СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №16. Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии при работе с БСП;
  2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
  3. воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Просмотр содержимого документа
«9кл-бсп»

9 класс. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

1.

Он смотрит вдаль там лес пестреет тут поля и горы.

По небу знойный день катится от скал горячий пар струится.

Лето припасает зима поедает.

Он прилёг усталость давала о себе знать.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.

Занавес поднялся раздались дружные аплодисменты.

Сильный дождь льёт с утра выйти невозможно.

Случилась беда селевой поток размыл железнодорожные пути.



2.

Служить бы рад прислуживаться тошно.

Погода в январе непостоянна морозы сменяются оттепелями.

Все вышли на террасу в доме было душно.

Мать видела побледневшее лицо Павла она невольно двинулась вперёд расталкивая толпу.

Гуси высоко летят воды будет много.

Я понял маленького друга хотели лишить первой и последней радости в её недолгой жизни.

Замела метель дорожки пробираться нелегко.

Светлые заливы в камышах блестят неподвижно нивы на полях стоят.



3.

Ровной синевой залито всё небо одно лишь облачко на нём не то плывёт не то тает.

Но Дубровский уже её не слушал боль раны и сильные волнения души лишили его сил.

Жизненная роль гемоглобина общеизвестна он переносит кислород.

Слава греет позор жжёт.

Только видит вьётся вьюга снег ложится на поля вся белёшенька земля.

Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

Солнце жгло по-вчерашнему воздух был неподвижен.

Солнце дымное встаёт будет день горячий.

4.

Дожди перестали поля высохли.

В лагере спокойно ни суеты ни говора людского даже трубы над палатками не дымят.

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.

Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.

Над тростниками взмывают стаи уток кружатся чайки парят орлы пролетают кулики и чибисы.

В счастье дружбой пользуются в беде её проверяют.

Печален я со мною друга нет.

Бледно-серое небо светлело холодело синело звёзды мигали слабым светом.





5.

В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был.

Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки топор осторожно стучал по сучьям колёса скрипели лошади фыркали.

Не хочешь ехать оставайся.

Заря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубятся пары.

Весь мир знает первый искусственный спутник Земли посланец нашей страны.

Кругом ярко светит солнце поохотиться ещё можно.

Ни одной птицы не было слышно все приютились и замолкли.


Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_1»

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)


ВАРИАНТ 1.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.


Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.


2) Вечер спустился уже на землю в лесу потемнело бор волновался вокруг сторожки


3) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы


4) Небо воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь было жарко и душно громадные стаи ворон предчувствуя непогоду с криком носились над садом.


5) Свойство зеркальце имело говорить оно умело.




«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)


ВАРИАНТ 1.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.


Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.


2) Вечер спустился уже на землю в лесу потемнело бор волновался вокруг сторожки


3) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы


4) Небо воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь было жарко и душно громадные стаи ворон предчувствуя непогоду с криком носились над садом.


5) Свойство зеркальце имело говорить оно умело.



Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_2»

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)


ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.


Задание

Ответы

1) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле


2) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты


3) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.


4) Назвался груздем полезай в кузов


5) Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.






«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)


ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.


Задание

Ответы

1) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле


2) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты


3) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.


4) Назвался груздем полезай в кузов


5) Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.



Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля1»

Лист контроля.

Вариант 1.

1) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (2ч - причина )

2) Вечер спустился уже на землю, в лесу потемнело, бор волновался вокруг сторожки. ( перечисление)

3) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (2ч - следствие)

4) Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду (дееприч.оборот), с криком носились над садом. (перечисление)

5) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (2ч - пояснение)



Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля2»

Лист контроля.

ВАРИАНТ 2.


1) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (против. )

2) Истинные таланты на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (2ч - причина)

3) Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце. (перечисл)

4) Назвался груздем - полезай в кузов. (1ч - условие)

5) Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни, яблони и сливы.


Просмотр содержимого документа
«аннотация»

В подборке представлены материалы, которые помогут учителю организовать работу по изучению темы «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП».

Весь материал разбит на две части. В первой части размещена презентация. Во второй – программа-тренажёр, тест, задание на распределение и текстовый материал.

