СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательно-педагогический проект «Патриотическое воспитание средствами вокального искусства».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательно-педагогический проект

«Патриотическое воспитание

средствами вокального искусства»

Автор проекта

Педагог дополнительного образования

Оксана Ивановна Захарьян

Вокальная студия «Небесные ласточки»

ОДОД «Орбита»

ГБОУ школа 690 Невского района СПб

Санкт-Петербург 2018

Патриотическое воспитание

на занятиях в вокальной студии

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,

а, прежде всего, воспитание человека»

В.А. Сухомлинский

ПЛАН

мероприятий по воспитательно-педагогическому проекту

на 2018-2019 учебный год

Название мероприятия

Дата

проведения

Место проведения

11

Тематическое занятие «Мне о России надо говорить»

2.09.2018 г.

Кабинет музыки

22

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина». День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812)

8.09.2018 г

Кабинет музыки

33

Концерт ко Дню пожилого человека «Дарим улыбку, дарим тепло»:

Октябрь

Социально-реабилитационный центр

44

«Пока мы едины, мы непобедимы»- мероприятие, посвящённое Дню народного единства

7.11.2018 г.

Актовый зал школы

55

Участие в патриотической номинации IV Открытого вокального конкурса "Звездный час"

16.11.2018

КЦ «Троицкий»

66

Музыкальный фестиваль «Гармония», посвященный дню толерантности

18.11.2018 г.

Концертный зал школы

77

«Герои России» - общешкольное мероприятие, посвященное Дню героев Отечества

07.12.2018 г.

Концертный зал школы

88

Конкурс патриотической песни «Детство, опалённое войной», посвящённый пионерам-героям

18.01.2019 г.

Концертный зал школы

99

Открытое занятие «Блокадный Ленинград спасла музыка»

20.01 2019 г.

Конференц зал

110

Музыкально-литературная композиция «Дети Блокады», посвященная 75 –летию снятия Блокады Ленинграда

27.01.2019

Актовый зал школы

111

Смотр строя и солдатской песни «Песня в солдатской шинели», посвящённый 23 февраля.

20.02. 2019 г.

Спортивный зал

112

Битва хоров, посвящение Году русского театра среди учащихся 1-2 классов

19.03.2019 г.

Концертный зал школы

113

Битва хоров «В космос с песней» среди учащихся 3-4 классов

21.03.2019 г.

Концертный зал школы

114

Участие во Всероссийском конкурсе вокального искусства «Сыны и дочери Отечества»

Март 2019 г

Дом Офицеров ЗВО

115

Участие в Российском Суворовском патриотическом фестивале искусств

Апрель 2019 г

Академическая Государственная Капелла, Культурный центр ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

116

Исследовательский проект «Песни войны».

Апрель 2019 г

-

117

Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка», посвященной Победе советского народа в Великой Отечественной войне

Апрель-Май

-

118

Митинг «Мы этой памяти верны». Бессмертный полк.

07.05.2017 г.

Стадион школы

119

«За Победу спасибо, солдат!» - праздничный концерт, посвященный Дню Победы

8.05.2017 г.

Концертный зал школы

220

Участие в вокальных районных, городских конкурсах и акциях по нравственно-патриотическому воспитанию

В течение года

-

Патриотизм означает активный труд, умножение традиций российского народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям, привязанность к малой родине, мужество. «Не может быть сыном Отечества тот, кто не стал настоящим сыном своих родителей». Это древняя истина.

Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.

В решении этой проблемы большая роль отводится школьному образованию, так как именно в этом возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка.

Вокальный коллектив объединяет единомышленников, воспитывает в них чувства сотворчества и товарищества, взаимопомощи и поддержки, без которых невозможно полноценное воспитание личности ребенка. С этой точки зрения занятия в вокальной группе способствуют социализации растущей личности.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

К сожалению, в настоящее время наблюдается усиление негативного воздействия средств массовой информации на детей и молодежь. Таким образом, решение задач формирования патриотического воспитания детей состоит в многообразии средств и форм дополнительного образования, в том числе в воспитании, по средствам репертуара вокального искусства.

Работа над репертуаром — основа патриотического воспитания личности ребенка, он широк и разнообразен, постоянно обновляется. В хоровой и вокальный репертуар учащихся включены песни патриотической направленности, это песни о родине, России, красоте родного края, о мире на земле, дружбе, народные песни. Так же ребятам нравятся песни экологической направленности, о защите животного и растительного мира и конечно песни о семье. На этапе показа и в процессе разучивания произведения необходимо обращать внимание учащихся именно на раскрытие идейной стороны творческого замысла автора текста и композитора. В подборе репертуара могут участвовать и сами ребята, они подбирают репертуар по заданной теме, разыскивают подробную информацию о песне, ее авторах и исполнителях, истории создания. Также, могут быть произведения классиков, ведь русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов.

Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки. В ней отражаются события войны и жизни, чувства людей, в ней отражаются века и сама история, наша память и огромная благодарность. В патриотической песне звучит любовь и нежность, грозы и ликование Победы, в ней звучит наша жизнь! В ней цветёт победный май, в ней летит февральский ветер. Ветер, несущий память о защитниках Отечества всех времен, о славных подвигах наших земляков в рядах защитников Москвы и Сталинграда. У каждой песни своя судьба и своя история!

Концертная деятельность тоже является важнейшим элементом вокального обучения учащихся. Выступление в концертах — это своеобразный отчет о проделанной работе. Она выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, музыкальность, сценичность, эмоциональность. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях — авторитетное жюри.

