СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В коррекционной школе VIII вида я преподаю изобразительное искусство и организую внеурочную работу по декоративно-прикладному творчеству. Мои ученики – это дети от 8 до 17 лет, с различной тяжестью интеллектуального, волевого и эмоционального развития, есть дети с ранним детским аутизмом. В группе обучаются и достаточно способные ребята, и обучающиеся с весьма ограниченными возможностями восприятия и самовыражения.
Создание изделий своими руками является уникальным образовательным средством, способным уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребёнка, чтобы он развивался всесторонне. Очевиден и «здоровьесберегающий» характер занятий декоративно-прикладным творчеством. Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство. Одно только это гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на «особенных детей». Повышается эмоциональный тонус, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость, активизируется мыслительная деятельность детей.
Конечно, процесс развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья отличается от развития творческих способностей обычных детей. Необходимо постоянно находить более эффективные способы работы с воспитанниками, и пробовать разные подходы, учитывая психофизические особенности, познавательные интересы и творческие возможности каждого ребёнка. В целях максимального коррекционного воздействия на занятиях использую учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня воспитанников. Занятия с детским коллективом осуществляются на базе широкого изучения различных видов творческой деятельности и углубленного освоения нескольких его видов: практические и оформительские работы, участие в выставках и творческих конкурсах. Я стремлюсь обеспечить органичное единство обучения и творчества своих воспитанников, поэтому занятия включают в себя: изложение учебного материала в форме игры, беседы, посещения выставок, экскурсий, просмотра видеофильмов, обсуждение творческих работ. Воспитанники получают общие сведения о видах декоративно-прикладного и народного искусства. Практическая деятельность направлена на создание изделий доступными для освоения «особенными детьми» художественными средствами.
Неотъемлемой частью работы является создание положительного эмоционального фона обучения и создания у ребёнка ощущения собственной значимости и уверенности в собственных силах. Занятия необходимо строить на принципах содействия и сотрудничества с детьми. И конечно, нужно находить доступные данному контингенту формы работы, ориентированные на самовыражение детей, выявление их природных задатков и способностей. Одной из выбранных мной форм работы с «особенными детьми» является коллективная форма работы, с моей точки зрения, как наиболее приемлемая. Большинство ребят не в состоянии самостоятельно, от начала до конца выполнить даже небольшую по объёму работу в силу физиологических, творческих и психических возможностей. «Особенным детям» легче работать в группе. Кроме того, коллективная работа полезна для развития социальных мотивов. В ней воспитанники учатся взаимодействовать, быть терпимыми друг к другу. Ответственность за каждый этап работы распределяется между всеми детьми в зависимости от физических и творческих возможностей. На занятиях важно создать ситуацию успеха для каждого воспитанника.
Одним из действенных путей развития творческого начала личности ребёнка, является овладение приёмами художественной деятельности на основе принципов импровизации с различными материалами и фактурами. Поэтому в программу занятий включены задания направленные на создание дизайнерских объектов, работа над которыми способствует развитию художественно-творческой активности. Через специальную целенаправленную деятельность дети овладевают подсознательным ощущением формы, объёма, движения, ритма, пропорций. Такое обучение помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Всем ребятам предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов работ и в то же время получать знания и умения в других видах творческой деятельности.
Мои воспитанники регулярно принимают участие в выставках и конкурсах различного уровня. Многие дети имеют достаточно высокие результаты. К участию в конкурсах важно привлекать всех детей посещающих занятия независимо от их творческих возможностей и успехов. Участия воспитанников в конкурсах, как правило, повышают их самооценку, даже, если результат не всегда высокий способствует развитию индивидуальных дарований . А наличие положительного результата создаёт у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.
© 2015, Еремеева Людмила Владимировна 1044