В файле БСП-презентация.ppt представлен теоретический материал. Система гиперссылок позволит организовать процесс изучения в соответствии с замыслом учителя.

Проверить уровень усвоения теории поможет тест (пусковой файл БСП-тест.exe находится в одноимённой папке).

Файл bsp-rasp.xls направлен на организацию работы, связанной с формированием представления о значении частей бессоюзного сложного предложения. Учащиеся должны распределить предложения в соответствии со значением их частей. Предусмотрена система контроля, а также даны «шпаргалки».

Отработать навыки постановки знаков препинания в БСП можно в мини-программе, которая находится в папке «тренажёр» (пусковой файл – БСП-старт.exe, файл справки – SPK.HLP). В программе представлены три вида заданий. Во втором задании (работа над ошибками) предусмотрена система пошагового контроля. После выполнения и проверки первого и третьего задания даются комментарии.

Папка «Текст-файлы»

Если в школе налажена локальная сеть, можно организовать работу с взаимопроверкой. Для этого формируются отдельные папки для 1 и 2 варианта (1 вариант - файлы «Вариант_1.doc» и «Лист_контроля2»; 2 вариант – файлы «Вариант_2.doc» и «Лист_контроля1.doc»). Учащиеся выполняют свою работу, расставляя знаки препинания в предложениях первого столбца таблицы (файлы «Вариант_1(2).doc); сохраняют выполненную работу, а затем открывают (через локальную сеть) файл представителя другого варианта, копируют во вторую колонку таблицу материал из файла «Лист_контроля1(2)» и выполняют взаимопроверку. В файле «редактирование.doc» даны предложения различной структуры, их необходимо перестроить в БСП; используются приёмы копирования, удаления и вставки.

Проверить, насколько хорошо сформированы навыки постановки знаков препинания в БСП, помогут карточки-задания, приведённые в файле «9кл-бсп.doc».



Ваши замечания и предложения прошу направлять на e-mail: mousch2-n@yandex.ru .

С уважением, Камаева Т.В.

Просмотр содержимого документа
«редактирование»

ЗАДАНИЕ. Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.


Исходный вариант

Перестроенное предложение

  1. Было видно, как по реке плыли льдины.


  1. Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.


  1. В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.


  1. Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.


  1. Если цветы не поливать, они засохнут.


  1. Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.




ЗАДАНИЕ. Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.


Исходный вариант

Перестроенное предложение

  1. Было видно, как по реке плыли льдины.


  1. Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.


  1. В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.


  1. Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.


  1. Если цветы не поливать, они засохнут.


  1. Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.


ЗАДАНИЕ. Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.


Исходный вариант

Перестроенное предложение

  1. Было видно, как по реке плыли льдины.


  1. Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.


  1. В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.


  1. Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.


  1. Если цветы не поливать, они засохнут.


  1. Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.




ЗАДАНИЕ. Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.


Исходный вариант

Перестроенное предложение

  1. Было видно, как по реке плыли льдины.


  1. Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.


  1. В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.


  1. Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.


  1. Если цветы не поливать, они засохнут.


  1. Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.



Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №16 Синонимия союзных и бессоюзных предложений»

11 класс


Урок №16.

Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений.

Цели:


  1. познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии при работе с БСП;

  2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

  3. воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся опознают сложные предложения и определяют их роль в речи; употребляют в речи и конструируют как синтаксические синонимы сложносочинённые предложения с различными союзами, а также сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения; определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи.

Методы и приемы:

концептуальная таблица «Знаки препинания в БСП», «Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум), Индекс карточки для обобщения или для вопросов по теме «Сложное предложение»

Оборудование:

РМ - опорные таблицы, задания – упражнения, электронные тренажеры, тесты, мультимедийная презентация с теоретическим материалом

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Эмоционально-психологический настрой.

Приветствуют учителя

  1. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.


  1. Беседа.

- Какое слово в теме урока является ключевым?

- Какие слова мы называем синонимами? (с греч. одноименный, это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению).

- Что образует группа синонимов? (Синонимический ряд: глаза, очи, гляделки, зенки).

