СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: “Придаточные определительные с союзными словами какой, чей, где, куда, когда”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: “ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ С СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ КАКОЙ, ЧЕЙ, ГДЕ, КУДА, КОГДА”

Предмет:  Русская язык Класс ---9-------- Четверть----------- № урока--------------

Цели урока:

Учащиеся достигают данного результата, если:

  1. Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.

Ученики познакомятся с  содержанием темы;

  1. Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, ученики расширяют словарный запас;

  1. Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.

Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.

 

 

 

Вид урока: урок усвоения новых знаний;

Тип урока: комбинированный;

Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи.

Этапы урока и время:

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

 

Организационный этап:

Здравствуйте, ребята.  Я вам желаю успехов на уроке.

Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.

2мин.

Актуализация опорных знаний

Вспомните:

Давайте ребята, вспомним какие  предложения называются придаточными определительными? От чего зависит род, число и падеж союзного слова который в придаточных определительных? Где ставится союзное слово который в придаточном определительном предложении?

 

Ученики рассуждают и отвечают

на вопросы, делятся с мнениями.

10 мин.

Объяснение нового материала

Придаточные определительные с союзным словом который служат в качестве определений. Если определение имеет дополнительный оттенок сравнения, уподобления, то в качестве союзного слова употребляется местоимение какой. Например: По щекам мальчика поползли блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя.

В этом предложении капельки, которые поползли по щекам, сравниваются с дождевыми каплями.

Правило употребления рода, числа и падежа союзного слова какой такое же, как и для союзного слова который.

В книжной  речи используется иногда придаточное определительное предложение с союзным словом чей. Это союзное слово указывает, что предмет, названный в придаточном предложении после союзного слова, принадлежит союзным словом. Например: Аскар задал этот вопрос учителю, чьи знания вызывали у него глубокое уважение. Род, число и падеж союного слова чей зависят полностью от того слова, с которым союзное слово согласовано в придаточном предложении.

 

Выполнение упр. № 378, 381

 

Скажите, как вы понимаете эти пословицы. Придумайте ситуацию, в которой можно было бы употребить одну из них.

  1. Свет не без добрых людей.
  2. Ласковое слово – что весенний день.
  3. Старый друг лучше новых двух.

Выполнение упр. № 383 из данных простых предложений

составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и союзными словами который, какой, чей.

Какие предложения называются придаточными места? Какие  предложения называются придаточными времени? Какие предложения называются придаточными определительными? Каким словам относятся придаточные определительные?

          Придаточные определительные предложения могут присоединяться к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, когда и других. Такие придаточные обычно определяют в главном предложении существительные, которые обозначают место (пространство) или время: город, гора, равнина, страна, село, час, вторник, год и т.д. Например: Пред ними стелится равнина, где ели изредка взошли. Нурзада отправилась в ту деревню, куда вчера уехала её мать. Настанет время, когда ты вырастешь и станешь работать на благо нашей родины.

          В этих предложениях придаточные определительные со словами где, куда, когда определяют существительные равнина, деревня, время. Они отвечают на вопросы какой? какая? Какое?

          Слова где, куда, когда употребляются в начале придаточного определительного, которое стоит сразу после определяемого существительного.

Выполнение упр. № 384, 385

4.Словарная работа:

Плотный-тыкыс                                   

хлопоты-убара, машакат

Бушлат-аскердик кыска чапан           

обычно-ар качан

Дрожь – дирилдек, калтырак              

разводить – кобөйтүп жиберүү

Неволя – темир тордо, капаста                       инициатива – демилге

Предвещать-алдын ала кабар берүү               видеться - корүшүү

Курчавый – тармалданган                              

срок – мөөнөт

Склон-тоонун жантык бети                            кочевать – көчүү

Образцовый – үлгүлүү                                    поэтический – поэтикалык

Нарядно одетый – кооз кийинген                  величественный – заңгыраган

Плетень – чырпыктан согуп породнить-туугандашуу

 

Ученики слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы,  и выполняют упр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют упр.

 

 

Ученики слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют упр.

Ученики знакомятся с новыми словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Рефлекция

1.В чём различие в значении придаточных определительных с союзными словами который и какой?

  1. Какой дополнительный оттенок придает

придаточному определительному союзное слово какой?

3.  С чем согласуются в роде союзные слова который и какой?

4. От чего зависит падеж союзных слов который и какой?

5. С чем согласуется в числе союзное слово который?

6. Что обозначает придаточное определительное с союзным словом чей?

  1. От чего зависят род, число и падеж союзного

слова чей?

