СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимоотношения с родителями. Педагогическая этика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание». Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти позиции во благо ребенка, найти контакт с родителями - главная задача педагога. Отношения в системе «учитель - ученик - родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» учителя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка школьника не проходят бесследно, затрудняют контакт учителя и семьи. Установление доверия между учителем и родителем чрезвычайно важный и нелегкий шаг, так как исследования показывают, что большинство родителей учеников «группы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к учителю со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогической этики в силу их негативного настроя по отношению к школе. В общении педагога с родителями учащихся есть свои особенности. Педагог часто сталкивается с ситуацией, когда любовь родителя к ребенку делает его взгляды на поступки и требования учителей крайне субъективными (свойственно переплетение чувств: любовь, нежность к ребенку, с одной стороны, гнев, недовольство поведением, оценками - с другой). Любая негативная реакция со стороны учителя по отношению к ребенку может вызывать у такого родителя раздражение, неудовольствие. Слишком щедрая похвала в адрес ребенка - чувство смятения: «неужели так идеален, но я-то знаю, что это не так?» Следствие - недоверие педагогу, игнорирование его требований. Вывод: поиск золотой середины - достоинства и недостатки должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне. Сформированная у большинства родителей стереотипная установка: раз учитель приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом поведении ребенка, о плохой успеваемости и т. д. Родитель заранее настроен на неприятный разговор. Вывод: снять отрицательную установку, чаще общаться с родителями (продумать примерный график встреч) без какого-либо повода. Следует учитывать, что стандартный сценарий проведения родительского собрания (оценки, успеваемость в целом, сбор денег на ремонт кабинета), где минимум информации и отсутствие подлинного педагогического общения, мало привлекает родителей.

Вывод: поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические родительские собрания, родительские конференции и др. Возможно выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на отношениях педагога с семьей ученика: этическая неподготовленность учителя или родителей к педагогическому взаимодействию, разные уровни общей и педагогической культуры, отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка. Разногласия, возникающие между родителями и учителями, могут происходить из-за излишне делового характера взаимоотношений, который родители принимают за снисходительность и ненужное покровительство. Большинство родителей (87%) на первый план выдвигают отношения равного партнерства, взаимоуважения между родителями и учителями. Формы сотрудничества родителей со школой многочисленны и разнообразны: совместные родительско-учительские конференции, еженедельные заседания родительского комитета, создание родительского клуба, совместные факультативные занятия (ученик - родитель - педагог) «Протяни руку - взаимопомощь в учебном процессе» и др. Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу. Какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать. Учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально. Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным. Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка: об успешно выполненном поручении, о хорошо организованном неде6льном дежурстве по классу, школе, благодарность за активное участие в коллективно творческом мероприятии.

«Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребенок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», - писал В.А. Сухомлинский. Он замечал: «Записывая в дневник «Ваш сын не хочет учить уроки, примите меры», учитель, по сути дела, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына»

03.04.2024 13:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!