СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №12 Сложноподчинённые предложения с одним придаточным.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. закрепить умения определять виды СПП (определительное, изъяснительное, группы обстоятельственных); выработать навыки в постановке знаков препинания в СПП;
  2. формировать коммуникативные умения (работать в группе).
  3. воспитывать чувство ответственности за учебный труд, за качество знаний.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №12 СПП с одним придаточным»

11 класс


Урок №12

Сложноподчинённые предложения с одним придаточным.

Цель:

повторить ранее изученный материал по теме «Сложноподчиненное предложение

Задачи:

  1. закрепить умения определять виды СПП (определительное, изъяснительное, группы обстоятельственных); выработать навыки в постановке знаков препинания в СПП;

  2. формировать коммуникативные умения (работать в группе).

  3. воспитывать чувство ответственности за учебный труд, за качество знаний.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают отличительные признаки сложноподчинённого предложения, виды придаточных предложений; понимают смысловые отношения между частями СПП, определяют средства их выражения; умеют производить пунктуационный и синтаксический разбор СПП; владеют основными синтаксическими нормами современного русского языка.

Оборудование:

раздаточный материал (карточки, ОК, тесты), презентация, зачетный лист урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Целеполагание.


  1. Приветствие. Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня на уроке мы  отправимся в лабиринт.

Однажды Минос - царь Крита поместил Тесея и его спутников в лабиринт, где жил Минотавр. Древнегреческому герою выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. И с давних времен выражение «нить Ариадны» означает «путеводная нить». Вашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и навыки. А потому девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».

  1. Выход на тему урока. Целеполагание.

- Но перед тем как отправиться в путешествие по лабиринту, я предлагаю вам определить тему сегодняшнего урока.

Записано предложение: Только тот предмет, который используется в практике, получает наименование.

- Определите вид предложения. Докажите своё мнение.

- Сформулируйте цели и задачи урока.

Итак, на уроке мы повторим основные сведения о СПП, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к итоговой аттестации по русскому языку.

Приветствуют учителя, определяют тему урока, формулируют цели и задачи.

  1. Операционно-деятельный этап.

Препятствие №1. «Лови ошибку»

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДА

НЕТ

1. В сложноподчиненном предложении простые части равноправны


+

2. Придаточное предложение может находиться перед главным, после него и в середине главного предложения

+


3. Придаточное предложение может присоединяться к главному только с помощью подчинительных союзов


+

4. Подчинительные союзы не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос

+


5. Указательные слова находятся в главной части и помогают определить синтаксическую функцию придаточного предложения

+


6. Между простыми предложениями в сложноподчиненном предложении ставится запятая

+



Препятствие №2 (работа в «тройках»)

- Определите вид придаточного предложения, по ОК расскажите своим товарищам о данном виде придаточного предложения в составе СПП.

  1. За ст…ной маленькой гости…ой где они с…дели слышались музыка шелест и ш…рох платьев. (А.Н.Толстой)

  2. Каштанка помнила что по дороге она в…ла себя крайне (не)прилично. (А.П.Чехов)

  3. Там где мы ост…новились я заметил (не)сколько ф…гур вырубле…ых топором. (В.К. Арсеньев)


Препятствие №3. Лингвистическая задача. Средства связи.

- В данных предложениях использовано одно и то же средство связи. Будет ли тип придаточного предложения совпадать?

  1. Над долиной (какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи.

  2. Теперь мне стало ясно (что?), где синичка спрятала гнездо.

  3. Алексей пополз туда (куда?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.


Препятствие №4. Виды придаточных предложений.

- Найдите «3 лишнее». Ответ аргументируйте.

1.

  1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)

  2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)

  3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)

2.

  1. Власть безграничная природы нам потому не тяжела, что чувство видимой свободы она живущему дала.

  2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматом цветов.

  3. В то время, как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок.

3.

  1. Расскажи ту сказку, которую мама любила.

  2. Мы любим дом, где любят нас.

  3. Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.


Препятствие №5. Конструирование СПП с различными видами придаточных.

- Переделайте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение с косвенной речью. Определите тип придаточного предложения.

  1. Дежурный по станции сказал: «Поезд придет через несколько минут».

  2. Раздалась команда: «Пассажиры, приготовьтесь к посадке!»

  3. Проводник поинтересовался: «Много у вас багажа?»


- Замените причастный оборот придаточным предложением, определите его вид

  1. Хор птичьих голосов, доносившийся из лесу, поразил мой слух.

  2. Я прожил жизнь, насыщенную интересными встречами.

  3. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.


- Составьте памятку из пяти СПП, используя советы Карнеги: «Если вы хотите понравиться людям»

  1. Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].

  2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).

  3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)

  4. Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)

  5. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].


Определяют верные и неверные высказывания, исправляют допущенные ошибки в утверждениях.













Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, определяют вид придаточного предложения.

Изучают справочные материалы.

1-й ученик обобщает сведения о СПП с придаточным определительным, 2-й ученик - о СПП с придаточным изъяснительным; 3-й ученик - о СПП с придаточными обстоятельственными.


















