СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос - ответ на тему "Что такое школьная дезадаптация первоклассника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос: Сейчас часто можно услышать от родителей, что дети с трудом привыкают к школе. Испытывают определенные трудности. Специалисты же, в этом случае, говорят о школьной дезадаптации. Что такое «Школьная дезадаптация ?

Ответ: Школьная дезадаптация - это отклонения в учебной деятельности детей, нарушения дисциплины, конфликты как со сверстниками, так и со взрослыми. Становится понятно, как ребенок себя чувствует в школе. Уже в первые месяцы первого класса. Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то этот процесс будет проходить благополучно и через 2-3 месяца первоклассник прекрасно себя будет чувствовать рядом с учителями, научится ориентироваться в школе, заведёт в классе друзей.

Но иногда случается так, что ребенку тяжело в новых условиях, он теряется, не может учиться. Вот тогда и говорят о дезадаптации.

Вопрос: Скажите. А есть ли какое-то хотя бы условное деление уровней адаптации

Ответ: да, выделяют три уровня адаптации

Высокий: ребенок хорошо относится к школе, с удовольствием её посещает, не боится решать сложные задания, имеет хорошие отношения с окружающими.

Средний. Отношение к школе, в общем, положительное. Может отдавать приоритет интересным заданиям, в классе есть друзья.

Низкий. Отношение к школе отрицательное или безразличное, часто устает, не может справляться со сложными заданиями, друзей в классе нет, есть один-два знакомых.

Вопрос: Скажите, а по каким признакам можно определить, что что-то идет не так?

Признаков может быть множество:

  • ребенок боится идти в школу;
  • начинает часто болеть;
  • худеет, теряет аппетит, плохо спит;
  • в школе ведет себя замкнуто;
  • не обращается за помощью к педагогам школы;
  • может заблудиться в здании школы;
  • теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники и т.д.
  • может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д;
  • не усваивает материал на уроках, невнимателен, рассеян или капризен.

Кстати, иногда дезадаптации не видна педагогам и родителя: на учебе ничего не отражается, а вот чувствует себя ребенок неважно, переживает, нервничает. И это самые сложные случаи. Проявлений особо не видно, а нарушения есть.

Вопрос:. Давайте попробуем рассмотреть основные причины дезадаптации

Ответ: Как много и признаков, так и причин достаточное количество

Причины школьной дезадаптации:

  • Ребенок был не подготовлен к школе, не умеет прилагать волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на учебе. Про таких детей говорят: «ему бы все играть».
  • Часто болеет, имеет серьезные нарушения здоровья.
  • Нарушены процессы формирования мышления, внимания, памяти.
  • Имеет нарушения движений.
  • Неуравновешен, частые перепады настроения в связи с хронической стрессовой ситуацией.

Кстати, речь идет, все же, не о знаниях, умениях и навыках, которые ребенок приобретает на момент поступления в школу, а о его ЛИЧНОСТНОЙ готовности. Сейчас крайне модно у родителей готовить ребенка к школе: водить к репетиторам, учить читать и писать. Но они забывают о том, что основное, на что стоит обратить внимание – это его способность выдерживать нагрузки и принимать правила школы.

Вопрос: Итак, что же можно рекомендовать родителям, если признаки дезадаптации уже налицо?

Ответ: давайте разберемся.

  1. Итак, если ребенок плохо учится по всем предметам, нужно выяснить, в чем причина трудностей. Если у ребенка оказались неразвитыми память, внимание, мышление – самое время обратиться к психологу и начать развивать все эти процессы.
  2. Ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение, на уроках шумит, может неожиданно расплакаться или рассмеяться, невнимателен, рассеян, не хочет учиться. Обычно так себя ведут дети, которых в семье строго контролируют, или, наоборот, позволяют все. Нужно обратить внимание на те правила и нормы, которые существуют в семье. Достаточно ли хорошо организован день ребенка? Есть ли границы?
  3. Ребёнок часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания на уроках, сильно устает к концу учебного дня. Эти признаки проявляются у часто болеющих школьников, а также говорят о слабой нервной системе, возможной задержке развития или неправильном воспитании дома. Нужно постараться приучить ребенка все делать вовремя, изменить нагрузку на него в течение дня.

Вопрос: А на что еще обратить внимание родителям?

Ответ: Самое главное - не спешить отдавать в школу своего ребёнка. Возраст приема в первый класс – до 8 лет. Нужно обязательно проконсультироваться с психологом об уровне готовности вашего ребенка.

Еще очень важно до начала обучения разговаривать с ним на тему школы, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться.

С помощью игр, чтения книг, различных посильных поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата.

Как можно больше читайте ребенку не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у детей интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы.

Поделитесь с ребёнком своими воспоминаниями об учителях. Это поможет сформировать у ребенка положительный образ об учителе, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми, которых он встретит в школе.

На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте ребёнка быть внимательным, осознавать опасность.

Играйте в месте с ребёнком с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте его с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать, чем вы занимались дома или на прогулке, просите ребёнка делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.

Я уверена в том, что ваши старания не пройдут бесследно. Ребёнок будут радовать вас своим хорошим поведением и отличной учебой, и вы никогда не узнаете, что дезадаптация – это неумение ребенка приспособиться к новой жизни.

