СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимоотношения в триаде: ребенок, родитель, учитель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портит детей не то, что мы им уступаем,

а то, что мы уступаем им, только бы избежать конфликта.

Джон Грей «Дети дарованы свыше»

Развитие полноценной личности невозможно без влияния семьи и школы, поэтому на первом месте выступает единство родителей и учителей при осуществлении воспитательного и образовательного процесса. Благодаря этому можно воспитать полноценную, высоконравственную, культурную, творческую и социально зрелую личность.

Очень многие родители игнорируют связь между школой и семьей, где центр пересечения ‑ это ребёнок. При гармоничном сотрудничестве и взаимном дополнении этих систем результаты получаются великолепными. А значит, неплохо было бы родителям общаться с учителями не только на родительских собраниях, но и разговаривать с ними о личности ребёнка и обо всём, что они должны о нём знать. Разумеется, в первую очередь это касается особенностей физического и психологического состояния ребенка. А учителя, в свою очередь, используя свой педагогический опыт, смогли бы обратить их внимание на некоторые аспекты личности и поведения ребенка, которые родители, возможно, упустили из виду.

Ребенок проводит в школе почти полдня, общаясь со своими ровесниками и учителями, и это время не может пройти бесследно: кроме пополнения знаний ребенок осваивает особенности поведенческого характера, которые присутствуют в школьном коллективе. Это, безусловно, влияет на развитие характера ребенка, причем как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Чем больше родители интересуются успехами своего ребёнка, тем ближе и сильнее их связь со школой и сотрудничество с учителями. Но существуют две крайности в этих взаимоотношениях. Первая крайность – это весь интерес и активность родителей сводятся к вопросу «ты сделал уроки?» и к посещению родительских собраний. Вторая крайность ‑ это «школоцентричность», где вся жизнь такой семьи вертится исключительно вокруг школьных нужд и школьной ответственности за детей.

«У нас сегодня кружок рисования», ‑ говорит мама. «По русскому языку нам поставили пятёрку», ‑ хвастается бабушка. «В этом году мы пишем ГИА», ‑ озабочен папа. В течение долгих лет все взрослые в семье говорят о школьных делах и проблемах своих детей во множественном числе. Если спросить их ‑ какие такие «мы» ходили на кружок рисования, получили пятёрку и будем писать ГИА, то взрослые, скорее всего, удивятся и даже растеряются, когда поймут, насколько сильно они отождествили себя с ребёнком и его школьными делами.

Нередко можно услышать, что мать или отец вечерами сидят рядом с ребёнком и делают с ним уроки, а в конце проверяют, всё ли он понял и выучил. При этом часто его заставляют переписать письменное домашнее задание и делать это до тех пор, пока родители не посчитают, что он достаточно хорошо с ним справился.

Этот процесс, естественно, начинается с благих намерений: чтобы ребёнок стал отличником, научился систематически заниматься, красиво писать и грамотно выражать свои мысли. Но что же происходит в этот момент с ребёнком? Он понимает, что ответственность за отношения в школе, учёбу, успеваемость, последовательность в отправлении школьных обязанностей не принадлежит ему. Но было бы вполне разумно, если бы всю эту ответственность переложить на него - ведь именно он ученик. Но мама отбирает у него эту ответственность и перекладывает её на свои выносливые и сильные плечи. И ребенок переходит на второй план и просто присутствует при её выполнении.

К сожалению, семейное окружение обычно полностью одобряет подобное поведение матери и её вмешательство в школьный процесс, поскольку путает его с заинтересованностью и желанием помочь ребёнку. Однако при таком отношении невозможно приучить ребёнка к ответственности и самостоятельности.

Дело в том, что ответственность, которую человек берёт на себя, обычно вызывает ответный интерес и помогает ему с удовольствием и немалой отдачей делать своё дело. Когда другие люди берут на себя ответственность за учёбу ребёнка, а тот просто присутствует при этом процессе, совершенно естественно, что он очень быстро самоустраняется и перестаёт в нём участвовать. И через небольшой промежуток времени они начинают защищаться любыми способами: они утверждают, будто им ничего не задали на завтра, валяют «дурака», зевают, нарочно пишут каракули, проявляют равнодушие.

Родители сами создают сложности и проблемы, потому что путают сотрудничество и вмешательство. Сотрудничество ‑ это интерес и посильное участие родителей в делах школы и класса, в котором учится ребёнок, выражаемые деликатно и тактично. А вмешательство ‑ это агрессивное и совершенно бестактное вторжение в те вопросы, которые находятся полностью в компетенции учителя.

Родитель, любящий во всё вмешиваться, ставит в сложное положение и учителей, и своего ребёнка, поскольку всех порицает и резко критикует, уверен, будто уж он-то всё знает и во всём разбирается, и раздаёт советы направо и налево. Часто учителя, пытаясь защититься от такого напора, скрываются за стенами отчуждения, что никак не облегчает сближение и общение двух сторон.

У таких родителей много хороших побуждений и ожиданий. Они считают само собой разумеющимся фактом, что их дети очень способные, трудолюбивые и любят учиться. К сожалению, далеко не все ожидания и надежды родителей исполняются.

Разочарование приводит зачастую к конфликтам с учителями. У родителей очень крепкая эмоциональная связь со своим ребёнком, и поэтому ими часто движет непроизвольный внутренний порыв покрыть его шалости и проступки и оправдать недостатки. Вот и получается, что во всех сложностях и школьных неудачах ребёнка они обвиняют, прежде всего, учителей.

А ещё чаще обвинения звучат с обеих сторон. Их интерес к ребёнку тонет в бесплодном столкновении друг с другом, которая не приносит никакого положительного результата.

Где же проходит «граница» между вмешательством родителей в учебный процесс и их сотрудничеством с учителями и школой?

Мы вмешиваемся, когда осознаем, что ситуация, которая сложилась, не по силам ребенку. Или уровень компетенции, власти - не в сфере ведения ребенка. Не во все конфликтные ситуации нам нужно вмешиваться, но присутствовать РЯДОМ нужно практически во всех.

Родительское участие в делах школы может выражаться в следующем:

— активный интерес, проявляемый родителями в отношении деятельности их ребёнка, постоянная готовность прийти ему на помощь, солидарность, уважение его первенства и ответственности во всём, что касается уроков и школы;

— искреннее взаимное информирование родителей и учителей;

— добровольная помощь родителей школе и их деятельность через родительские комитеты;

— участие родителей в принятии решений тех проблем, которые непосредственно касаются их детей (проведение экскурсий и праздников, организация выезда в театры и т.д).

В какую бы школу ни ходил ребенок, как бы успешен в школе он ни был - школа и учеба - это только часть всей его детской жизни. Важно, чтобы в жизни ребенка - была и семья с ее любовью, общение и творчество, и возможность быть просто ребенком.

19.02.2018 18:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!