СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода и ее свойства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по познанию мира.

"Вода и ее свойства" 2-й класс

Цель: знакомство с некоторыми свойствами воды и их использование человеком.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;
  • знакомство со свойствами воды;
  • дать представление об использовании этих свойств на практике.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию бережного отношения к природе;
  • воспитывать умение работать в коллективе;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать познавательный интерес, мыслительные операции анализа и синтеза;
  • развивать коммуникативные навыки.

 

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • набор лабораторного оборудования;
  • Презентация Роwer Point;
  • вещества для проведения опытов: вода, соль, сахар, речной песок;

Тип урока: урок–исследование.

Форма проведения урока: групповая.

Урок по теме: первый.

Применение интерактивных технологий

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чтобы узнать тему урока, я предлагаю отгадать загадку:

Знакомство c темой урока.

Сегодня мы проведем научную работу, чтобы получше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать:

На дворе переполох: C неба сыплется горох.  Съела шесть горошин Нина,  У неё теперь ангина.

Град

Шумит он в поле и в саду,  A в дом не попадёт. И никуда я не иду,  Покуда он идёт.

Дождь

Он как алмаз: И твёрд, и чист, На солнышке сверкает, Но пригревать начнут лучи,  0н тут же тает.

Лёд

Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе.

Облако

Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог  Нас он летом, в самый зной  Ледяной поит водой.

Родник

Утром бусы засверкали,  Всю траву собой заткали  A пошли искать их днём,  Ищем, ищем - не найдём.

Роса

Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает  На ладони и во рту.

Снег

Молоко над рекой плыло, Ничего не видно было.  Растворилось молоко –  Стало видно далеко.

Туман

- Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их можно объединить? Почему?

Град, лёд, снег.  Дождь, родник, роса.  Облако, туман.

 

Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы дождик лился с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без …

Вы догадались верно. Будем говорить о воде.

  • Как бы вы объяснили название темы?
  • Что вы знаете о воде?
  • Что хотели бы узнать?

Выслушиваются ответы детей.

3. Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.

Изучать свойства вы будете в своих лабораториях.

4. Ассоциативный ряд.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово»вода»?

Подумайте и запишите их. (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник).

Один поэт сказал:

Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда. Струя водопада и брызги фонтана И все это – только Вода!

5. Презентация

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты.

Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И наверное правильнее было назвать планета Вода.

Вода краса все природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают. ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас.

- Какие реки вы можете назвать?

Кто может их показать?

Назовите реки нашей области.

Есть ли у вас сообщения о реках области?

Красоту воды мы видим в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли.

В Республике Казахстан имеется 48 262 озера, из которых 45 248 имеют площадь менее 1 км². Крупных озёр с площадью более 100 км² — 21. Казахстан омывается такими крупными озёрами, как Каспийское море  и  Аральское море. Кроме того, в республике находится одно из самых больших озёр мира — Балхаш.

По территории Казахстана озёра расположены неравномерно. На северный Казахстан приходится 45 % всех озёр, на центральный вместе с южным — 36 %, в остальных регионах находится только 19 %. К числу крупнейших озер страны относятся: Каспийское и Аральское море, Балхаш, Зайсан, Алаколь, Тенгиз, Селетенгиз.

Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода?

6. О воде много сложено пословиц.

Какие вы можете назвать?

Прочтите пословицы, подобранные мной:

  • Была бы водица, а зелень народиться.
  • Умный человек, как родник.
  • Вода камень точит.
  • Под лежачий камень вода не течет.
  • Хлеб, да вода богатырская еда.

- Как бы вы объяснили последнюю пословицу?

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину. ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!

Но все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды.

Одно из свойств вы хорошо знаете. Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем раскрывается это свойство.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться! смею вам я доложить без нее нам не прожить!

  • О каких состояниях воды говорится в стихотворении

7. Проблемная ситуация.

В одной из русских народных сказок, героине дают задание»принести воды в решете». Как вы думаете, она справилась или нет?

8.Задание деда Мороза

-В каких трёх состояниях встречается вода в природе?

9.Чтение стр 30-31

10.Ролик «Вода- чудо природы»

11. Какие же еще есть удивительные свойства воды?

  • Имеет ли вода цвет? Запах?
  • Прозрачна ли она? Есть ли вкус?
  • Имеет ли она форму?
  • Почему реки текут?
  • Почему суп соленый, а чай сладкий?

