СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Встреча с феей Фонетикой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звуки А начнём мы с тобой изучение темы. со сказки. Читай внимательно, рассматривай рисунки — и тема «Звуки и буквы» покорится тебе без труда! Давно это было. Жил в одной деревне старик. По вечерам к его домику бежали ребятишки. Оказывается, любили детишки сказки слушать, а лучшего рассказчика было не сыскать! А старик и рад: жил один, скучно ему было, а с детьми поговорит — всё веселей на душе! Так и прозвали старика — Сказочник. Бывало, соберутся ребятишки на лавочках возле хатки и просят: — Расскажи новую сказку, расскажи! — Да о чём же рассказать? Про Серого Волка сказывал, про Ивана-Царевича знаете. Призадумался Сказочник. — А расскажу-ка я вам историю, которая со мной приключилась, когда я ещё школьником был! Было это так. Знакомство с феей Фонетикой Не спалось мне как-то ночью. Казалось, в потолке дырку своим взглядом сделаю. И вдруг прямо сверху спускаются ко мне две незнакомки! Я испугался, лежу — дрожу. А одна и говорит мне нежным голосом: — Не бойся, мальчик! Гостей принимай! Знаем мы, что в школе ты изучаешь тему «Звуки и буквы». Вот и решили помочь лично. Разреши представиться! — Фея. как? — спросил я дрожащим голосом. — Фея Фонетика! Тебе известны слова: микроФОН (прибор для усиления громкости речи и пения), телеФОН (прибор для передачи звуков речи на расстоянии), домоФОН (прибор для связи с жильцами, находящийся при входе в подъезд)? Заметил, что в каждом слове есть одинаковая часть — ФОН? Переводится с греческого «фон» — «звук». Все эти слова связаны со звуками. А я как раз ими и повелеваю! Вот поэтому моё имя — ФОНетика. — Получается, вы — повелительница звуков? — уже смелее спросил я. — Совершенно верно! — продолжила Фонетика. — Но не все звуки мне подвластны. Шум моря, звуки пения птиц, скрип двери — здесь вступает в права другая фея! А я повелеваю лишь звуками человеческой речи! Ведь именно из них «складываются» слова! В организме человека работает целая «фабрика» по производству звуков. Это нос, рот, губы, зубы, язык, гортань, лёгкие. А уши — как стражники, они проверяют, правильно ли произнесены звуки или нет! — Фея Фонетика, а почему вы держите попугая? И. и уши у вас такие необычные?! — Попугай — мой маленький друг! Он напоминает всем, что звуки мы произносим (совсем как разговорчивый попугай!) и слышим (вот почему у меня такие большие уши!). Звуков всего 42: 36 согласных и 6 гласных. Легко запомнить: у человека нормальная температура +36 и 6. Смотри на градусник и вспоминай звуки: 36 согласных и 6 гласных! — Звуки — невидимки, их увидеть невозможно, — продолжила фея Фонетика. — Но. у каждого есть домик, где можно отдохнуть до тех пор, пока человек не произнесёт какой-либо звук. Тогда звук быстро застилает свою постель и вылетает на работу — петь песню, рассказывать стихотворение или просто разговаривать! — Значит, в вашей стране 42 домика? — догадался я. — А можно хоть один увидеть? — Звуки — невидимки, и их домики — тоже. Но. на то я и фея, чтобы невидимое превращать в видимое! Нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!» — Раз, два, три! Транс. транс, — произнёс я. — Как там дальше? — Да, заклинание непростое! Чтобы его произнести, нужно войти в волшебный ТРАНС, и тогда дверь фонетического домика со СКРИПом откроется! Только всё это нужно делать в совершенной тишине, поэтому тише! Ц! И я тебе помогу! — Я понял! Понял! Сначала ТРАНС, потом сКРИП, тише — Ц, И Я выучил это слово! ТРАНСКРИПЦИЯ! Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи! Тут дверь со скрипом распахнулась, и возник вот такой домик! — Посмотри, — произнесла Фонетика, — в окошко видно, как звук отдыхает в кроватке, спит на мягкой подушке , поэтому произносится мягко. Представь, что ты лежишь на мягкой зелёной травке. Вот поэтому и домик зелёный! Людям некогда рисовать звуковые домики и подушки для мягких звуков, поэтому они договорились обозначать их так: [ ']. Квадратные скобки назвали транскрипционными, а вместо подушки пишут апостроф ' — он очень похож на подушку-запятую для мягких звуков, правда? — Фея Фонетика, значит, мягкий звук, который спит в домике, можно обозначить так: [м']? Правильно? — Совершенно верно! Ты быстро учишься! — ответила Фонетика. — А как же обозначают твёрдые звуки? Что им под голову кладут? — Твёрдые звуки спят без подушки! Посмотри на их домик! В окошко всё видно! — Фея Фонетика, а почему домик синий? И льдом покрыт? — Представь лёд! Он твёрдый, как и твёрдый звук! А если ты когда-нибудь катался на коньках по речному льду, то наверняка замечал, что он синий! Вот и домик твёрдого согласного синий, как твёрдый речной лёд! — Фея Фонетика, можно я попробую обозначить твёрдый звук в транскрипционных скобках? — Конечно, действуй! — [М]. Правильно? — Почти верно. В транскрипции нет заглавных — они просто в звуковой домик не поместятся! Помнишь, как огромный медведь теремок развалил? Мы не хотим никаких разрушений! — Сейчас исправлюсь! — сказал я. — Вот так правильно — [м]? — Вот это молодец! — Фея Фонетика, а домики гласных красного цвета? — Да, верно! Получается как в песенке: гласные — красные! И заключены, как и согласные звуки — в квадратные скобки. — Фея Фонетика, вот так — [а]? — Молодчина! Но не все гласные буквы можно записывать в квадратных скобках. Но. об этом ты узнаешь чуть позже. Фея Фонетика улыбнулась и произнесла: — Итак, мой юный друг, запомни правило: Звуки мы слышим и произносим. Их в русском языке 42: 36 согласных и 6 гласных. Чтобы обозначить звуки, используют квадратные скобки. Запись [м] показывает, что этот звук — твёрдый согласный. Запись [м'] означает, что перед нами мягкий согласный. Чтобы ты это не забыл, я оставлю на память фотографию: — Фея Фонетика, а почему домика гласных не видно? — Мой друг, это же фотография, на ней видна лишь часть домиков моей страны! — Понятно! Спасибо вам! — Хотите увидеть волшебное фото, которое мне оставила фея Фонетика, ребята? — спросил Сказочник. Конечно, всем было любопытно посмотреть. Сказочник показал фотографию ребятам и задал несколько вопросов: — Почему в слове «фонетика» подчёркнуто ФОН? — При чём тут термометр? — Почему фея Фонетика путешествует с попугаем? — При чём здесь домики? — Чем отличаются домики, изображённые на фото?
Категория: Русский язык
19.09.2020 13:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!