В.Луговский, М.Светлов, Я.Смеляков ).

2

Следующий поток поэзии –  «фронтовая лирика» . Это время осмысления поэтами, чем были для народа четыре года войны. ( Б.Слуцкий, С.Орлов, Н.Старшинов, Ю. Друнина, Д.Самойлов )

  Появилась в эти годы и новая  «эстрадная» поэзия. Начало ей положило открытие памятника Владимиру Маяковскому в Москве в 1958 году. Молодые поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский привнесли в поэзию ощущение радостного прощания с прошлым, непрерывного горения, высокий накал борьбы, наступления на ханжество, пошлость.

 

3

Самым необычным и неожиданным явлением в стиховом многоцветье 50-60-х годов стала авторская песня . Уникальность этого явления в том, что его стержнем стала не принадлежность авторов к одному поколению, не общность жанро-стилевых пристрастий.

        Общее в авторской песне – полная свобода от норм и традиций советской идеологии, от государственного надзора за искусством.

4

   Круг поэтов этого литературного направления довольно широк. Это Н.Рубцов, А. Жигулин, В.Соколов, А. Передреев, Н.Тряпкин, Ю.Кузнецов, О.Чухонцев, А.Решетов и многие другие. «Тихие лирики» не рвутся к микрофону. Их творческая среда иная: это мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине. К России, говорящая о неразрывной связи с ней. И прозвучала она прежде всего в строках стихотворения Н.Рубцова «Видение на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эта строка означает обращение поэта к традициям прошлого. Во второй половине 60-х годов «поэтический бум» стал угасать. Как противостояние «эстрадной», громкой лирике «возникает  «тихая лирика» .

  Круг поэтов этого литературного направления довольно широк. Это Н.Рубцов, А. Жигулин, В.Соколов, А. Передреев, Н.Тряпкин, Ю.Кузнецов, О.Чухонцев, А.Решетов и многие другие.

«Тихие лирики» не рвутся к микрофону. Их творческая среда иная: это мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине. К России, говорящая о неразрывной связи с ней. И прозвучала она прежде всего в строках стихотворения Н.Рубцова «Видение на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эта строка означает обращение поэта к традициям прошлого.

Во второй половине 60-х годов «поэтический бум» стал угасать. Как противостояние «эстрадной», громкой лирике «возникает  «тихая лирика» .

«Тихая» лирика сосредоточила свое внимание на душевном состоянии человека, на переживаниях, на поисках «истоков», «корней», традиций. Нового движения придерживались:  Рубцов Н.М. Тарковский А.А. Самойлов Д.С. Кушнер А.С.

«Тихая» лирика сосредоточила свое внимание на душевном состоянии человека, на переживаниях, на поисках «истоков», «корней», традиций.

Нового движения придерживались:

Рубцов Н.М.

Тарковский А.А.

Самойлов Д.С.

Кушнер А.С.

Николай Рубцов

Николай Рубцов

  • 5 января 1936 года родился в поселке Емецк Архангельской области.
  • В 1950 году поступил в лесотехнический техникум в городе Тотьма.
  • В 1955 году перебрался в Ленинград, но вскоре был призван на военную службу.
  • В 1959 году вернулся в Ленинград и стал рабочим завода.
  • В 1965 году в Архангельске вышла небольшая книга «Лирика», а в 1967 году в Москве – «Звезда полей».
  • 19 января 1971 года погиб в Вологде.
Этапы творческого пути Н.Рубцова Поступление в Литературный институт Душевные переживания Служба на (зрелость) северном флоте  9

Этапы творческого пути Н.Рубцова

Поступление в

Литературный институт

Душевные переживания

Служба на

(зрелость)

северном флоте

9

Сборники стихотворений Название сборника Год создания «Волны и скалы» Содержание сборников 1953-1962 «На страже Родины любимой» «Первая плавка» 1958 О трудностях и радостях армейской жизни Показывает красоты Родины «Звезда полей» 1961 О флоте 1967 «Душа хранит» Обращение к теме любви, молодости 1969 О состоянии души лирического героя

Сборники стихотворений

Название сборника

Год создания

«Волны и скалы»

Содержание сборников

1953-1962

«На страже Родины любимой»

«Первая плавка»

1958

О трудностях и радостях армейской жизни

Показывает красоты Родины

«Звезда полей»

1961

О флоте

1967

«Душа хранит»

Обращение к теме любви, молодости

1969

О состоянии души лирического героя

Звезда полей Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою.. Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…   Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…

Звезда полей

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою..

