СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе Я сам собою жил доныне...(Ю. Лермонтов . Стихотворение Парус)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе Тема: "Я сам собою жил доныне."(Ю. Лермонтов. Стихотворение "Парус")

Цели: познакомить учащихся с личностью М.Ю.Лермонтова, его творчеством, дать начальное представление о своеобразии лирики поэта ; развивать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения; содействоывать воспитанию прекрасного.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, творческую фантазию, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные УУД: обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе).

Оборудование: аудиозапись романса А.Е. Варламова "Парус", герб рода Лермонтовых, чайки, парусник, рында, штурвал, акварели М.ЮЛермонтова, портреты семьи М.Лермонтова, видеоряд произведений Айвазовского, толковый словарь

карта с изображением моря,, морские ракушки.

Тип урока- открытие новых знаний

Ход урока

1) Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.

2) Слово учителя.

А урок у нас с вами сегодня не совсем обычный урок – урок-путешествие.

Я предлагаю вам входе этого урока познакомиться с замечательтным русским поэтом -М.Ю.Лермонтоввм и его удивительным стихотворением “Парус”.

Как вы думаете, какой вид транспорта мы выберем для своего путешествия? Я согласна с вами. Но для того, чтобы не сесть на мель нам нужна карта. Лоцманом будет Лиза, а, если вы позволите, капитаном буду я. Обратиите внимание, свой якорь мы будем бросать у гавани Лермонтовская, мыса Голубого, острова Ветренного, пристани Лазурной. Закончим свое путешествие в гавани Морской. Посещение каждого из этимх мест приоткроет нам дверь в удивительный мир поэзии. Ну что ж, в путь! Полный вперед! Отдать швартовы! (музыка прибоя)

Представьте себя на скалистом берегу, у ваших ног, искрясь и переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовет в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в бесконечные просторы. Возьмите ракушки и, затаив дыхание, послушайте шелест волны, шум прибоя.

Перед нами гавань Лермонтовская. Каждый экипаж перед нашим морским походом получил задание создать журнал -летописец и подготовить сообщение.

Прежде, чем предоставить слово 1 экипажу, откройте свои тетради-бортжурналы и запишите тему урока.

Сообщение 1 экипажа посвящено детству великого русского поэта М. Ю.Лермонтова

Сообщение 1 экипажа.

Спасибо. Казалось бы жизнь Лермонтова складывалась удачно. Что же мешало ему спокойно жить? Неравенство обеих семей, к которым принадлежал будущий поэт заставляет его изучить историю своего рода.

Выступление 2 группы

Как всякий ребенок Лермонтов был увлекающимся мальчиком. О его увлечениях наш следующий рассказ.

Выступление 3 экипажа

Лермонтов взрослел, становился юношей.

Выступление 4 экипажа

(во время выступлений на экране-презентация)

Ну чтож, оставим позади гавань Лермонтовскую и немного отдохнем.

Физкультминутка

Путешественники! В путь!

Отдохнем-ка мы чуть-чуть

Все на мачту посмотрели

Наклонились вправо, влево.

Стали с пятки на носок

Дружно сделали хлопок

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись, тихо сели

Морская даль сверкает под солнцем, а наш парусник бросает якорь у Голубого мыса

Помогут нам в этом члены клуба путешественников. Они расскажут нам о М. Ю. Лермонтове.

. Стихотворение “Парус” написано Лермонтовым, когда ему было 18 лет. По первому впечатлению очень простое, оно до сих пор вызывает страстные споры. Чтение учителем стихотворения "Парус"( под тихую музыку

-Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотвореиие?-Обратите внимание на акварель Лермонтова "Белеет парус одинокий"

-Посмотрите внимательно, подумайте, какими словами можно передать состояние моря?

(текст стихотворения на экране)

Грозное, черное, разбушевавшееся, суровое

Представьте себе, что вы стоите на берегу этого моря. Что с вами происходит? Какие чувства владеют вами?

На берегу такого моря хочется грустить, мечтать, думать

. О чем же?

О силе и величии моря, о паруснике.

Вы думаете корабль погибнет?

Нет, не погибнет, на картине мы видим светлую полоску. Корабль выдержит бурю.

Лермонтов видит вдали одинокий парусник. О чем думает поэт? Одинокий парус рождает в душе поэта размышления об одиноком человеке.

Какое прилагательное использовал поэт для характеристики этого человека?

Мятежный

Каково значение слова “мятежный”?

Работа со словарем.

Ксати, слово" мятежный" во времена Лермонтова не ассоциировалось со словом "Мятеж" в его революционном значении, его однокоренные слова сегодня уже считаются разошедшимися в значениях. А ведь было одно лексическое гнездо:

мятежный-смятение-метаться- метель

Поэтомув нвчале 19 века слово"мятежный" означало "беспокойный", "мечущийся"

Попутный ветер подхватывает наш парусник, затерянный в просторах моря, и несет его к Ветренному острову.

Прочитайте первые две строки каждой строфы стихотворения. Что они изображают?

Они рисуют морской пейзаж, состояние морской стихии

: туман, волны, ветер, светлые струи воды, освещенные золотыми лучами солнца, в первых 2-х, а в 3,4-звучат размышления о человеческой жизни.

Над чем именно размышляет поэт? Подкрепите свой ответ цитатами.

Почему автор говорит о парусе как о живом существе?

Сколько раз появляется слово "парус" в тексте? ( 1 раз)

Каким словом заменяет его автор? (он)

Выпишите глаголы, сочетающиеся с местоимением он.

Можно ли так говорить о неодушевленном предмете?

Как пререданы цвета в стихотворении? Какие?

– Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч. золотой”).

- Какая строфа лишена цвета? – Вторая. –Почему? Какие чувства вызывают эти цвета? Выпишите эпитеты, характеризующие образ паруса. Одинокий, далеком, родной, золотой Метафоры- играют волны, луч золотой Сравнения- струя светлей лазури

Мы приближаемся к своему конечному пункту – гавани Морская.

Что же, по вашему мнению, ищет в "стране далекой"- парус, счастье или покой ? Аргументируйте свою точку зрения.

Что находится в центре внимания поэта в этом стихотворении-морской пейзаж или человеческая душа?

В последних строках 3 строфы, парус стремится навстречу с бурей, покой не для него. Так происходит потому, что автор сравнивает странствия паруса с жизненными странствиями человека, их объединяет мысль об одиноких, тревожных и вместне с тем захватывающих скитаниях. Это и есть идея данного стихотворения. Лермонтовский парус живет не только в поэзии, но и музыке и живописи. Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник как Айвазовский. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению: Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн.

Я предлагаю закончить работу над стихотворением прослушиванием ставшего народной песней романса А. Варламова(Романс)

-По-разному поэзия и живопись изображают парус, роднит их то, что обращены они к человеку, к душе человека, к нам -потомкам. Понравился ли вам урок?

Довольны ли путешествием?

Что для вас стало главным на уроке?

Что нового узнали?

Чего ожиданете от следующего урока?

Оценивание и обоснование оценок.

Ребята! Задумывались ли вы над тем, что каждый день маленький, но такой надежный парус переносит нас от гавани к гавани по самому большому в океане миру знаний. В этом путешествии каждому из вас я желаю новых открытий, которые делают нашу жизнь интересной и насыщенной.

Домашнее заданеие: выучить стихотворение наизусть, иллюстрации или коллаж к стихотворению.

Категория: Литература
02.01.2021 19:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!