- Слова каких частей речи могут входить в синонимический ряд? (Только одной части речи: ключ, источник, родник (сущ.), ключевой, родниковый (прил.), кратко, сжато, лаконично, сокращенно, вкратце (нареч.)

-С какой целью употребляются синонимы в речи? (Разнообразят речь. Чем больше в языке синонимов, тем богаче язык; чем чаще мы употребляем синонимы в нашей речи, тем ярче, выразительнее она становится).


Вывод: синонимы-слова являются одинаково значимыми, т. е. называют один и тот же предмет, признак, одно и то же действие. Синонимический ряд отвечает целому ряду требований, правил, причем первым из них является требование тождества формы: синонимы относятся к одной части речи, имеют одинаковое словоизменение.

  1. Понятие «Синтаксическая синонимия»

- Понятие синтаксических синонимов является значительно более сложным. К синтаксическим синонимам не предъявляется требование тождества форм, напротив - необходимо их различие, н: Я не сплю - Мне не спится.

Русский язык обладает способностью передавать одну и ту же ситуацию по-разному, с помощью различных единиц, служащих для выражения одного и того же смысла, либо привлекающих внимание к разным оттенкам в содержании высказывания.

1) А зори здесь тихие. 2) На заре здесь тихо.

Характеристика природы выражена с помощью признака (1) либо представлена как состояние (2).












-Что такое синтаксическая синонимия?

Явление синтаксической синонимии основано на общности синтаксических отношений и отражаемых с их помощью понятий о предметах (словосочетание): отцовская шапка- шапка отца; о предметных ситуациях (предложение): он грустит - ему грустно.


В синтаксисе многообразие связей сводится к трем – сочинительной, подчинительной и предикативной.


Записывают тему урока, определяют в ней ключевое слово, формулируют цели и задачи.


Актуализируют понятие «синонимы», «синонимический ряд», знакомятся с понятием «синтаксическая синонимия»

  1. Обобщение и систематизация материала по теме «Знаки препинания в БСП».


  1. Составление концептуальной таблицы (на основе мультимедийной презентации).


Запятая

Точка с запятой

Тире

Двоеточие






  1. Обсуждение

- Как просматривается понятие синтаксической синонимии при работе с БСП?


Просматривают презентацию, на основе которой составляют концептуальную таблицу в тетради (схемы, объясняющие знаки препинания в БСП), определяют элементы синтаксической синонимии при использовании БСП

  1. «Тренинг начинающего корректора»


  1. Редактирование предложений (работа в группе). Взаимопроверка - прием «Посол»

  2. Пунктуационный практикум (работа в группе). Взаимопроверка - прием «Карусель»

  3. Работа с электронным тренажером (работа в парах).

Проводят работу в группах и парах, осуществляют взаимопроверку, используя приемы «Посол», «Карусель», «Научи партнера»

  1. Контроль над темой.

Электронный тест (индивидуальная работа).


Выполняют индивидуально тест на ноутбуках (результат – электронный носитель)

  1. Рефлексия.


Индекс карточки для обобщения или для вопросов по теме «Сложное предложение»

1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.


Обобщают материал урока, формулируют вопросы по пройденному материалу.

Домашнее задание.

§13, упражнения №140,141

Записывают домашнее задание








Просмотр содержимого презентации
«БСП-презентация»

Бессоюзные сложные предложения Камаева Т.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 г.Нариманов» Астраханская область

Бессоюзные сложные предложения

Камаева Т.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 г.Нариманов»

Астраханская область

Виды сложных предложений союзные бессоюзные союз интонация Сравните! Средства связи

Виды сложных предложений

союзные

бессоюзные

союз

интонация

Сравните!

Средства связи

Знаки препинания в БСП

Знаки препинания в БСП

Дождь прошёл , вечернее небо очистилось.  Мошки вьются столбом ,  / темнея на солнце / ; птицы мирно поют.  перечисление    Знаки препинания в БСП

Дождь прошёл , вечернее небо очистилось.

Мошки вьются столбом , / темнея на солнце / ; птицы мирно поют.

