СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №39. Функционирование в речи БСП с разными значениями. Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить знания учащихся о сложном предложении; научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения; объяснять синонимию бессоюзных и союзных предложений; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем;
  2. развивать речь, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;
  3. формировать интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; активизировать познавательную деятельность учащихся

Просмотр содержимого документа
«РМ - домашнее задание»

Домашняя работа

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

(1) (Не)далеко от усадьбы за речкой на возвыше…ом месте есть курган. (2) Он (не)высок его запахивают ржаной кол..с шуршит по его склонам. (3) Тот кто в давние врем…на выбрал это место поступил прав…льно потому что место х…рошее. (4) (От)сюда в…дны г…ризонты всех стран света (з,с)десь вольно ходят ветры сев…ра юга в…стока и зап…да. (5) Этот курган древнейший пункт нашей з…мли.

2. Укажите верную характеристику 3 предложения.

А) сложносочиненное Б) простое с однородными членами

В) сложноподчиненное Г) бессоюзное

3. Укажите номера бессоюзных предложений, составьте их схемы.

4. В каком слове нет окончания?

А) курган Б) место В) ходят Г) здесь

5. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.

А) усадьбы Б) его В) месте Г) нашей

6. Из 4 предложения выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ, выполните его синтаксический разбор.


Домашняя работа

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

(1) (Не)далеко от усадьбы за речкой на возвыше…ом месте есть курган. (2) Он (не)высок его запахивают ржаной кол..с шуршит по его склонам. (3) Тот кто в давние врем…на выбрал это место поступил прав…льно потому что место х…рошее. (4) (От)сюда в…дны г…ризонты всех стран света (з,с)десь вольно ходят ветры сев…ра юга в…стока и зап…да. (5) Этот курган древнейший пункт нашей з…мли.

2. Укажите верную характеристику 3 предложения.

А) сложносочиненное Б) простое с однородными членами

В) сложноподчиненное Г) бессоюзное

3. Укажите номера бессоюзных предложений, составьте их схемы.

4. В каком слове нет окончания?

А) курган Б) место В) ходят Г) здесь

5. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.

А) усадьбы Б) его В) месте Г) нашей

6. Из 4 предложения выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ, выполните его синтаксический разбор.


Домашняя работа

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

(1) (Не)далеко от усадьбы за речкой на возвыше…ом месте есть курган. (2) Он (не)высок его запахивают ржаной кол..с шуршит по его склонам. (3) Тот кто в давние врем…на выбрал это место поступил прав…льно потому что место х…рошее. (4) (От)сюда в…дны г…ризонты всех стран света (з,с)десь вольно ходят ветры сев…ра юга в…стока и зап…да. (5) Этот курган древнейший пункт нашей з…мли.

2. Укажите верную характеристику 3 предложения.

А) сложносочиненное Б) простое с однородными членами

В) сложноподчиненное Г) бессоюзное

3. Укажите номера бессоюзных предложений, составьте их схемы.

4. В каком слове нет окончания?

А) курган Б) место В) ходят Г) здесь

5. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.

А) усадьбы Б) его В) месте Г) нашей

6. Из 4 предложения выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ, выполните его синтаксический разбор.


Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №39 Синонимия сложных предложений»

9 класс


Урок №39.

Функционирование в речи БСП с разными значениями. Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений

Цели:

  1. углубить знания учащихся о сложном предложении; научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения; объяснять синонимию бессоюзных и союзных предложений; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем;

  2. развивать речь, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;

  3. формировать интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; активизировать познавательную деятельность учащихся

Предполагаемые результаты:

учащиеся знают виды БСП и понимают синонимию БСП, ССП, СПП; применяют знания о видах БСП при постановке знаков препинания, составлении синонимичных предложений, различения БСП, ССП и СПП; размышляют о роли БСП в устной и письменной речи.

Тип:

комбинированный

Оборудование:

компьютер, проектор, учебник, карточки.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Создание эмоционального настроя.

Мотивация учебной деятельности.

Природа наделяет человека гением, общество — умом, занятия — вкусом.

Д. Адамс

Приветствуют учителя.

Чтение эпиграфа, работа с ним.


Этап актуализации опорных знаний

  1. Проблемная ситуация

-Вспомните, что мы называем синонимами? Можем ли мы назвать языковые единицы, записанные на доске, синонимами? Почему?

Высокий – долговязый

Не обращает внимания – ухом не ведёт

Прекрасный день лета – прекрасный летний день

Построил дом – когда дом был построен.

  1. Лингвистическое наблюдение.

- Сравните предложения; определите их вид; назовите выраженные в них смысловые отношения.

1) Солнце село, ручьи по дороге потекли медленнее.

