СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитательно-педагогический проект
«Патриотическое воспитание
средствами вокального искусства»
Автор проекта
Педагог дополнительного образования
Оксана Ивановна Захарьян
Вокальная студия «Небесные ласточки»
ОДОД «Орбита»
ГБОУ школа 690 Невского района СПб
Санкт-Петербург 2018
Патриотическое воспитание
на занятиях в вокальной студии
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,
а, прежде всего, воспитание человека»
В.А. Сухомлинский
ПЛАН
мероприятий по воспитательно-педагогическому проекту
на 2018-2019 учебный год
№ |
Название мероприятия |
Дата проведения |
Место проведения |
11 |
Тематическое занятие «Мне о России надо говорить» |
2.09.2018 г. |
Кабинет музыки |
22 |
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина». День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812) |
8.09.2018 г |
Кабинет музыки |
33 |
Концерт ко Дню пожилого человека «Дарим улыбку, дарим тепло»: |
Октябрь |
Социально-реабилитационный центр |
44 |
«Пока мы едины, мы непобедимы»- мероприятие, посвящённое Дню народного единства |
7.11.2018 г. |
Актовый зал школы |
55 |
Участие в патриотической номинации IV Открытого вокального конкурса "Звездный час" |
16.11.2018 |
КЦ «Троицкий» |
66 |
Музыкальный фестиваль «Гармония», посвященный дню толерантности |
18.11.2018 г. |
Концертный зал школы |
77 |
«Герои России» - общешкольное мероприятие, посвященное Дню героев Отечества |
07.12.2018 г. |
Концертный зал школы |
88 |
Конкурс патриотической песни «Детство, опалённое войной», посвящённый пионерам-героям |
18.01.2019 г. |
Концертный зал школы |
99 |
Открытое занятие «Блокадный Ленинград спасла музыка» |
20.01 2019 г. |
Конференц зал |
110 |
Музыкально-литературная композиция «Дети Блокады», посвященная 75 –летию снятия Блокады Ленинграда |
27.01.2019 |
Актовый зал школы |
111 |
Смотр строя и солдатской песни «Песня в солдатской шинели», посвящённый 23 февраля. |
20.02. 2019 г. |
Спортивный зал |
112 |
Битва хоров, посвящение Году русского театра среди учащихся 1-2 классов |
19.03.2019 г. |
Концертный зал школы |
113 |
Битва хоров «В космос с песней» среди учащихся 3-4 классов |
21.03.2019 г. |
Концертный зал школы |
114 |
Участие во Всероссийском конкурсе вокального искусства «Сыны и дочери Отечества» |
Март 2019 г |
Дом Офицеров ЗВО |
115 |
Участие в Российском Суворовском патриотическом фестивале искусств |
Апрель 2019 г |
Академическая Государственная Капелла, Культурный центр ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области |
116 |
Исследовательский проект «Песни войны». |
Апрель 2019 г |
- |
117 |
Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка», посвященной Победе советского народа в Великой Отечественной войне |
Апрель-Май |
- |
118 |
Митинг «Мы этой памяти верны». Бессмертный полк. |
07.05.2017 г. |
Стадион школы |
119 |
«За Победу спасибо, солдат!» - праздничный концерт, посвященный Дню Победы |
8.05.2017 г. |
Концертный зал школы |
220 |
Участие в вокальных районных, городских конкурсах и акциях по нравственно-патриотическому воспитанию |
В течение года |
- |
Патриотизм означает активный труд, умножение традиций российского народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям, привязанность к малой родине, мужество. «Не может быть сыном Отечества тот, кто не стал настоящим сыном своих родителей». Это древняя истина.
Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.
В решении этой проблемы большая роль отводится школьному образованию, так как именно в этом возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка.
Вокальный коллектив объединяет единомышленников, воспитывает в них чувства сотворчества и товарищества, взаимопомощи и поддержки, без которых невозможно полноценное воспитание личности ребенка. С этой точки зрения занятия в вокальной группе способствуют социализации растущей личности.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
К сожалению, в настоящее время наблюдается усиление негативного воздействия средств массовой информации на детей и молодежь. Таким образом, решение задач формирования патриотического воспитания детей состоит в многообразии средств и форм дополнительного образования, в том числе в воспитании, по средствам репертуара вокального искусства.