перечисление

Знаки препинания в БСП

Знаки препинания в БСП

Знаки препинания в БСП

Ни одной птицы не было слышно : все приютились и замолкли.   Заменить СПП Знаки препинания в БСП

Ни одной птицы не было слышно : все приютились и замолкли.

Заменить СПП

Знаки препинания в БСП

Ни одной птицы не было слышно : все приютились и замолкли.   СПП Ни одной птицы не было слышно, потому что все приютились и замолкли.   Знаки препинания в БСП

Ни одной птицы не было слышно : все приютились и замолкли.

СПП

Ни одной птицы не было слышно, потому что все приютились и замолкли.

Знаки препинания в БСП

Весь мир знает : первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны. Заменить СПП Знаки препинания в БСП

Весь мир знает : первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны.

Заменить СПП

Знаки препинания в БСП

Весь мир знает : первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны. СПП Весь мир знает , что первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны. Знаки препинания в БСП

Весь мир знает : первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны.

СПП

Весь мир знает , что первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны.

Знаки препинания в БСП

А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык. Знаки препинания в БСП

А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык.

Знаки препинания в БСП

противопоставление Знаки препинания в БСП

противопоставление

Знаки препинания в БСП

Будешь двигаться вперёд – горы одолеешь. Прилетели зяблики – лес ожил. Заменить СПП Знаки препинания в БСП

Будешь двигаться вперёд горы одолеешь.

Прилетели зяблики лес ожил.

Заменить СПП

Знаки препинания в БСП

Будешь двигаться вперёд – горы одолеешь. Прилетели зяблики – лес ожил. СПП Если будешь двигаться вперёд, горы одолеешь. Когда прилетели зяблики, лес ожил. Знаки препинания в БСП

Будешь двигаться вперёд горы одолеешь.

Прилетели зяблики лес ожил.

СПП

Если будешь двигаться вперёд, горы одолеешь.

Когда прилетели зяблики, лес ожил.

Знаки препинания в БСП

Лейтенант быстро взял штурвал на себя – «ястребок» резко взмыл в воздух. Варианты замены Знаки препинания в БСП

Лейтенант быстро взял штурвал на себя «ястребок» резко взмыл в воздух.

Варианты замены

Знаки препинания в БСП

Лейтенант быстро взял штурвал на себя – «ястребок» резко взмыл в воздух. Варианты замены Лейтенант быстро взял штурвал на себя, поэтому ( так что ) «ястребок» резко взмыл в воздух. Знаки препинания в БСП

Лейтенант быстро взял штурвал на себя «ястребок» резко взмыл в воздух.

Варианты замены

Лейтенант быстро взял штурвал на себя, поэтому ( так что ) «ястребок» резко взмыл в воздух.

Знаки препинания в БСП

Мир кормит – война истощает. противопоставление Варианты замены Знаки препинания в БСП

Мир кормит война истощает.

противопоставление

Варианты замены

Знаки препинания в БСП

противопоставление Мир кормит – война истощает. Варианты замены Мир кормит, а война истощает. а Знаки препинания в БСП

противопоставление

Мир кормит война истощает.

Варианты замены

Мир кормит, а война истощает.

а

Знаки препинания в БСП

Просмотр содержимого презентации
«Синтаксическая синонимия»

Тема: «Синтаксическая синонимия».

Тема: «Синтаксическая синонимия».

Русский язык обладает способностью передавать одну и ту же ситуацию по- разному, с помощью различных единиц, служащих для выражения одного и того же смысла, либо привлекающих внимание к разным оттенкам в содержании высказывания.  1) А зори здесь тихие. 2) На заре здесь тихо. Характеристика природы выражена с помощью признака (1) либо представлена как состояние (2). Трошина Ю. В.

Русский язык обладает способностью передавать одну и ту же ситуацию по- разному, с помощью различных единиц, служащих для выражения одного и того же смысла, либо привлекающих внимание к разным оттенкам в содержании высказывания.

1) А зори здесь тихие. 2) На заре здесь тихо.

Характеристика природы выражена с помощью признака (1) либо представлена как состояние (2).

Трошина Ю. В.