Ученики отвечают на вопросы

3

Оценивание

Оценивание по ответам учащихся

 

2

Домашнее задание

 

Упр. № 386

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

2

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: “Придаточные определительные с союзными словами какой, чей, где, куда, когда”»

ТЕМА: “ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ С СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ КАКОЙ, ЧЕЙ, ГДЕ, КУДА, КОГДА”

Предмет: Русская язык Класс ---9-------- Четверть----------- № урока--------------

Цели урока:

Учащиеся достигают данного результата, если:

  1. Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.

Ученики познакомятся с содержанием темы;

  1. Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, ученики расширяют словарный запас;

  1. Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.

Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.





Вид урока: урок усвоения новых знаний;

Тип урока: комбинированный;

Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи.

Этапы урока и время:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время


Организационный этап:

Здравствуйте, ребята. Я вам желаю успехов на уроке.

Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.

2мин.

Актуализация опорных знаний

Вспомните:

Давайте ребята, вспомним какие предложения называются придаточными определительными? От чего зависит род, число и падеж союзного слова который в придаточных определительных? Где ставится союзное слово который в придаточном определительном предложении?


Ученики рассуждают и отвечают

на вопросы, делятся с мнениями.

10 мин.

Объяснение нового материала

Придаточные определительные с союзным словом который служат в качестве определений. Если определение имеет дополнительный оттенок сравнения, уподобления, то в качестве союзного слова употребляется местоимение какой. Например: По щекам мальчика поползли блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя.

В этом предложении капельки, которые поползли по щекам, сравниваются с дождевыми каплями.

Правило употребления рода, числа и падежа союзного слова какой такое же, как и для союзного слова который.

В книжной речи используется иногда придаточное определительное предложение с союзным словом чей. Это союзное слово указывает, что предмет, названный в придаточном предложении после союзного слова, принадлежит союзным словом. Например: Аскар задал этот вопрос учителю, чьи знания вызывали у него глубокое уважение. Род, число и падеж союного слова чей зависят полностью от того слова, с которым союзное слово согласовано в придаточном предложении.


Выполнение упр. № 378, 381


Скажите, как вы понимаете эти пословицы. Придумайте ситуацию, в которой можно было бы употребить одну из них.

  1. Свет не без добрых людей.

  2. Ласковое слово – что весенний день.

  3. Старый друг лучше новых двух.

Выполнение упр. № 383 из данных простых предложений

составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и союзными словами который, какой, чей.

Какие предложения называются придаточными места? Какие предложения называются придаточными времени? Какие предложения называются придаточными определительными? Каким словам относятся придаточные определительные?

Придаточные определительные предложения могут присоединяться к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, когда и других. Такие придаточные обычно определяют в главном предложении существительные, которые обозначают место (пространство) или время: город, гора, равнина, страна, село, час, вторник, год и т.д. Например: Пред ними стелится равнина, где ели изредка взошли. Нурзада отправилась в ту деревню, куда вчера уехала её мать. Настанет время, когда ты вырастешь и станешь работать на благо нашей родины.

В этих предложениях придаточные определительные со словами где, куда, когда определяют существительные равнина, деревня, время. Они отвечают на вопросы какой? какая? Какое?

Слова где, куда, когда употребляются в начале придаточного определительного, которое стоит сразу после определяемого существительного.

Выполнение упр. № 384, 385

4.Словарная работа:

Плотный-тыкыс

хлопоты-убара, машакат

Бушлат-аскердик кыска чапан

обычно-ар качан

Дрожь – дирилдек, калтырак

разводить – кобөйтүп жиберүү

Неволя – темир тордо, капаста инициатива – демилге

Предвещать-алдын ала кабар берүү видеться - корүшүү

Курчавый – тармалданган

срок – мөөнөт

Склон-тоонун жантык бети кочевать – көчүү

Образцовый – үлгүлүү поэтический – поэтикалык

Нарядно одетый – кооз кийинген величественный – заңгыраган

Плетень – чырпыктан согуп породнить-туугандашуу


Ученики слушают учителя























Ученики отвечают на вопросы, и выполняют упр.











Ученики выполняют упр.



Ученики слушают учителя
























Ученики выполняют упр.

Ученики знакомятся с новыми словами




















20мин.






















3







Рефлекция

1.В чём различие в значении придаточных определительных с союзными словами который и какой?

  1. Какой дополнительный оттенок придает

придаточному определительному союзное слово какой?

3. С чем согласуются в роде союзные слова который и какой?

4. От чего зависит падеж союзных слов который и какой?

5. С чем согласуется в числе союзное слово который?

6. Что обозначает придаточное определительное с союзным словом чей?

  1. От чего зависят род, число и падеж союзного

слова чей?

Ученики отвечают на вопросы

3

Оценивание

Оценивание по ответам учащихся


2

Домашнее задание


Упр. № 386

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!