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

Привет, Россия… Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле — по селам и столицам! Я сильный был — но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться. Привет, Россия — родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

Привет, Россия…

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле — по селам и столицам!

Я сильный был — но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, Молча принесет воды...  Красные цветы мои В садике завяли все. Лодка на речной мели Скоро догниет совсем.  Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень, Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день!  Буду поливать цветы, Думать о своей судьбе, Буду до ночной звезды Лодку мастерить себе... В горнице

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды...

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе...

В горнице

Рубцов, с его негромким поэтическим голосом и проникновенными одухотворенными пейзажами, безусловно, был «тихим» лириком. Сам ритм его стиха всегда приглушен, размыт, льется тихо и плавно: Высокий дуб. Глубокая вода Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда Природа здесь не знала потрясений («Ночь на родине») Рубцов совсем не употребляет ярких красок, он работает легкой светописью, создавая зыблющиеся, прозрачные. Импрессионистичные тексты. На современную поэзию продолжает влиять модель его мироощущения и миропонимания, в том числе и исторического пути России.

Рубцов, с его негромким поэтическим голосом и проникновенными одухотворенными пейзажами, безусловно, был «тихим» лириком. Сам ритм его стиха всегда приглушен, размыт, льется тихо и плавно:

Высокий дуб. Глубокая вода

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений

(«Ночь на родине»)

Рубцов совсем не употребляет ярких красок, он работает легкой светописью, создавая зыблющиеся, прозрачные. Импрессионистичные тексты.

На современную поэзию продолжает влиять модель его мироощущения и миропонимания, в том числе и исторического пути России.

Критики о творчестве Н.Рубцова  В. Гусев «Рубцов, вслед за Есениным, идет от ощущения, что  мире господствует гармония, которую следует проявить».  В. Беляков «Парадокс состоит в том, что, чем талантливей человек, тем грозней его слава, тем неизбежней слова его становятся плотью событий».

Критики о творчестве Н.Рубцова

В. Гусев

«Рубцов, вслед за Есениным, идет от ощущения, что

мире господствует гармония, которую следует проявить».

В. Беляков

«Парадокс состоит в том, что, чем талантливей

человек, тем грозней его слава, тем неизбежней слова его

становятся плотью событий».

«Я чуток как поэт, бессилен как философ»

«Я чуток как поэт, бессилен как философ»

Тарковский Арсений Александрович (1907-1989) Родился в семье народовольца в Елизаветграде. Окончил высшие литературные курсы в Москве. Был признан негодным к воинской службе. Работал корреспондентом газеты «Боевая тревога», участвовал в боевых действиях, получил звание капитана гвардии.

Тарковский Арсений Александрович

(1907-1989)

Родился в семье народовольца в Елизаветграде. Окончил высшие литературные курсы в Москве. Был признан негодным к воинской службе. Работал корреспондентом газеты «Боевая тревога», участвовал в боевых действиях, получил звание капитана гвардии.

Книги: «Перед снегом» (1962) «Земле - земное» (1966) «Стихотворения разных лет» (1945) Сборники: «Вестник» (1969) «Зимний день» (1989)

Книги:

«Перед снегом» (1962)

«Земле - земное» (1966)

«Стихотворения разных лет» (1945)

Сборники:

«Вестник» (1969)

«Зимний день» (1989)

Лейтмотив стихотворений Тарковского – всеобщее единство бытия. Самое интересное в мире – природа. Человек читает «книгу травы», насекомые становятся для него таинственными знаками, которые необходимо разгадать. Природа для Тарковского разумна и мудра. Только человек, просвещенный и просветленный природой, «летит вниз головой» в ее омут царственный» и «смерти не боится», потому что он причастен к великой «поруке круговой» всего сущего.

Лейтмотив стихотворений Тарковского – всеобщее единство бытия.

Самое интересное в мире – природа.

Человек читает «книгу травы», насекомые становятся для него таинственными знаками, которые необходимо разгадать.

Природа для Тарковского разумна и мудра.

Только человек, просвещенный и просветленный природой, «летит вниз головой» в ее омут царственный» и «смерти не боится», потому что он причастен к великой «поруке круговой» всего сущего.

Образность его поэзии близка глубокой и тонкой символике русского фольклора. Многие произведения лексически, синтаксически, интонационно связаны с миром устного народного творчества (Иванова Ива). Часто поэт прибегает к повторам, сближающим его стихи с народной песней. Важное место в его творчестве имеет также тема детства («Кухарка жирная у скаред…»).