2) Солнце село, и ручьи по дороге потекли медленнее.

3) Когда солнце село, ручьи по дороге потекли медленнее.

4) Ручьи по дороге потекли медленнее, так как солнце село.

- Мы использовали синтаксическую синонимию. Попробуйте сформулировать определение синтаксической синонимии.


Учащиеся выдвигают версии, приходят к выводу, что синонимия возможна в разных видах.




Учащиеся формулируют определение (выдвигают версии/гипотезы).

Синтаксическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

(после обсуждения определение проецируется на экран)

Операционно-деятельный этап

  1. Изучение нового материала.

- Синтаксис изучает связи между членами словосочетания, предложения, между частями сложного предложения. Основа синтаксической синонимии — общность отношений, которые выражаются компонентами одного уровня, но разными по форме и структуре.

Задание. Рассмотрите памятку прошлого урока, сформулируйте, какие виды сложных предложений могут вступать в синонимические отношения, какие отношения они при этом будут выражать.

Таким образом, могут вступать в синонимические отношения:

1) Бессоюзные и сложносочиненные предложения, выражающие противительные отношения.

2) Бессоюзные и сложноподчиненные предложения, выражающие:

а)    изъяснительные отношения;

б)    условные отношения.

3) Бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, выражающие:

а)    временные отношения;

б)    причинные отношения;

в)    отношения следствия, вывода.


Работают с памяткой, выявляют синонимичные отношения между различными видами сложного предложения


  1. Анализ языковых явлений.



1 вариант

2 вариант

Преобразуйте БСП в ССП и СПП; определите тип полученных предложений.

Замените ССП и СПП бессоюзными. Сопоставьте предложения.

1) Ласточка день начинает — соловей кончает.

2) Я понял: счастье — в дружбе и работе.

3) Зима снежная — год обычно урожайный.

4) Ночью был заморозок, наутро вся земля съежилась, побледнела.

5) Ветер достиг восьми баллов — выходить в море опасно.

6) Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся. (Ж. Ж. Руссо)

  1. Было видно, как по реке плыли льдины.

  2. Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

  3. В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

  4. Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

  5. Если цветы не поливать, они засохнут.

  6. Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

- Какие из сложных предложений динамичнее, экспрессивнее?

  1. Лингвистическое исследование.

- Составьте сложные бессоюзные предложения по данным схемам.

1) [ ], [ перечисление].

2) [ ] : [причина]

[ ] : [пояснение].

[ ] : [дополнение, изъяснение].

3) [ ] — [противопоставление]

[время или условие] — [ ].

[ ] — [вывод, следствие].

  1. Работа на развитие речи.

- Прочитайте высказывания ученых и писателей о сложных союзных и бессоюзных предложениях; как вы их понимаете? Выскажите свою точку зрения, аргументируйте ее.

1) М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «Союзы подобны гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. Слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться».

2) Л. А. Булаховский отмечает: «Отсутствие или бедность союзов и союзных слов может быть в языке или признаком примитивной структуры, или же, на фоне развитой системы союзов, когда употребление их сокращается сознательно и заменяется другими средствами языка, в особенности специальными приемами интонирования,— чертою стиля утонченного, обработанного в сторону разговорной легкости и изящества».

3) Интересно замечание А. П. Чехова по поводу пьесы одного автора: «Есть лишние слова, не идущие к пьесе, например, “ведь ты же знаешь, что курить здесь нельзя”. В пьесах надо осторожнее с этим “что”».

Анализируют предложенные предложения, производят синтаксическую замену, используя памятку о знаках препинания в БСП.

Взаимопроверка в парах.


















Составляют предложения по предложенным схемам.

Фронтальная проверка.








Знакомятся с высказываниями, определяют их смысловую значимость, высказывают свою точку зрения по поводу прочитанного, аргументируют ее.

Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов.

- Зачем, по вашему мнению, мы изучали синтаксические синонимы? Запишите предложение, заполняя пропуски и расставляя знаки препинания.

Под ____________ синонимами подразумеваются ______ по смыслу синтаксические конструкции, различающиеся либо _________значения, либо ____________окраской, либо _______ в _______стилях речи, либо ________ из этих признаков одновременно. Например:

Дерево держится корнями ? человек друзьями. Дерево держится корнями ? а человек друзьями. Если дерево держится корнями? то человек друзьями.

  1. Ролевая игра «Микрофон».

- Закончите предложения, записанные на доске.

Сегодня на уроке я научился...

Мне очень понравилось...

Я хотела б усовершенствовать свои навыки в...


Высказывают различные точки зрения. Выполняют задание, проверяя его посредством сравнения с правильным вариантом на экране. Знаки препинания объясняются.






