СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие на тему "Депортация ингушского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «Черный февраль 1944 года».

Цели :

Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками ранее,

закрепление учащимися понятий “депортация”, “реабилитация”, «геноцид»;

раскрытие сущности геноцида, проводимого против народов,

Воспитательная: научить сопереживать, воспитание граджанско-патриотических качеств, гордости за свой народ;

Развивающая: развивать умения размышлять, делать выводы;

умение вести дискуссию.

Материально-техническое обеспечение:

1) компьютер и проектор

2) презентация

3) композиция песен

СЦЕНАРИЙ Общешкольного мероприятия посвященной депортации ингушского народа

«Iаьржа кхаьра» -«Черная среда»

.«СВЯТАЯ ПРАВДА СЕРДЦУ ПОВЕЛЕЛА СКАЗАТЬ О БОЛИ, ЧТО НЕ ОТБОЛЕЛА….»

.ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ НЕ ВЫЧЕРКНУТЬ ИЗ ЖИЗНИ, ОНИ ПОДОЛЬШЕ, ЧЕМ ТРИНАДЦАТЬ ДНЕЙ»

1.Выступление учителя:

Сегодня, ребята, наш классный час будет посвящён Депортации Чеченцов и Ингушей,который трагично вспоминают 23 февраля.

О факте депортации чеченцев и ингушей известно практически всем, но истинную причину этого переселения знают немногие.

23 февраля 1944 года, ровно 75 лет назад, ингушский народ был насильно депортирован в Казахстан и Среднюю Азию. В этот же день депортации подвергся и чеченский народ. Седьмого марта 1944 года Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована. На части ее территории была образована Грозненская область, а другая определена в состав соседних республик. Как известно этот акт против человечности, как депортация, был совершен и по отношению к другим народам СССР.

23 февраля – это одна из самых трагических страниц истории ингушского народа. После депортации ингуши были вычеркнуты из списка народов СССР, и власть делала все для того, чтобы стереть память о них. Уничтожались редкие рукописи, книги и архивы, записи фольклорных текстов, любая литература и периодические издания с упоминаниями.

В горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались зиярты и кладбища, а надгробия разбивались и использовались для строительных работ. До сих пор, в Чечне находят надгробные памятники, которые использовались при строительстве мостов, дорог, фундаментов. В период депортации демонтировались все памятники ингушским героям революции и гражданской войны.

С исторических карт ЧИ АССР исчезли все чеченские названия сел и районов.

Депортированные народы были лишены политических, юридических прав. Юношам и девушкам было запрещено поступать в высшие и средние специальные учебные заведения. Их не призывали на службу в Советскую Армию. Им не разрешалось занимать руководящие должности. Все спецпереселенцы были на учете в комендатурах, лишены права свободного передвижения из одного села в другое, не имели права выбора места жительства.

Чеченцы фактически были поставлены на грань физического уничтожения. Так, по состоянию на 1 апреля 1949 на учете органов МВД СССР состояло 335173 чеченцев и ингушей. Выслано же было 470449 человек. Следовательно, в процессе депортации и в новых местах расселения погибло 165276 чеченцев и ингушей, т.е. более 37%.

Это скупые цифры, но, сколько горя, страданий и лишений входит в них…физических, моральных, духовных, материальных….

(Стих)

  1. Шийла 1а дар ара латташ,

Т1ем т1а латаш халкъаш дар.

Салтий х1ара юрта отташ,

Даькъасте хьаюзаш яр.

Фу дол – те из, яхаш хетта,

Баьлар къоаной тамаше,

Немце эккхаварах етташ,

Бахкийтаб уж вай лорде?

Цу дешаца шоай са тедеш,

Салтий кхоабаш сискалах,

Дегабуам барах кхераш,

Лоралуш дош аларах.

Массехк ди д1адаьлар ишта,

Салтех хеташ наха къа,

«моцал бовш ба уж-м мискаьш»,

Яхаш, лора шоашка дар.

Хьат1акхаьчар саькъур бетта

Ткъаь кхоалаг1а арг1ан ди,

Кхоачаш хиннадалле этта,

Бала бахьаш сецца дера.

Селхан халкъо мел кхаьбараш,

Топ т1алаьца духьал латт.

«Къаман моастаг1ий»- да, яхаш,

Эпсараш ба х1ара коа т1а.

Цецбаларо унзарбаьха,

Беха хьувзаш къоаной гу,

Шоай майралца цар га даьха,

Даьхенах уж гаьна буг.

Бала бахьаш дера кхаьра,

Халкъий дегаш этт1адеш,

Б1арчча хьалкъашта чов еш даьра,

Дицлургдоаца ди цох деш.

2)

Ты забудешь тот день морозный: «Двадцать третье, февраль, среда»?

Этот день, на крови вскормленный,

Самый тяжкий до дня Суда.

Оказавшись в одно мгновенье

Виноват без своей вины,

Весь народ по вождя хотенью

Был объявлен врагом страны.

Не щадя ни детей, ни женщин,

Под прицелом вели людей –

Стал, как безда, мир безутешен

Для чеченцев и ингушей.

В этот день нас лишили дома,

Нас изгнали с родной земли,

Заперев будто скот в вагонах,

В Казахстанскую степь свезли.

Ты забудешь Мазгар Хайбах?

Или Цори, Таргим, Гули?

Как согнав всех больных и слабых,

Их, в домах заперев, сожгли?

Ты забудешь мороз подвалов,

И голодные пару лет,

Когда враг из твоих амбаров

Себе сытный варил обед?

Видишь трупы не погребенных,

Коим саваном стал буран?

Помни их, на смерть обреченных,

Почитай им «Карим Коран».

Не забудем мы день тот черный:

«Двадцать третье, февраль, среда».

Этот день нам забыть позорно-

Должно помнить о нем всегда!

Даже если на миг забудем

В суете пролетевших лет,

Мы молитвой сердца разбудим –

Мы давали отцам обет.

3)

Живя в традициях и чести,

Достоинство свое храня, народ Ингушский поет песни,

О «чистоте» былого дня.

Все было тихо и спокойно,

И что могло прозойти?

В столь тихий день вдруг стало больно,

Вдруг стало больно на душе.

Вдруг где-то там, не далеко

Старик зеленый видит цвет,

И на душе так тяжело

Так тяжело в предверии бед.

Старейшины всю жизнь там жили,

Храня все ценное, и тут

Их в миг всего добра лишили,

Вопрос: «Куда нас увезут?». Сталин предавши веру нашу,

Предав доверие народа,

Приказ отдал сослать по дальше,

По дальше от людского рода.

И не было пощады детям,

И старикам, всех в миг сослали

По холоду, страшным метелям,

А сами дома миро спали.

В скотских вагонах провозили,

О люди, где душа народа!?

Как будто дьявола просили

Совета, нежели у Бога

Те, кто не поместились,

Отправлены были в сарай,

И то и дело, что молились,

И души их умчались в Рай.

Мы помним все моменты боли,

Предательство, измену, страх.

И боль тогда перебороли.

Те, что сейчас на небесах

16.03.2024 14:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!