Задают вопросы, определяют виды придаточных предложений в ССП, делают вывод об использовании одинаковых подчинительных союзов и союзных слов




Определяют «третье лишнее», основываясь на изученном материале, аргументируют ответ, называя виды придаточных предложений.















Конструируют СПП с различными видами придаточных, виды придаточных определяют, делают выводы о синтаксической синонимии и ее необходимости в языке.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

Беседует с учащимися:

  • Чем помог урок?

  • Есть ли вопросы, трудности, на которые надо ещё обратить внимание?

  • Как поработали на уроке?

Мою умственную активность стимулируют:

  • возможность узнать что-то интересное;

  • новая, необычная форма получения знаний;

  • возможность поделиться интересной информацией с одноклассниками;

  • боязнь оказаться глупее одноклассников…

Осуществляют саморефлексию, подводят итоги по зачетному листу

Домашнее задание

§ 12, упр. 126, 131;




Приложение

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ»

Задание

Лови ошибку

Работа в тройках

Лингвистическая задача

3 лишнее

Конструирование СПП

Итог

Правильно выполнил - 2 балла,

частично правильно - 1 балл,

не справился - 0 баллов.









Просмотр содержимого документа
«РМ»

Тест по теме: СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Укажите среди данных предложений сложносочиненное (знаки препинания не расставлены).

а) Левинсон тряхнул головой и почувствовал противную дрожь в коленях.

б) Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

в) Облетают с яблонь листья тихо шепчутся с травой.

г) Мест где не ступала бы нога человека теперь уже не найти.

2. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятую (знаки препинания не расставлены).

а) Подул ветер с заречья и сразу стало свежо.

б) Ни ветра на земле ни туч на бледном своде.

в) Внизу тихонько заиграла скрипка и кто-то запел.

г) Близок локоть да не укусишь.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую.

а) Я бродил подолгу и видел много примет осени.

б) Белка песенки поет да орешки все грызет.

в) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

г) Вначале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.

Почти каждый день небо заволакивали тяжелые тучи ( ) и из них косо летел холодный дождь.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

в) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.

Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.




Тест по теме: СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Укажите среди данных предложений сложносочиненное (знаки препинания не расставлены).

а) Левинсон тряхнул головой и почувствовал противную дрожь в коленях.

б) Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

в) Облетают с яблонь листья тихо шепчутся с травой.

г) Мест где не ступала бы нога человека теперь уже не найти.

2. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятую (знаки препинания не расставлены).

а) Подул ветер с заречья и сразу стало свежо.

б) Ни ветра на земле ни туч на бледном своде.

в) Внизу тихонько заиграла скрипка и кто-то запел.

г) Близок локоть да не укусишь.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую.

а) Я бродил подолгу и видел много примет осени.

б) Белка песенки поет да орешки все грызет.

в) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

г) Вначале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.

Почти каждый день небо заволакивали тяжелые тучи ( ) и из них косо летел холодный дождь.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

в) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.

Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.





Задание: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. За ст…ной маленькой гости…ой где они с…дели слышались музыка шелест и ш…рох платьев. (А.Н.Толстой)

2. Каштанка помнила что по дороге она в…ла себя крайне (не)прилично. (А.П.Чехов)

3. Там где мы ост…новились я заметил (не)сколько ф…гур вырубле…ых топором. (В.К. Арсеньев)


Практическое задание №1

  • Дополните выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова который.

а) Я с жадностью читал новые книги (поступали к нам в библиотеку).

б) Игру пришлось закончить из-за наступившей темноты (мы увлеклись).

в) В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника (подарил мне товарищ).

Практическое задание №2

  • Переделайте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение с косвенной речью, т.е. с придаточным изъяснительным.

а) Дежурный по станции сказал: «Поезд придет через несколько минут».

б) Раздалась команда: «Пассажиры, приготовьтесь к посадке!»

в) Проводник поинтересовался: «Много у вас багажа?»

Практическое задание №3

  • Определите вид придаточных предложений, расставьте запятые

1) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов не было.

2) Леонтьев охотно соглашался со всем что говорил капитан.

3) Пять километров до села Спасского откуда мы должны были двинуться вверх по реке не заняли и сорока минут.

Задание: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. За ст…ной маленькой гости…ой где они с…дели слышались музыка шелест и ш…рох платьев. (А.Н.Толстой)

2. Каштанка помнила что по дороге она в…ла себя крайне (не)прилично. (А.П.Чехов)

3. Там где мы ост…новились я заметил (не)сколько ф…гур вырубле…ых топором. (В.К. Арсеньев)


Практическое задание №1

  • Дополните выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова который.

а) Я с жадностью читал новые книги (поступали к нам в библиотеку).

б) Игру пришлось закончить из-за наступившей темноты (мы увлеклись).

в) В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника (подарил мне товарищ).

Практическое задание №2

  • Переделайте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение с косвенной речью, т.е. с придаточным изъяснительным.

а) Дежурный по станции сказал: «Поезд придет через несколько минут».

б) Раздалась команда: «Пассажиры, приготовьтесь к посадке!»

в) Проводник поинтересовался: «Много у вас багажа?»

Практическое задание №3

  • Определите вид придаточных предложений, расставьте запятые

1) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов не было.

