1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
Слово «личность» (persona) первоначально означало маску (личину), в которой выступал актер в античном театре. Затем оно стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» употреблялось с указанием на определенные социальные роли, функции (личность отца, личность судьи и т.д). позднее слово «личность» стало противопоставляться тому, что подразумевали под ним в Античности: личность - это человек, который играет определенную роль всерьез, а не в качестве актера.
Личность - человек как общественное существо, конкурентное проявление общественной сущности человека, его индивидуальных психических свойств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития, потребностей, интересов) и социальных функций (отношения к действительности, людям, обществу в целом: поведение человека, его общественная деятельность)
Качества личности
- Автономность - человек в определенной степени выступает независимо от общества, способен противопоставлять себя обществу умение властвовать над собой.
- Самосознание - наличие у человека смаооценки, самоконтроля над своим поведением.
Способна нести ответственность и решать проблемы
В определенной степени независима от общества
Личность
Контролирует поведение, обладает волей
Отличается самостоятельностью в поступках
Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т.е. существом социальным, он становится в прорцессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития.
Факторы способствующие развитию личности
Социальная среда - окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Биологические факторы ( генотип анатомо-физиологическая структура человека; черты лица, цвет кожи, глаз и волос и т.д.; функциональные особенности (группа крови и др.); некоторые особенности нервной системы человека. Психические свойства личности (характер, ум, воля, интересы, способности и др.)
л
и
ч
н
о
с
т
ь
Воспитание и обучение
Формирование личности не определяется лишь биологическими факторами, социальной средой, воспитанием и обучением, оно требует собственной активной практической деятельности человека.
Подростковый (средний школьный) возраст: от 12 до 15 лет
Основные особенности подросткового возраста
Проявления
Анатомо-физиологическая перестройка организма
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов - интенсивное физическое и физиологическое развитие - возникновение трудностей в функционировании сердца, легких, кровоснабжения головного мозга - изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность.
Ососбенности социальной ситуации развития
Осуществляется переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Ведущая деятельность
Общение со сверстниками - главная тенденция - переорентация общения с родителей и учителей на сверстников.
Конформизм (от лат. подобный, сообразный)
Склонность к усвению определенных групповых норм, привычек и ценностей - подражательность; желание слиться с группой, ничем не выделяется рассматривается как механизм психологической защиты.
Основные особенности подросткового возраста
Проявления
Учебная деятельность и познавательное развитие
Развиваются теоретические и рефлексивные (анализирующее собственные мысли и переживания) мышление, творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере - расширение способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время в большинстве случаев наличие трудностей в учебе, которая отходит на второй план.
«Чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому
Стремление к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Развитие самосознания, волевых качеств. Критичность мышления, склонность к анализу собственных мыслей и переживаний, к сомнениям и колебаниям. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
Образец задания
Константин руководит фотоателье. Он ответственно относится к подбору персонала, всегда вежлив с клиентами. В свободное от работы время Константин активно занимается спортом. Все эти качества характеризуют его как
1) руководителя
2) личность
3) индивида
4) гражданина
2