На эти вопросы вы ответите в своих лабораториях.

В каждой лаборатории своё задание. Но прежде чем приступить к работе повтори правила техники безопасности. Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием. Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. После проведенного исследования подготовьте вывод.

12. Проверка на интерактивной доске.

Обсудите в своих лабораториях результаты исследований и сделайте выводы.

Задание для лаборатории №1

 

1. Определите «Имеет ли вода цвет»?

 

Перед вами лежат полоски цветной бумаги. Сравните цвет полосок с цветом воды.

- Можно ли назвать воду синей? красной? белой?

Что вы можете сказать о цвете воды?

Ваш вывод :

вода цвета …….., она …………..

Отметьте это свойство в таблице тетради на странице 21 задание 41.

 

Приведите пример из жизни, где вы встречали это свойство воды

2. Определите «Имеет ли вода запах?»

Возьмите стаканчик с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.

Что можете сказать о запахе воды?

Ваш вывод:

вода запаха …………

Приведите пример, где в жизни вы встречались с этим свойством воды.

                    Задание для лаборатории № 2.

1. Определите «Имеет ли вода вкус?»

 Налейте из стаканчика немного воды и попробуйте её.

Что можете сказать о вкусе воды?

Вывод:

вода вкуса……..

Приведите пример: где в жизни вы встречались с этим свойством воды.

 

2. Определите «Прозрачна ли вода?»

Опустите ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.

Видно ли ложку в стакане с водой»

Вывод:  вода ………

 Приведите пример из жизни,  где вы встречали это свойство воды

Отметьте это в таблице

Задание для лаборатории  №3.

1. Определите «Имеет ли вода форму?»

У вас на столе стоит стакан с водой.

1. налейте немного воды в колбу

2. налейте немного воды в пробирку

3. налейте немного воды в чашку

 

Какую форму приняла вода в колбе?

Какую форму приняла вода в пробирке?

Какую форму приняла вода в чашке?

Какой можно сделать вывод?

Вывод:

вода …………,

Приведите пример из жизни. Где вы встречали это свойство воды?

Задание для лаборатории № 4.

Определите «Почему вода растекается?»

Возьмите в руки стеклянную палочку, прикройте пальчиком, чтобы набралась вода и капните её  на стекло.

 Наклоните стекло. Что произошло с каплей?

Возьмите еще один стакан и наклоните его. Подставьте другой стакан. Что происходит с водой?

Вывод: это свойство воды называется текучестью. Им обладают все жидкости.

Подумайте, что произошло бы, если вдруг  вода утратила это свойство

Задание для лаборатории №5.

Возьмите  три чистых стакана

1. В первый насыпьте соль

2. Во второй насыпьте сахар.

3. В третий насыпьте песок.

Размешайте воду в стаканчиках.

Понаблюдайте, что произошло с солью, сахаром, песком.

Изменилась ли вода?

Куда исчезла соль?   Соль ……..

Куда исчез сахар?      Сахар ……

Что произошло с песком?     Песок ……….

Вывод:   вода – растворитель.

Вода универсальный растворитель.  Она растворяет почти все вещества на Земле.

Приведите примеры из жизни, где вы встречали это свойство.

Ваши выводы.

13. Закрепление.

Из предложенных свойств, выберите только те, которыми вода обладает:

  • Вода имеет запах;
  • Вода голубого цвета;
  • Вода растворяет некоторые вещества;
  • Вода обладает способностью течь;
  • У воды нет вкуса;
  • Вода имеет форму.

14. Домашнее задание.

Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде.

Учебник стр. прочитать об удивительном свойстве воды. Стр. 98-99.

Провести опыт: Налить в бутылку воды и вынести ее на мороз.

15. Итог урока.

Что вы дома можете рассказать о воде и ее свойствах?

Кроссворд

  1. Газообразное состояние воды.

2. Твердое состояние воды. 3. Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки. 4. Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывет. 5. Хоть мала я, но взгляни: весь мир в себе я отражаю. 6. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла – и пропала. 7. Утром над рекой поднимается. 8. Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою.

 

16. Оценивание.

17. В заключении хочу напомнить.

Человек, запомни навсегда Символ жизни на земле Вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете Не одни!

Спасибо за помощь на уроке.

09.01.2015 07:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!