2) Леонтьев охотно соглашался со всем что говорил капитан.

3) Пять километров до села Спасского откуда мы должны были двинуться вверх по реке не заняли и сорока минут.

Просмотр содержимого презентации
«11 класс Урок №12 СПП с одним придаточным»

Выход на тему урока. Целеполагание. Только тот предмет, который используется в практике, получает наименование. - Определите вид предложения. Докажите своё мнение. - Сформулируйте цели и задачи урока.

Выход на тему урока. Целеполагание.

Только тот предмет, который используется в практике, получает наименование.

- Определите вид предложения. Докажите своё мнение.

- Сформулируйте цели и задачи урока.

Третье декабря Классная работа Сложноподчиненное предложение Правильно выполнил - 2 балла, частично правильно - 1 балл, не справился - 0 баллов.

Третье декабря

Классная работа

Сложноподчиненное предложение

Правильно выполнил - 2 балла,

частично правильно - 1 балл,

не справился - 0 баллов.

Выполнение теста «Да - Нет» УТВЕРЖДЕНИЕ ДА 1. В сложноподчиненном предложении простые части равноправны НЕТ 2. Придаточное предложение может находиться перед главным, после него и в середине главного предложения 3. Придаточное предложение может присоединяться к главному только с помощью подчинительных союзов 4. Подчинительные союзы не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос 5. Указательные слова находятся в главной части 6. Между простыми предложениями в сложноподчиненном ставится запятая

Выполнение теста «Да - Нет»

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДА

1. В сложноподчиненном предложении простые части равноправны

НЕТ

2. Придаточное предложение может находиться перед главным, после него и в середине главного предложения

3. Придаточное предложение может присоединяться к главному только с помощью подчинительных союзов

4. Подчинительные союзы не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос

5. Указательные слова находятся в главной части

6. Между простыми предложениями в сложноподчиненном ставится запятая

Работа в «тройках» - Определите вид придаточного предложения, по ОК расскажите своим товарищам о данном виде придаточного предложения в составе СПП.

Работа в «тройках»

- Определите вид придаточного предложения, по ОК расскажите своим товарищам о данном виде придаточного предложения в составе СПП.

  • За ст…ной маленькой гости…ой где они с…дели слышались музыка шелест и ш…рох платьев. (А.Н.Толстой)
  • Каштанка помнила что по дороге она в…ла себя крайне (не)прилично. (А.П.Чехов)
  • Там где мы ост…новились я заметил (не)сколько ф…гур вырубле…ых топором. (В.К. Арсеньев)
Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний

Лингвистическая задача - В данных предложениях использовано одно и то же средство связи. Будет ли тип придаточного предложения совпадать? Над долиной, где мы ехали, спустились тучи. Теперь мне стало ясно, где синичка спрятала гнездо. Алексей пополз туда, где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады. определительное изъяснительное обстоятельственное

Лингвистическая задача

- В данных предложениях использовано одно и то же средство связи. Будет ли тип придаточного предложения совпадать?

  • Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
  • Теперь мне стало ясно, где синичка спрятала гнездо.
  • Алексей пополз туда, где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.

определительное

изъяснительное

обстоятельственное

«Третье лишнее»

«Третье лишнее»

  • Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)
  • В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)
  • Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)
«Третье лишнее»

«Третье лишнее»

  • Власть безграничная природы нам потому не тяжела, что чувство видимой свободы она живущему дала.
  • Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматом цветов.
  • В то время, как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок.
«Третье лишнее»

«Третье лишнее»

  • Расскажи ту сказку, которую мама любила.
  • Мы любим дом, где любят нас.
  • Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.
Конструирование - Переделайте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение с косвенной речью. Определите тип придаточного предложения.

Конструирование

- Переделайте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение с косвенной речью. Определите тип придаточного предложения.

  • Дежурный по станции сказал: «Поезд придет через несколько минут».
  • Раздалась команда: «Пассажиры, приготовьтесь к посадке!»
  • Проводник поинтересовался: «Много у вас багажа?»
Конструирование

Конструирование

  • Дежурный по станции сказал, что поезд придет через несколько минут.
  • Раздалась команда, чтобы пассажиры приготовились к посадке.
  • Проводник поинтересовался, много ли у нас багажа .
Конструирование - Замените причастный оборот придаточным предложением, определите его вид

Конструирование

- Замените причастный оборот придаточным предложением, определите его вид

  • Хор птичьих голосов, доносившийся из лесу, поразил мой слух.
  • Я прожил жизнь, насыщенную интересными встречами.
  • Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
Конструирование

Конструирование

  • Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
  • Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
  • Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
Конструирование - Составьте памятку из пяти СПП, используя советы Карнеги: «Если вы хотите понравиться людям»

Конструирование

- Составьте памятку из пяти СПП, используя советы Карнеги: «Если вы хотите понравиться людям»

  • Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].
  • Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).
  • Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)
  • Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)
  • Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].
Рефлексия  Незаконченное предложение

Рефлексия Незаконченное предложение

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я попробую…
Домашнее задание § 12, упр. 126, 131

Домашнее задание

§ 12, упр. 126, 131


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!