Работа над репертуаром — основа патриотического воспитания личности ребенка, он широк и разнообразен, постоянно обновляется. В хоровой и вокальный репертуар учащихся включены песни патриотической направленности, это песни о родине, России, красоте родного края, о мире на земле, дружбе, народные песни. Так же ребятам нравятся песни экологической направленности, о защите животного и растительного мира и конечно песни о семье. На этапе показа и в процессе разучивания произведения необходимо обращать внимание учащихся именно на раскрытие идейной стороны творческого замысла автора текста и композитора. В подборе репертуара могут участвовать и сами ребята, они подбирают репертуар по заданной теме, разыскивают подробную информацию о песне, ее авторах и исполнителях, истории создания. Также, могут быть произведения классиков, ведь русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов.
Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки. В ней отражаются события войны и жизни, чувства людей, в ней отражаются века и сама история, наша память и огромная благодарность. В патриотической песне звучит любовь и нежность, грозы и ликование Победы, в ней звучит наша жизнь! В ней цветёт победный май, в ней летит февральский ветер. Ветер, несущий память о защитниках Отечества всех времен, о славных подвигах наших земляков в рядах защитников Москвы и Сталинграда. У каждой песни своя судьба и своя история!
Концертная деятельность тоже является важнейшим элементом вокального обучения учащихся. Выступление в концертах — это своеобразный отчет о проделанной работе. Она выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, музыкальность, сценичность, эмоциональность. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях — авторитетное жюри.
Воспитанники принимают активное участие в школьных праздниках, районных конкурсах и смотрах «Военно-патриотической песни», где нужно проявить свою гражданскую позицию к родному краю, и своей Родине. Например, в этом году на конкурсе «Я – гражданин России», ребята выступили с такими песнями, как «Мы дети твои – Россия» и «Я хочу, чтобы не было больше войны!». На конкурсе песни и строя выступали с песнями «Катюша», «Три танкиста», «Песня фронтового шофера», «Смуглянка».
Концертная деятельность, ведущаяся в нашей школе и за ее пределами, помогает в воспитании гражданственности и патриотизма учащихся вокального и хорового класса, развивает у детей чувство ответственности за себя и за коллектив в целом. Она обогащает их мировоззрение, объединяет детей, и воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну, родной город, семью. Так традиционными школьными стали конкурсы и концерты для ветеранов войны к празднику победы «9 мая», «День снятия Блокады Ленинграда», «День знаний», «Битва хоров», «День учителя», «Жар птица» — в рамках дней духовности России, «День Защитника Отечества», «Конкурс песни и строя», «Праздник 8 марта», «Весенняя капель», «Спорт в нашей жизни», «Последний звонок» и т.д.
Подводя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны — одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо с младшего школьного возраста создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Мы думаем, что в нашей школе развитие чувства патриотизма стоит, по приоритету, на одном из главных мест. Помогает в формировании патриотизма песенные конкурсы, концерты, в которых в полной мере раскрывается любовь и уважение к стране, родному краю, семье, природе.
Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, ответственности, чувству гордости, уважению к памяти погибших за Родину и чувству долга перед всеми, кто не щадя жизни, сражался за мир и счастье народа, тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучению хоровому пению и выступления на сцене. И хочется верить, что воспитательная работа в вокальной студии и нашей школы действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.
То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.
Научить патриотизму, как учат алгебре и физике, нельзя. Чувство Родины — не заучивание перечня правил и положений. Это чувство проникает в нас с молоком матери. Это воздух, которым мы дышим. Солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Оно проявляется в поступках и деятельности человека, его нельзя потрогать и понюхать. «Правильное воспитание – наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»,- писал А.С. Макаренко.
Песенный репертуар патриотической направленности вокальной студии богат и разнообразен и представлен музыкальными произведениями:
© 2021, Захарьян Оксана Ивановна 489