СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Было бы вам интересно узнать, как работает психолог? Какой ход мыслей идёт во время консультации?
Ведь психолог не только задает вопросы и слушает клиента. В его голове в этот момент идёт много процессов и большая аналитическая работа. Итак, за чем же следит психолог:
1.Конечно же, самое важное за чем устремлено наше внимание – это клиент. Мы следим не только за сказанными словами, но и за тем, что идет между строк. Это ваши невербальные проявления: жесты и мимика, вскользь сказанные слова, подавленные/непроявленные эмоции и даже дыхание. Важно всё: от первого контакта, когда клиент только обратился к вам до прощания с клиентом на последней сессии.
2.Психолог отслеживает и свои реакции: что он чувствует по отношению к клиенту и к процессу работы. Как он сам воспринимает то, что происходит. Если поднимаются какие-то ярковыраженные чувства по отношению к клиенту, например, злость или сильное желание помочь, то на это стоит обратить внимание. Почему это происходит? Какая роль у психолога в этот момент? Не включился ли в нем «спасатель», или «учитель»? Также психолог может «провалиться» во время рассказа клиента и упустить часть информации. Тут тоже надо обратить внимание, в какой именно момент психика «выключилась». Возможно, здесь у психолога что-то непроработано и она таким образом защищает от болезненной информации. Либо возникла скука. Опять же: почему она возникла? В общем, вы поняли, нужно всё-всё исследовать. Все эти моменты необходимо обсудить на супервизии.
3. Психолог должен отслеживать переносы и контрпереносы. Перенос -это когда клиент видит в психологе какую-то значимую фигуру (например, мать, отца, учителя и т.д.) И начинает вести себя с психологом так, как бы вел себя с этой фигурой. Ожидает те же реакции. И наделяет психолога теми же качествами, что и у значимого лица. Соответственно, контрперенос - это обратная реакция терапевта на клиента (иногда неосознаваемая), как бы подыгрывание ему, согласно той роли, которую видит в нем клиент. Это игра может быть неосознаваема для обоих. Точнее для клиента она всегда неосознанна. А вот для психолога может быть и так и так. И чем опытней психолог, тем меньше у него контрпереносов. Ну, и как вы уже поняли, контрперенос – это повод для супервизии.
4. Еще нужно следить за временем. Сессия не должна длиться больше оговоренного времени. Должна начинаться и заканчиваться вовремя. Неосознаваемое нарушение границ времени - это повод для супервизии. Что там происходило с психологом, что он не уследил за временем? Возможно, он провалился в вашу ситуацию с головой, начал сильно переживать, или очень захотел помочь, или из чувства жалости продлил время. Все это необходимо исследовать.
© 2023, Бочкарева Дарья Дмитриевна 70