Что такое синтаксические синонимы?  Явление синтаксической синонимии основано на общности синтаксических отношений и отражаемых с их помощью понятий о предметах (словосочетание); о предметных ситуациях (предложение):  Отцовская шапка -шапка отца  Платье из шелка -шелковое платье  Он грустит – ему грустно  Ветер сорвал крышу – ветром сорвало крышу Трошина Ю. В

Что такое синтаксические синонимы?

Явление синтаксической синонимии основано на общности синтаксических отношений и отражаемых с их помощью понятий о предметах (словосочетание); о предметных ситуациях (предложение):

Отцовская шапка -шапка отца

Платье из шелка -шелковое платье

Он грустит – ему грустно

Ветер сорвал крышу – ветром сорвало крышу

Трошина Ю. В

Синтаксис характеризуется многообразием связей, которое сводится к трем типам сочинительная подчинительная предикативная Трошина Ю. В

Синтаксис характеризуется многообразием связей, которое сводится к трем типам

сочинительная

подчинительная

предикативная

Трошина Ю. В

Сочинительная связь  Снег и дождь.  Не снег, а дождь.  То снег, то дождь. Отношения соединения Отношения противопоставления Отношения разделения Трошина Ю. В

Сочинительная связь

Снег и дождь.

Не снег, а дождь.

То снег, то дождь.

Отношения соединения

Отношения противопоставления

Отношения разделения

Трошина Ю. В

Подчинительная связь Какой? Который? Чей? Лесной шум. Шум леса. Лес, который шумит. Кого? Чего? Кому? Чему?  Письмо отцу. Писать отцу. Надежда на спасение. Надежда спастись. Надежда, что спасут. Когда? Где?( вопросы обстоятельств). Остановиться около реки; вблизи реки; рядом с рекой; возле реки; остановиться, где река. Определительные отношения  Объектные отношения Обстоятельственные отношения Трошина Ю. В.

Подчинительная связь

Какой? Который? Чей?

Лесной шум. Шум леса. Лес, который шумит.

Кого? Чего? Кому? Чему?

Письмо отцу. Писать отцу.

Надежда на спасение. Надежда спастись. Надежда, что спасут.

Когда? Где?( вопросы обстоятельств).

Остановиться около реки; вблизи реки;

рядом с рекой; возле реки; остановиться, где река.

Определительные отношения

Объектные отношения

Обстоятельственные отношения

Трошина Ю. В.

Синтаксические синонимы, выражающие подчинительные отношения, могут быть по строению простым, осложненным и сложным предложением, а также словосочетанием: Нерешенная проблема.  Проблема не решена.  Есть проблемы, которые не решены никем и нигде.  Есть проблемы, не решенные никем и нигде.  Есть нерешенные никем и нигде проблемы.
  • Синтаксические синонимы, выражающие подчинительные отношения, могут быть по строению простым, осложненным и сложным предложением, а также словосочетанием:
  • Нерешенная проблема.
  • Проблема не решена.
  • Есть проблемы, которые не решены никем и нигде.
  • Есть проблемы, не решенные никем и нигде.
  • Есть нерешенные никем и нигде проблемы.

Трошина Ю. В.

Предикативная связь Солнце взошло. Восход солнца. Восходящее солнце. Солнце всходит( взошло, взойдет). Взошло бы солнце. Пусть солнце взойдет!  Выражается способ называния предметной ситуации Выражается временное значение действия-признака Трошина Ю. В.

Предикативная связь

Солнце взошло. Восход солнца. Восходящее солнце.

Солнце всходит( взошло, взойдет). Взошло бы солнце. Пусть солнце взойдет!

Выражается способ называния предметной ситуации

Выражается временное значение действия-признака

Трошина Ю. В.

При использовании синтаксических синонимов одна и та же Предметная ситуация  передается с помощью единиц различного строения  но выражает одно и то же синтаксическое отношение словосочетаний  сложных предложений  -простых -осложненных предложений Трошина Ю. В.

При использовании синтаксических синонимов одна и та же

Предметная ситуация

передается с помощью единиц различного строения

но выражает одно и то же синтаксическое отношение

словосочетаний

сложных предложений

-простых

-осложненных

предложений

Трошина Ю. В.

