СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние гиперопеки на развитие личности детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гладких Анастасия Александровна, Ставропольский государственный педагогический институт в г. Железноводск, студентка 4 курса гуманитарного факультета. Влияние гиперопеки на развитие личности детей младшего школьного возраста Одним из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, является семья. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимо- действия и общения, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдви- гаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация на- ряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низ- кая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья по признанию учёных, — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существова- ния. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психо- логической и физической зрелости. Семья для ребёнка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем стр. 4 - 5 Педагогика мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей се- мейное воспитание основано на чувстве: проявление нежности, ласки, заботы, терпимо- сти, великодушия, умения прощать, чувство долга. Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребёнок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребёнку, то нередко в таких семьях развитие ребёнка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Ещё одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, обществен- ную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток, до сложнейших соци- ально и личностно значимых форм поведения. Психологами доказано, что большинство родителей, имеющих трудных проблемных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит очень рано и, как правило, бессознательно. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей вос- питания, а также их следствий — формирование индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося по- ведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний. К первому стилю относится: — авторитарное воспитание; — либеральное; — гуманистическое; — демократическое воспитание; — инфернальное; — плюралистическое воспитание; — прагматическое воспитание; — творческое воспитание. Существует также и другие классификации стилей семейного воспитания. При изучении проблемы взаимоотношений между родителями и детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать некоторые особенности. Младший школь- ный возраст (от 7 до 11 лет) иначе называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, взгляд на взрослых снизу вверх, наивность. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении. Меняются интересы, цен- ности ребенка, весь уклад его жизни. Для эмоционального благополучия ребенка млад- шего школьного возраста остается чрезвычайно важным, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Только или почти только семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Для детей младшего школьного возраста главной фигурой социума, в который он попадает с началом обучения, является педагог. Развитие личности Влияние гиперопеки на развитие личности детей младшего школьного возраста Раздел 1 младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Негативные последствия воспитания нередко обуславливают типич- ные ошибки семейного воспитания — действия (бездействия), которые осуществляют родители в интересах воспитания ребенка. К таким ошибкам относятся: — недооценка роли личного примера родителей; — отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей. — отстранение детей от посильного домашнего труда; — неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием; — применение физического наказания; — отсутствие такта в отношении с ребенком; — ссоры родителей в присутствии детей; — неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы); — переоценка родителями своих воспитательных возможностей; — неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантли- вый, необыкновенный») и т. п. Типичные проблемы, обуславливающие негативное воспитательное воздействие ро- дителей на ребенка в семье. 1. «Близорукость» воспитательных представлений (недостаточность знаний, пред- ставлений о воспитании, воспитательных ситуациях на разных этапах возрастного раз- вития ребёнка). 2. «Фальстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом актив- ного этапа воспитательного процесса. 3. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства — это наиболее распро- страненная форма воспитательной деятельности родителей. 4. Противопоставление родительских отношений к детям. 5. Потворствующая гиперопека как отражение хронического «синдрома маленького ребенка» или предпочтения видения в школьнике детских качеств. 6. Атрибутивная проекция — «проекции на подростка собственных нежелательных качеств». 7. Снисходительная гиперопека. Она проявляется как пониженный уровень требо- ваний к ребенку. 8. Доминирующая гиперопека. Она проявляется как чрезмерная опека и мелочный контроль. 9. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери. Оно проявляется в виде неприятия одним из родителей одного из детей по различным причинам. 10. Гиперопека и жестокое обращение. Причинами такого подхода могут быть: недо- статок опеки, контроля, истинного интереса и внимания родителей к ребёнку. 11. Избирательная гиперопека. Она имеет место при воспитании двух и боле детей и проявляется в виде покровительства. Гиперопека, выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их посту- пать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо стр. 6 - 7 Педагогика предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия.В большей степени ги- перопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную психологическую установку на создание зависимости у детей. Особая разновидность гиперопеки встречается у матерей с истерическими чертами характера, претенциозных, добивающихся признания любой ценой. Другой распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие.Еще одна причина гиперопеки — инертность ро- дительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъ- являть более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.Главная неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психо- логическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоре- чивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения. Главной причиной деструктивного стиля семейного воспитания на развитие личности детей младшего школьного возраста является чрезмерная родительская любовь. По мнению В. А. Сухомлинского, родительская любовь есть могущественная сила воспи- тания; это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека, передающаяся от отца и матери ребёнку без каких-либо слов и объяснений, — передается она примером. Один из стилей негармоничного воспитания ребенка младшего школь- ного возраста — деструктивный стиль. При деструктивном стиле воспитания ребенок становится предметом манипулирования в отношениях между супругами. Гиперпопека отрицательно влияет на воспитание детей в семье. Ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения предлагаются ему без его участия. Распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие. Близким к понятию родительская любовь является термин «чадолюбие», который определяется как результат усвоения человеком положительного отношения к детям, как условно- рефлекторная реакция, привитая индивиду путем социальной тренировки. Бережное отношение к детям — элементарная норма, воплощенная во взаимном уважении в семье, в заботе о воспитании детей. Родительская любовь, её динамика имеют свое объективное проявление. Под ним понимается совершение, обнаружение наличия каких-либо качеств и свойств. Одним из таких появлений выступает сила родительской любви. Существует точка зрения о том, что сила родительской любви пропорциональна беспомощности по- томства. Чем сложнее организация детеныша, тем дольше длится период зависимости потомства от родителей и тем сильнее потребность родителей опекать и кормить младен- ца — таково прямое свидетельство родительской любви. Сила любви прямо соотносится со степенью типичности и значительности происходящего от нее потомства: чем важнее потомство, тем сильнее должна быть любовь родителей к своим детям. Таким образом, родительская любовь заключает в себе определенный смысл для человека. С одной сторо- ны, он коренится в типах отношений, существующих между определенными фрагментами мира (родитель, ребёнок и т. д.), обладающих специфическими функциями и свойствами, а с другой стороны, он присущ субъекту, который сам испытывает потребность в таких взаимоотношениях с миром. Это отношение аффективно-интеллектуальное, отношение между тем, что человек делает и в какой форме, осознанной или не осознанной, порож- даются его потребности, намерения, цели, чувства.

11.02.2015 19:00


© 2015, qwer-666 2115

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!