Проводят рефлексию собственной деятельности.

Домашнее задание

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

(1) (Не)далеко от усадьбы за речкой на возвыше…ом месте есть курган. (2) Он (не)высок его запахивают ржаной кол..с шуршит по его склонам. (3) Тот кто в давние врем…на выбрал это место поступил прав…льно потому что место х…рошее. (4) (От)сюда в…дны г…ризонты всех стран света (з,с)десь вольно ходят ветры сев…ра юга в…стока и зап…да. (5) Этот курган древнейший пункт нашей з…мли.

2. Укажите верную характеристику 3 предложения.

А) сложносочиненное Б) простое с однородными членами

В) сложноподчиненное Г) бессоюзное

3. Укажите номера бессоюзных предложений, составьте их схемы.

4. В каком слове нет окончания?

А) курган Б) место В) ходят Г) здесь

5. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.

А) усадьбы Б) его В) месте Г) нашей

6. Из 4 предложения выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ, выполните его синтаксический разбор.


Получают раздаточный материал для выполнения домашнего задания.



Просмотр содержимого документа
«РМ -Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений»

Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений

  1. Мотивация учебной деятельности.

Природа наделяет человека гением, общество — умом, занятия — вкусом.

Д. Адамс

  1. Проблемная ситуация

-Вспомните, что мы называем синонимами? Можем ли мы назвать языковые единицы, записанные на доске, синонимами? Почему?

Высокий – долговязый

Не обращает внимания – ухом не ведёт

Прекрасный день лета – прекрасный летний день

Построил дом – когда дом был построен.

  1. Лингвистическое наблюдение.

- Сравните предложения; определите их вид; назовите выраженные в них смысловые отношения.

1) Солнце село, ручьи по дороге потекли медленнее.

2) Солнце село, и ручьи по дороге потекли медленнее.

3) Когда солнце село, ручьи по дороге потекли медленнее.

4) Ручьи по дороге потекли медленнее, так как солнце село.

- Мы использовали синтаксическую синонимию. Попробуйте сформулировать определение синтаксической синонимии.


  1. Изучение нового материала.

- Синтаксис изучает связи между членами словосочетания, предложения, между частями сложного предложения. Основа синтаксической синонимии — общность отношений, которые выражаются компонентами одного уровня, но разными по форме и структуре.

Задание. Рассмотрите памятку прошлого урока, сформулируйте, какие виды сложных предложений могут вступать в синонимические отношения, какие отношения они при этом будут выражать.


  1. Анализ языковых явлений.



1 вариант

2 вариант

Преобразуйте БСП в ССП и СПП; определите тип полученных предложений.

Замените ССП и СПП бессоюзными. Сопоставьте предложения.

1) Ласточка день начинает — соловей кончает.

2) Я понял: счастье — в дружбе и работе.

3) Зима снежная — год обычно урожайный.

4) Ночью был заморозок, наутро вся земля съежилась, побледнела.

5) Ветер достиг восьми баллов — выходить в море опасно.

6) Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся. (Ж. Ж. Руссо)

  1. Было видно, как по реке плыли льдины.

  2. Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

  3. В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

  4. Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

  5. Если цветы не поливать, они засохнут.

  6. Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

- Какие из сложных предложений динамичнее, экспрессивнее?

  1. Лингвистическое исследование.

- Составьте сложные бессоюзные предложения по данным схемам.

1) [ ], [ перечисление].

2) [ ] : [причина]

[ ] : [пояснение].

[ ] : [дополнение, изъяснение].

3) [ ] — [противопоставление]

[время или условие] — [ ].

[ ] — [вывод, следствие].

  1. Работа на развитие речи.

- Прочитайте высказывания ученых и писателей о сложных союзных и бессоюзных предложениях; как вы их понимаете? Выскажите свою точку зрения, аргументируйте ее.

1) М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «Союзы подобны гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. Слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться».

2) Л. А. Булаховский отмечает: «Отсутствие или бедность союзов и союзных слов может быть в языке или признаком примитивной структуры, или же, на фоне развитой системы союзов, когда употребление их сокращается сознательно и заменяется другими средствами языка, в особенности специальными приемами интонирования,— чертою стиля утонченного, обработанного в сторону разговорной легкости и изящества».

3) Интересно замечание А. П. Чехова по поводу пьесы одного автора: «Есть лишние слова, не идущие к пьесе, например, “ведь ты же знаешь, что курить здесь нельзя”. В пьесах надо осторожнее с этим “что”».



  1. Подведение итогов.

- Зачем, по вашему мнению, мы изучали синтаксические синонимы? Запишите предложение, заполняя пропуски и расставляя знаки препинания.