Как передается одна и та же предметная ситуация в данном ряду синтаксических синонимов? С помощью согласования- «предмет и его признак». Снежная крепость. С помощью управления- «предмет- его материал». Крепость из снега. Предикативная связь- «предмет и приписываемый ему признак». Крепость сделана из снега. Осложнения в простом предложении, где подчеркивается связь признака с действиями человека (субъекта)- «кто-то сделал». Крепость, сделанная из снега . СПП с придаточным определительным . Крепость, которая сделана из снега. Трошина Ю. В.

Как передается одна и та же предметная ситуация в данном ряду синтаксических синонимов?

С помощью согласования- «предмет и его признак».

Снежная крепость.

С помощью управления- «предмет- его материал».

Крепость из снега.

Предикативная связь- «предмет и приписываемый ему признак».

Крепость сделана из снега.

Осложнения в простом предложении, где подчеркивается связь признака с действиями человека (субъекта)- «кто-то сделал».

Крепость, сделанная из снега .

СПП с придаточным определительным .

Крепость, которая сделана из снега.

Трошина Ю. В.

синонимия ЯЗЫКОВАЯ ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ Было время, когда кассиры грабили и наше общество. Страшно вспомнить! Они не обкрадывали , а буквально вылизывали нашу кассу. РЕЧЕВАЯ, КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ Трошина Ю. В.

синонимия

ЯЗЫКОВАЯ

ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ

Было время, когда кассиры грабили и наше общество. Страшно вспомнить! Они не обкрадывали , а буквально вылизывали нашу кассу.

РЕЧЕВАЯ, КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ

Трошина Ю. В.

Существует ряд ограничений на синонимию. Союзное слово в придаточной части стоит в косвенном (не винительном) падеже:  В самом деле, тулуп, из которого успел я вырасти, был немножко для него узок. Союзное слово в придаточной части стоит в винительном падеже с предлогом:  У каждого есть своя звездочка, на которую он широкими глазами смотрит в минуты духовного напряжения. 3 . Сказуемое в придаточной части стоит в форме будущего времени:  Но ведь есть же где-нибудь на свете человек, которого она полюбит. Сказуемое в придаточной части стоит в сослагательном наклонении:  Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу! 5 . Сказуемое не является простым глагольным и не включает причастия:  Однажды удалось мне написать песенку, которой я был доволен. От глагола-сказуемого в придаточной части нельзя образовать нужную форму причастия:  Все сказки, которые только могла запомнить ключница Кирилловна, были мне пересказаны, песни баб наводили на меня тоску. Трошина Ю. В.

Существует ряд ограничений на синонимию.

  • Союзное слово в придаточной части стоит в косвенном (не винительном) падеже:

В самом деле, тулуп, из которого успел я вырасти, был немножко для него узок.

  • Союзное слово в придаточной части стоит в винительном падеже с предлогом:

У каждого есть своя звездочка, на которую он широкими глазами смотрит в минуты духовного напряжения.

3 . Сказуемое в придаточной части стоит в форме будущего времени:

Но ведь есть же где-нибудь на свете человек, которого она полюбит.

  • Сказуемое в придаточной части стоит в сослагательном наклонении:

Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!

5 . Сказуемое не является простым глагольным и не включает причастия:

Однажды удалось мне написать песенку, которой я был доволен.

  • От глагола-сказуемого в придаточной части нельзя образовать нужную форму причастия:

Все сказки, которые только могла запомнить ключница Кирилловна, были мне пересказаны, песни баб наводили на меня тоску. Трошина Ю. В.

Список использованной литературы: П. А. Лекант, Т. В. Маркелова, Т. С. Монина, Н. Ф. Павлюченкова, Т. Е. Шаповалова Синтаксис. Синтаксическая синонимия. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 1999. П. А. Лекант. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: Высшая школа. - 1995

Список использованной литературы:

П. А. Лекант, Т. В. Маркелова, Т. С. Монина, Н. Ф. Павлюченкова, Т. Е. Шаповалова

Синтаксис. Синтаксическая синонимия. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 1999.

П. А. Лекант. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: Высшая школа. - 1995


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!