Вопрос: Сейчас часто можно услышать от родителей, что дети с трудом привыкают к школе. Испытывают определенные трудности. Специалисты же, в этом случае, говорят о школьной дезадаптации. Что такое «Школьная дезадаптация ?

Ответ: Школьная дезадаптация - это отклонения в учебной деятельности детей, нарушения дисциплины, конфликты как со сверстниками, так и со взрослыми. Становится понятно, как ребенок себя чувствует в школе. Уже в первые месяцы первого класса. Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то этот процесс будет проходить благополучно и через 2-3 месяца первоклассник прекрасно себя будет чувствовать рядом с учителями, научится ориентироваться в школе, заведёт в классе друзей.

Но иногда случается так, что ребенку тяжело в новых условиях, он теряется, не может учиться. Вот тогда и говорят о дезадаптации.

Вопрос: Скажите. А есть ли какое-то хотя бы условное деление уровней адаптации

Ответ: да, выделяют три уровня адаптации

Высокий: ребенок хорошо относится к школе, с удовольствием её посещает, не боится решать сложные задания, имеет хорошие отношения с окружающими.

Средний. Отношение к школе, в общем, положительное. Может отдавать приоритет интересным заданиям, в классе есть друзья.

Низкий. Отношение к школе отрицательное или безразличное, часто устает, не может справляться со сложными заданиями, друзей в классе нет, есть один-два знакомых.

Вопрос: Скажите, а по каким признакам можно определить, что что-то идет не так?

Признаков может быть множество:

  • ребенок боится идти в школу;
  • начинает часто болеть;
  • худеет, теряет аппетит, плохо спит;
  • в школе ведет себя замкнуто;
  • не обращается за помощью к педагогам школы;
  • может заблудиться в здании школы;
  • теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники и т.д.
  • может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д;
  • не усваивает материал на уроках, невнимателен, рассеян или капризен.

Кстати, иногда дезадаптации не видна педагогам и родителя: на учебе ничего не отражается, а вот чувствует себя ребенок неважно, переживает, нервничает. И это самые сложные случаи. Проявлений особо не видно, а нарушения есть.

Вопрос:. Давайте попробуем рассмотреть основные причины дезадаптации

Ответ: Как много и признаков, так и причин достаточное количество

Причины школьной дезадаптации:

  • Ребенок был не подготовлен к школе, не умеет прилагать волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на учебе. Про таких детей говорят: «ему бы все играть».
  • Часто болеет, имеет серьезные нарушения здоровья.
  • Нарушены процессы формирования мышления, внимания, памяти.
  • Имеет нарушения движений.
  • Неуравновешен, частые перепады настроения в связи с хронической стрессовой ситуацией.

Кстати, речь идет, все же, не о знаниях, умениях и навыках, которые ребенок приобретает на момент поступления в школу, а о его ЛИЧНОСТНОЙ готовности. Сейчас крайне модно у родителей готовить ребенка к школе: водить к репетиторам, учить читать и писать. Но они забывают о том, что основное, на что стоит обратить внимание – это его способность выдерживать нагрузки и принимать правила школы.

Вопрос: Итак, что же можно рекомендовать родителям, если признаки дезадаптации уже налицо?

Ответ: давайте разберемся.

  1. Итак, если ребенок плохо учится по всем предметам, нужно выяснить, в чем причина трудностей. Если у ребенка оказались неразвитыми память, внимание, мышление – самое время обратиться к психологу и начать развивать все эти процессы.
  2. Ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение, на уроках шумит, может неожиданно расплакаться или рассмеяться, невнимателен, рассеян, не хочет учиться. Обычно так себя ведут дети, которых в семье строго контролируют, или, наоборот, позволяют все. Нужно обратить внимание на те правила и нормы, которые существуют в семье. Достаточно ли хорошо организован день ребенка? Есть ли границы?
  3. Ребёнок часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания на уроках, сильно устает к концу учебного дня. Эти признаки проявляются у часто болеющих школьников, а также говорят о слабой нервной системе, возможной задержке развития или неправильном воспитании дома. Нужно постараться приучить ребенка все делать вовремя, изменить нагрузку на него в течение дня.

Вопрос: А на что еще обратить внимание родителям?

Ответ: Самое главное - не спешить отдавать в школу своего ребёнка. Возраст приема в первый класс – до 8 лет. Нужно обязательно проконсультироваться с психологом об уровне готовности вашего ребенка.

Еще очень важно до начала обучения разговаривать с ним на тему школы, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться.

С помощью игр, чтения книг, различных посильных поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата.

Как можно больше читайте ребенку не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у детей интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы.

Поделитесь с ребёнком своими воспоминаниями об учителях. Это поможет сформировать у ребенка положительный образ об учителе, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми, которых он встретит в школе.

На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте ребёнка быть внимательным, осознавать опасность.

Играйте в месте с ребёнком с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте его с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать, чем вы занимались дома или на прогулке, просите ребёнка делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.

Я уверена в том, что ваши старания не пройдут бесследно. Ребёнок будут радовать вас своим хорошим поведением и отличной учебой, и вы никогда не узнаете, что дезадаптация – это неумение ребенка приспособиться к новой жизни.

Категория: Психологу
17.01.2024 14:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!