Под ____________ синонимами подразумеваются ______ по смыслу синтаксические конструкции, различающиеся либо _________значения, либо ____________окраской, либо _______ в _______стилях речи, либо ________ из этих признаков одновременно. Например:

Дерево держится корнями ? человек друзьями. Дерево держится корнями ? а человек друзьями. Если дерево держится корнями? то человек друзьями.

  1. Ролевая игра «Микрофон».

- Закончите предложения, записанные на доске.

Сегодня на уроке я научился...

Мне очень понравилось...

Я хотел(а) б усовершенствовать свои навыки в...




Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок №39 Знаки препинания в БСП»

Бессоюзные сложные предложения Камаева Т.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 г.Нариманов» Астраханская область

Бессоюзные сложные предложения

Камаева Т.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 г.Нариманов»

Астраханская область

Виды сложных предложений союзные бессоюзные союз интонация Сравните! Средства связи

Виды сложных предложений

союзные

бессоюзные

союз

интонация

Сравните!

Средства связи

Знаки препинания в БСП

Знаки препинания в БСП

Дождь прошёл , вечернее небо очистилось.  Мошки вьются столбом ,  / темнея на солнце / ; птицы мирно поют.  перечисление    Знаки препинания в БСП

Дождь прошёл , вечернее небо очистилось.

Мошки вьются столбом , / темнея на солнце / ; птицы мирно поют.

перечисление

Знаки препинания в БСП

Знаки препинания в БСП

Знаки препинания в БСП

Ни одной птицы не было слышно : все приютились и замолкли.   Заменить СПП Знаки препинания в БСП

Ни одной птицы не было слышно : все приютились и замолкли.

Заменить СПП

Знаки препинания в БСП

Ни одной птицы не было слышно : все приютились и замолкли.   СПП Ни одной птицы не было слышно, потому что все приютились и замолкли.   Знаки препинания в БСП

Ни одной птицы не было слышно : все приютились и замолкли.

СПП

Ни одной птицы не было слышно, потому что все приютились и замолкли.

Знаки препинания в БСП

Весь мир знает : первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны. Заменить СПП Знаки препинания в БСП

Весь мир знает : первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны.

Заменить СПП

Знаки препинания в БСП

Весь мир знает : первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны. СПП Весь мир знает , что первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны. Знаки препинания в БСП

Весь мир знает : первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны.

СПП

Весь мир знает , что первый искусственный спутник Земли – посланец нашей страны.

Знаки препинания в БСП

А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык. Знаки препинания в БСП

А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык.

Знаки препинания в БСП

противопоставление Знаки препинания в БСП

противопоставление

Знаки препинания в БСП

Будешь двигаться вперёд – горы одолеешь. Прилетели зяблики – лес ожил. Заменить СПП Знаки препинания в БСП

Будешь двигаться вперёд горы одолеешь.

Прилетели зяблики лес ожил.

Заменить СПП

Знаки препинания в БСП

Будешь двигаться вперёд – горы одолеешь. Прилетели зяблики – лес ожил. СПП Если будешь двигаться вперёд, горы одолеешь. Когда прилетели зяблики, лес ожил. Знаки препинания в БСП

Будешь двигаться вперёд горы одолеешь.

Прилетели зяблики лес ожил.

СПП

Если будешь двигаться вперёд, горы одолеешь.

Когда прилетели зяблики, лес ожил.

Знаки препинания в БСП

Лейтенант быстро взял штурвал на себя – «ястребок» резко взмыл в воздух. Варианты замены Знаки препинания в БСП

Лейтенант быстро взял штурвал на себя «ястребок» резко взмыл в воздух.

Варианты замены

Знаки препинания в БСП

Лейтенант быстро взял штурвал на себя – «ястребок» резко взмыл в воздух. Варианты замены Лейтенант быстро взял штурвал на себя, поэтому ( так что ) «ястребок» резко взмыл в воздух. Знаки препинания в БСП

Лейтенант быстро взял штурвал на себя «ястребок» резко взмыл в воздух.

Варианты замены

Лейтенант быстро взял штурвал на себя, поэтому ( так что ) «ястребок» резко взмыл в воздух.

Знаки препинания в БСП

Мир кормит – война истощает. противопоставление Варианты замены Знаки препинания в БСП

Мир кормит война истощает.

противопоставление

Варианты замены

Знаки препинания в БСП

противопоставление Мир кормит – война истощает. Варианты замены Мир кормит, а война истощает. а Знаки препинания в БСП

противопоставление

Мир кормит война истощает.

Варианты замены

Мир кормит, а война истощает.

а

Знаки препинания в БСП


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!