СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вперёд! к научным иследованиям!

Нажмите, чтобы узнать подробности

С начала работы в школе одним из основных и интересных аспектов моей работы является организация исследовательской деятельности учащихся.

Ни для кого не секрет, что современные ученики достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пресыщены потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми. Думаю, что основная задача учителей не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.

Тем более что современное производство предъявляет четкие и однозначные требования к каждой профессиональной функции. Но принципиальное изменение требований, исчезновение одних профессиональных функций и появление других человек переживает, в среднем, 5-7 раз за время своей активной профессиональной жизни.

Такое положение вещей требует изменения образовательной парадигмы: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Таким образом, конкурентоспособность во многом зависит от способности будущего работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций.

Одним из направлений образовательной деятельности в таком русле является компетентностный подход. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Компетенция позволяет субъекту в связи с собственными представлениями о желаемом будущем (о дoлжном) очертить ситуацию, оказаться в активной позиции в отношении к ней. Речь идет об управлении ситуацией, которое основывается на готовности идентифицировать проблему и разрешить ее. Компетенция позволяет выполнять неалгоритмизированные действия, конструировать или присваивать новые алгоритмы, способы деятельности.

И я считаю научно-исследовательскую деятельность учащихся «высшим пилотажем» деятельностного и компетентностного подхода в образовании.

На протяжении многих лет я занимаюсь организацией исследовательской деятельности учащихся, несколько лет возглавляю школьное научное общество. С уверенностью могу сказать, что какие бы сложные иерархические структуры не имело научное общество, основную роль в успешности его работы играет личность педагога. Именно его заинтересованность и компетентность является стимулом к активной познавательной деятельности учащихся. С огромным удовольствием отмечу, что у нас в ГУ «СОШ с ГК Щербактинского района» сложился коллектив профессионалов, которым действительно интересно решать вместе с детьми поставленные задачи.

Написание исследовательских проектов в школе - важнейший этап в формировании у школьника навыков самостоятельной работы с информацией. Именно в школьном проекте школьник может отразить структуру и суть проделанной им работы. Призовые места на конференциях, требующих предоставления школьных проектов, дают различные бонусы при поступлении в ВУЗ.

Педагоги в школе отмечают, что у многих школьников отсутствует познавательный интерес к поиску ответов на вопросы, возникающие в процессе обучения. Самым продуктивным способом развития и стимулирования навыков поиска информации является проектная деятельность. Создание проекта школьником также способствует развитию отношений между родителями и ребенком.

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Выступление на различных конференциях даёт ученикам неоценимый опыт конкурентной борьбы, способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы.

Атмосфера в нашей школе вызывает желание и учащихся, и учителей творить, идти к новым рубежам. Это достигается, прежде всего, личным примером администрации, педагогического коллектива, школьников. Очень важно для каждого из нас понимание своей ценности, значимости и необходимости коллективу. Делай — и тебя заметят, тебя будут уважать и на тебя равняться. Такая обстановка, созданная для работы и учёбы, располагает к действиям и самоотдаче.

26.03.2015 06:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!