Образность его поэзии близка глубокой и тонкой символике русского фольклора. Многие произведения лексически, синтаксически, интонационно связаны с миром устного народного творчества (Иванова Ива).

Часто поэт прибегает к повторам, сближающим его стихи с народной песней. Важное место в его творчестве имеет также тема детства («Кухарка жирная у скаред…»).

Самойлов Давид Самуилович (Кауфман) (1920 -1990) Родился в Москве в семье врача. Учился в легендарном ИФЛИ (Институт философии, литературы и искусства). Ушел на фронт добровольно, был рядовым бойцом, разведчиком Главное, что открыла ему война – не мрачная, тяжелая и страшная, как у друзей по поколению, а «легкая, просторная, светлая, почти веселая свобода», так неожиданно возникшая «посередине» сталинской эпохи.

Самойлов Давид Самуилович (Кауфман)

(1920 -1990)

Родился в Москве в семье врача.

Учился в легендарном ИФЛИ (Институт философии, литературы и искусства). Ушел на фронт добровольно, был рядовым бойцом, разведчиком

Главное, что открыла ему война – не мрачная, тяжелая и страшная, как у друзей по поколению, а «легкая, просторная, светлая, почти веселая свобода», так неожиданно возникшая «посередине» сталинской эпохи.

У Самойлова свое видение войны. Его солдат хочет быть маркитантом, а не Наполеоном. Наполеоны несут смерть и рабство, а маркитанты доставляют снедь, питье и другие припасы, несут жизнь. Пока наполеоны завоевывают мир, маркитанты любят женщин, свободу и прочие радости бытия…   А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете. Худой веселый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук отборный. И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И все на свете понимаю…

У Самойлова свое видение войны. Его солдат хочет быть маркитантом, а не Наполеоном.

Наполеоны несут смерть и рабство, а маркитанты доставляют снедь, питье и другие припасы, несут жизнь. Пока наполеоны завоевывают мир, маркитанты любят женщин, свободу и прочие радости бытия…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете.

Худой веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук отборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю…

Люблю пейзаж без диких крепостей Без сумасшедшей крутизны Кавказа, Где ясно все, где есть простор для глаза,- Подобье верных чувств и сдержанных страстей.

Люблю пейзаж без диких крепостей

Без сумасшедшей крутизны Кавказа,

Где ясно все, где есть простор для глаза,-

Подобье верных чувств и сдержанных страстей.

Самойлов поэтизирует мягкие, плавные линии, чистые, неяркие краски подмосковного ландшафта, воздушную свежесть и прохладу эстонских пейзажей. Поэзию Самойлова отличает легкость языка, особая интонационная естественность.

Самойлов поэтизирует мягкие, плавные линии, чистые, неяркие краски подмосковного ландшафта, воздушную свежесть и прохладу эстонских пейзажей.

Поэзию Самойлова отличает легкость языка, особая интонационная естественность.

Кушнер Александр Семенович Родился в 1936 году в Ленинграде  окончил факультет русского языка и литературы Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена;  10 лет преподавал литературу в младших классах. Вторая профессия учителя дала ему чувство независимости от литературного успеха;  печатается с 1957 года (сборник «Первая встреча»;  Кушнер – автор двенадцати поэтических книг:  «Ночной дозор» (1966)  «Приметы» (1969)  «Прямая речь» (1975)  «Таврический сад» (1985)  «Ночная музыка» (1991).

Кушнер Александр Семенович

Родился в 1936 году в Ленинграде

  • окончил факультет русского языка и литературы Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена;
  • 10 лет преподавал литературу в младших классах. Вторая профессия учителя дала ему чувство независимости от литературного успеха;
  • печатается с 1957 года (сборник «Первая встреча»;
  • Кушнер – автор двенадцати поэтических книг:

«Ночной дозор» (1966)

«Приметы» (1969)

«Прямая речь» (1975)

«Таврический сад» (1985)

«Ночная музыка» (1991).

Кушнер читает мир как книгу, и реальные явления для него стоят в одном ряду со стихотворениями Тютчева или Ахматовой. В своем творчестве Кушнер обращается к Боратынскому, Вяземскому, Фету – поэтам, которых при жизни слава обошла стороной.

Кушнер читает мир как книгу, и реальные явления для него стоят в одном ряду со стихотворениями Тютчева или Ахматовой.

В своем творчестве Кушнер обращается к Боратынскому, Вяземскому, Фету – поэтам, которых при жизни слава обошла стороной.