Воспитанники принимают активное участие в школьных праздниках, районных конкурсах и смотрах «Военно-патриотической песни», где нужно проявить свою гражданскую позицию к родному краю, и своей Родине. Например, в этом году на конкурсе «Я – гражданин России», ребята выступили с такими песнями, как «Мы дети твои – Россия» и «Я хочу, чтобы не было больше войны!». На конкурсе песни и строя выступали с песнями «Катюша», «Три танкиста», «Песня фронтового шофера», «Смуглянка».

Концертная деятельность, ведущаяся в нашей школе и за ее пределами, помогает в воспитании гражданственности и патриотизма учащихся вокального и хорового класса, развивает у детей чувство ответственности за себя и за коллектив в целом. Она обогащает их мировоззрение, объединяет детей, и воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну, родной город, семью. Так традиционными школьными стали конкурсы и концерты для ветеранов войны к празднику победы «9 мая», «День снятия Блокады Ленинграда», «День знаний», «Битва хоров», «День учителя», «Жар птица» — в рамках дней духовности России, «День Защитника Отечества», «Конкурс песни и строя», «Праздник 8 марта», «Весенняя капель», «Спорт в нашей жизни», «Последний звонок» и т.д.

Подводя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны — одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо с младшего школьного возраста создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Мы думаем, что в нашей школе развитие чувства патриотизма стоит, по приоритету, на одном из главных мест. Помогает в формировании патриотизма песенные конкурсы, концерты, в которых в полной мере раскрывается любовь и уважение к стране, родному краю, семье, природе.

Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, ответственности, чувству гордости, уважению к памяти погибших за Родину и чувству долга перед всеми, кто не щадя жизни, сражался за мир и счастье народа, тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучению хоровому пению и выступления на сцене. И хочется верить, что воспитательная работа в вокальной студии и нашей школы действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.

То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.

Научить патриотизму, как учат алгебре и физике, нельзя. Чувство Родины — не заучивание перечня правил и положений. Это чувство проникает в нас с молоком матери. Это воздух, которым мы дышим. Солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Оно проявляется в поступках и деятельности человека, его нельзя потрогать и понюхать. «Правильное воспитание – наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»,- писал А.С. Макаренко.

Песенный репертуар патриотической направленности вокальной студии богат и разнообразен и представлен музыкальными произведениями:

  • Песня о далёкой Родине (муз. М.Таривердиев, сл. Р.Рождественский)
  • Журавли (муз. Я.Френкель, сл. Р.Газматов)
  • Смуглянка (муз. Я.Шведов, сл. А.Новиков)
  • В городском саду (муз. М.Блантер, сл. А.Фатьянов)
  • Последний бой (муз. и сл. М.Ножкин)
  • На сопках Маньчжурии (муз. И.Шатров, сл. А.Машистов)
  • Казаки в Берлине (муз. А.Солдарь, сл. Дм. и Д. Покрасс)
  • В землянке (муз. К.Листов, сл. В.Сурков)
  • Катюша (муз. М.Блантер, сл. М.Исаковский)
  • Тёмная ночь (муз. Н.Богословский, сл. В.Агатов)
  • Песенка фронтового шофёра (муз. Б.Мокроусов, сл. Б.Ласкин)
  • Случайный вальс (муз. М.Фрадкин, сл. Е.Долматовский)
  • На безымянной высоте (муз. В.Баснер, сл.М.Матусовский)
  • Ветераны большого пути (муз. Е.Павлов, сл. О.Яковлев)
  • Моя Москва (муз. И.Дунаевский, сл. М.Лисянский и С.Агранян)
  • День Победы (муз. Д.Тухманов, сл. В.Харитонов)
  • Я люблю тебя, Россия (муз. Д.Тухманов, сл. М.Ножкин)
  • Я люблю тебя, жизнь (муз. Э.Колмановский, сл. К.Ваншенкин)
  • Как жизнь без весны (муз. В.Лебедев, сл. Ю.Ряшенцев)
  • Кавалергарда век недолог (муз. И.Шварц, сл. Б.Окуджава)
  • Луч солнца золотого (муз. Г.Гладков, сл. Ю.Энтин)
  • Чистые пруды (муз. Д.Тухманов, сл. Л.Фадеев)
  • Как молоды мы были (муз. А.Пахмутова, сл. Н.Добронравов)
  • Три года ты мне снилась (муз. Н.Богословский, сл. А.Фатьянов)
  • Есть только миг (муз. А. Зацепин, сл. Л.Дербенев)
  • Сердце, тебе не хочется покоя (муз. И.Дунаевский, сл. В.Лебедев-Кумач)
  • Бессмертный полк - муз.Юрий Воробьев, сл.Ирина Савельева.
  • Спасибо деду за Победу - А.Классин, авт. Евгений Соколов.
  • Победа - Денис Платонов, сл. Юлии Силкиной.
  • Мирное небо - сл. и муз. Елена Обухова.
  • Нам нужен мир - сл. муз. Елена Сырмич.
  • Иволга - В.Тихонов, муз.К.Молчанов,сл.Н.Заболоцкий.
  • Почтовый роман - Песняры, муз.Л.Ширин, сл.А.Костюгов.
  • Баллада о младшем - сл.В.Догадаева, муз.А.Хайленко.
  • В десять вечера после войны - А.Хайленко - С.Голем.
  • У войны не женское лицо - Иван Ортнер, сл. В.Соловьева.
  • Памятник солдату - Сергей Шевченко, сл.А.Шутко.
  • Сухарики (детская) - Яков Дубравин.
  • Панамки (песня о погибших детях) - Вадим Егоров.
  • Что я знаю о войне - муз. А.Комаров, cл. В.Капустина.
  • О той весне - сл. и муз. Елена Плотникова.

Категория: Музыка
11.04.2021 00:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!