СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии при обучении немецкому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Языковой материал для сопровождения физкультминуток подбираю с учетом знаний детей, но в течение года материал необходимо усложнять.

В начале физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками типа:

Eins, zwei, drei, vier Alle, alle turnen wir.

Затем в рифмовку вместо глагола turnen вводятся глаголы marschieren, springen, Ball spielen, tanzen ит.д.

Дети произносят текст рифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые действия.

Ich bin groß, Du bist klein,. Er ist lustig, Wir sind fein! Ihr seid sportlich, Sie sind fleißig. Alle kommen Aus Leipzig!

Затем в рифмовки включаются слова, обозначающие части тела. Например:

Mit dem Kopfe nick, nick, nick. Mit dem Finger tick, tick, tick. Mit den Händen klapp, klapp, klapp. Mit den Füßen trapp, trapp, trapp. Mit dem Kopfe nick, nick, nick. Mit dem Finger tick, tick, tick. Einmal hin, einmal her Rundherum ist nicht so schwer.

Затем эта же лексика закрепляется в новых более сложных рифмовках:

Die Arme, die Hände, die Füße und Bein Wir müssen sie üben, um kräftig zu sein. Punkt, Рunkt, Komma, Strich – Fertig ist nun das Gesicht. Körper, Arme, Beine dran – Fertig ist der Hampelmann. Hände, Füße und ein Hut. Ist der Hampelmann nicht gut?

По теме „Sport“ использую рифмовку, под которую можно маршировать:

Wasser, Sommer, Luft und Wind Uns’re besten Freunde sind. Alle Kinder, groß und klein, wollen gute Sportler sein. Frühling, Sommer, Herbst und Winter – Sport ist gut für alle Kinder. Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben, Sport und Spiel wird groß geschrieben.

Эта рифмовка вместо маршировки может сопровождаться простыми движениями: дети поднимают руки вверх, в стороны, вытягивают их вперед, делают хлопок над головой, опускают руки вниз.

Для отработки правильной осанки можно использовать рифмовку:

In der Schule und zu Haus Sitzt gerade, Brust heraus.

При работе над темой „Der Winter“ необходимо стремиться к тому, чтобы материал физкультминуток органически включался в урок и дал возможность закрепить лексику путем называния выполняемых действий. С этой целью можно заучить следующие рифмовки:

Schön ist der Winter für Große und Kinder. Eins, zwei, drei, vier, Schlittschuh laufen alle wir. Fünf, sechs, sieben, acht, wir machen eine Schneeballschlacht. Hurra, es ist so weit! Heute Nacht hat es geschneit! Schnell einen Ball gemacht, und auf, zur Schneeballschlacht. He – juchhe – Im ersten, weichen Schnee!

При работе над темой „Das Zimmer“ использую рифмовку:

Eins, zwei, drei, vier unser Zimmer fegen wir. Eins, zwei, drei, vier Staub wischen alle wir.

Для проведения физкультминуток при прохождении темы „Der Frühling“ использую стихотворение, которое дети рассказывают, разводят руки в стороны, вверх, вперед, в стороны, вниз. Welche Freude, welche Wonne!

Wieder scheint die liebe Sonne! Wir lieben die Sonne, die Blumen, den Wind, und wollen das alle so froh, wie wir sind. Schöner Frühling, komm doch wieder, Lieber Frühling, komm doch bald! Bring uns Blumen, Laub und Lieder, Schmücke wieder Feld und Wald!

К теме „Der Sommer“ хорошо подходит рифмовка:

Heute ist das Wetter warm, heute kann’s nicht schaden. Schnell herunter an der See, heute geh’n wir baden. Eins, zwei, drei, vier, alle, alle baden wir, schwimmen wir, tauchen wir, In der Sonne liegen wir. Kommt, wir wollen Blumen pflücken, unser Zimmer damit schmücken.

К теме „Der Herbst“ и для закрепления множественного числа существительных хорошо подходит рифмовка:

Es regnet, es regnet und alles ist nass Plätze, Straßen, Bäume, Dächer, Häuser, Graß. Mäntel, Jacken, Stiefel, Mützen! Sollen uns vor Kälte schützen!

Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Guten Tag! Guten Tag! Hallo! Wie geht´s? Danke, prima, gut. Tschüs! Auf Wiedersehen!

Для разнообразия занятий, можно предложить передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.

Punkt, Punkt … Punkt, Punkt, Komma, Strich – fertig ist nun das Gesicht. Körper, Arme, Beine dran – fertig ist der Hampelmann. Hände, Füße und ein Hut. Ist der Hampelmann nicht gut?! Punkt, Punkt, Komma, Strich fertig ist das Mondgesicht.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, cнять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.

Для 5-го класса:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3–5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-немецки).

2. Быстро поморгайте глазами в течение 30–60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по-немецки).

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

Выводы.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: Норма – 4–7 видов за урок.

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10–15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (метод свободного выбора), активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15–20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие мотивации у учащихся к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60 % и не более 75–80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока: – быстрый темп, “скомканность”, нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; – спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; – задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Литература:

  1. Журнал “Здоровье ребенка”, №10, 2010 г. Е. Березникова.
  2. Статья Л. Зариповой, ГОУ СОШ “Школа здоровья”
  3. Журнал “Иностранные языки в школе” № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
  4. Приложение к журналу “Иностранный язык в школе” Методическая мозаика № 5, 2005 год
Категория: Немецкий язык
03.01.2016 12:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!