В жанровом плане многие его стихи – «заметки на полях» («Сложив крылья», «Пятясь, пчела выбирается вон из цветка», «Все на стайку бы рыбок смотрел»)…

В жанровом плане многие его стихи – «заметки на полях» («Сложив крылья», «Пятясь, пчела выбирается вон из цветка», «Все на стайку бы рыбок смотрел»)…

Кушнер сознательно антигениален. Гений – это «персонифицированная драма эпохи», а Кушнер в разладе с трагической эпохой и гибелью, в разладе с романтизмом – «оглупляющей экзальтацией». Он испытывает неприязнь ко всякого рода эффектам. Это редкостно гармоничный и счастливый поэт...

Кушнер сознательно антигениален. Гений – это «персонифицированная драма эпохи», а Кушнер в разладе с трагической эпохой и гибелью, в разладе с романтизмом – «оглупляющей экзальтацией». Он испытывает неприязнь ко всякого рода эффектам.

Это редкостно гармоничный и счастливый поэт...

Особенности «слога» Кушнера инверсии;  однородные определения и дополнения;  вопросительные конструкции;  переносы;  глагол выносится в конец строки. Все это вместе создает особенное звучание, определяемое критикой как сугубо лирическое, «жалобное», драматическое: «Пиджак безжизненно повис на спинке стула. Ночная бабочка на лацкане уснула».

Особенности «слога» Кушнера

  • инверсии;
  • однородные определения и дополнения;
  • вопросительные конструкции;
  • переносы;
  • глагол выносится в конец строки.

Все это вместе создает особенное звучание, определяемое критикой как сугубо лирическое, «жалобное», драматическое:

«Пиджак безжизненно повис на спинке стула.

Ночная бабочка на лацкане уснула».

Над кустом Задержаться и жестом небрежным Потрепать две-три розы тайком: Пусть в наряде своем белоснежном Проще держаться. Словно урок Преподать, не краснея, природе: «Так, свободней! И чуточку в бок! В этом роде». Словно эта естественность есть В нас, прохожих, а ей – недостало: «Не сжиматься! Не ежиться ! Цвесть Как попало». Это ты –то, до сотых долей Уточняющий каждое слово, Шепчешь ей: «Будь небрежна, пышна, бестолкова!»

Над кустом

Задержаться и жестом небрежным

Потрепать две-три розы тайком:

Пусть в наряде своем белоснежном

Проще держаться. Словно урок

Преподать, не краснея, природе:

«Так, свободней! И чуточку в бок!

В этом роде».

Словно эта естественность есть

В нас, прохожих, а ей – недостало:

«Не сжиматься! Не ежиться ! Цвесть

Как попало».

Это ты –то, до сотых долей

Уточняющий каждое слово,

Шепчешь ей:

«Будь небрежна, пышна, бестолкова!»

Особенности «Тихой» лирики: Темы:

Особенности «Тихой» лирики:

Темы:

  • малая родина;
  • природа и история;
  • природа и народ;
  • душа и вселенная;
  • терпение;
  • любовь к матери, женщине.
Идеи: боль за утрату нравственных качеств; стремление к истокам, корням; связь личности с народом, родиной; воплощение духовного мира человека в лирике; вера в возрождение России, призыв к возрождению.

Идеи:

  • боль за утрату нравственных качеств;
  • стремление к истокам, корням;
  • связь личности с народом, родиной;
  • воплощение духовного мира человека в лирике;
  • вера в возрождение России, призыв к возрождению.

Символы – образы: отчий дом; образы природы (Вселенная, свет, звезда, небо, береза); фольклорные образы.

Символы – образы:

  • отчий дом;
  • образы природы (Вселенная, свет, звезда, небо, береза);
  • фольклорные образы.

Использованные ресурсы: Русская литература 20 века. Писатель и эпоха. учебник 11 класс; http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/library/tikhaya-lirika-rubtsova http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-literatury-v-11-klasse-tema-tikhaya-lirika-i-poeziya-nikolaya-rubtsov http://www.atarkovsky.ru/biotarkovskiy/ http://www.atarkovsky.ru/biotarkovskiy/

Использованные ресурсы:

  • Русская литература 20 века. Писатель и эпоха. учебник 11 класс;
  • http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/library/tikhaya-lirika-rubtsova
  • http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-literatury-v-11-klasse-tema-tikhaya-lirika-i-poeziya-nikolaya-rubtsov
  • http://www.atarkovsky.ru/biotarkovskiy/
  • http://www.atarkovsky.ru/biotarkovskiy/

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!