СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории "Монгольская империя", 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Монгольская империя и изменение политической карты мира. Истории России. 6-й класс

Ход урока

1. Оргмомент (1-2 мин)

- Здравствуйте, ребята! Я желаю Вам хорошего настроения и увлекательного путешествия в мир истории! На уроке нам понадобиться ……. Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомнили изученный материал. Итак, повторение по теме «Феодальная раздробленность Древнерусского государства».

2. Повторение изученного материала (5-7 мин)

Игра «Крестики-нолики»

Х-да, 0-нет

1. Республика-форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит монарху или князю. (нет)

2. Основные занятия новгородцев – ремесло и торговля. (да)

3.Самые состоятельные новгородские купцы входили в объединение «Иваново двести» (нет)

4. Должности посадника и тысяцкого, в отличие от остальных в Новгороде, были пожизненными (нет)

5.Князь в Новгороде не имел права вмешиваться в дела городского управления (да)

6. Верховной властью в Новгороде было вече (да)

7. Пригородами Новгорода считаются такие города, как Киев, Чернигов, Владимир (нет)

8. Жители Новгородской республики были в большинстве своем грамотными людьми (да)

9. В Новгороде были построены Золотые ворота (нет)

Хорошо. Молодцы. Вы все справились с Д.З.

Итак, вперед, за новыми знаниями! Желаю вам успеха!

3. Изучение нового материала (20-25 мин)

Но чтобы узнать название новой темы вы должны отгадать ребусы.

1 - РЕБУС (монголы), 2 - РЕБУС (империя)

Получается империя какая? (Монгольская) Правильно.

Тема урока: «Монгольская империя и изменение политической карты мира» Итак, запишем сегодняшнее число и тему урока в тетрадь. – Монгольская империя и изменение политической карты мира.

-Исходя из темы, скажите, что мы сегодня должны с вами узнать нового, каких целей достичь?

(Ответы детей, постановка целей: Кто такие монголы? Устройство государства монгол, начало монгольского нашествия, последствия нашествия монгол).

- Откройте учебник стр. 4, определите проблемный вопрос урока.

- Сегодня мы узнаем, как монгольская империя стала самой большой в мировой истории державой. Как начиналось образование державы Чингисхана. Какую цель преследовали монголы? Каково историческое наследие монгольской империи? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

- Ребята, а какие племена кочевников вы знаете? (…………). Хорошо.

К таким кочевым племенам относятся монголы, татары и др., которые проживали в степях к северу от Китая. Это был народ скотоводов-кочевников, охотников и рыбаков. В результате завоевательных походов, монгольским племенам удалось подчинить себе соседние народы и создать великую монгольскую империю.

Во главе возникшего Монгольского государства стояла степная знать (нойоны). Нойон - господин, князь. (записать в тетрадь).

В 1206 г. по ре­ше­нию съезда монгольской знати (ку­рул­тая) все­монгольским правителем – великим ханом – стал видный представитель аристократии Темучин, принявший позже имя Чин­гис­хан (Небесный хан). (повесить на доску портрет Чингисхана) Его избрание означало начало создания Монгольской империи. (1206 г).

Итак, запишем в тетрадь:

Курултай - съезд монгольских князей. (Записать в тетрадь)

1206 г.- образование Монгольской Империи. (Записать в тетрадь)

Его соплеменники говорили о нем так: «Тяжелыми шагами и неуклюжей походкой он похож на медведя, хитростью - на лисицу, злобой - на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда».

Личная охрана Чингисхана и войско были поделены на 10, 100, 1000 и т.д. Во главе каждой единицы стоял свой начальник. Переход был не возможен под страхом смертной казни. Все мужское население находилось в войске.

Работа с картой в учебнике

- Давайте, проследим за походами Чингисхана. Откройте, пожалуйста учебник на стр. 8

- Найдите территорию первоначального объединения монгольских племен под властью Чингисхана

- Границы державы Чингисхана к 1227 году.

- Как на карте показаны походы Чингисхана? Сделайте вывод.

2. Начало завоевательных походов Чингисхана

Давайте, проследим за походами Чингисхана. Откройте, пожалуйста учебник на стр. 5 и поработаем с текстом пункта 2. (Учитель в ходе беседы задает вопросы учащимся, ребята находят ответы в тексте).

- Я задаю вопрос, а вы находите ответ в пункте 2. Все готовы?

1) Что задумал Чингисхан? (покорить весь мир)

2) С чем были связаны его захватнические планы? (с потребностью в новых пастбищах для сотен лошадей, армия не могла существовать без войн и захвата добычи) Армия была конная.

3) Какова была численность войска Чингисхана? (95 тыс +10 тыс. личной охраны)

4) В каком году монголы обрушились на северокитайскую империю Цзинь? (в 1211 г.)

5) Какое испытанное оружие применяли монголы? (лук)

6) Что являлось одной из особенностей монгольской тактики на поле боя? (маневрирование конницы по условным знакам с помощью флага военного начальника). 7) Какую китайскую военную технику быстро освоили монголы? (камнеметные и огнеметные машины, тараны, передвижные осадные башни)

8) Какие земли и государства захватили монголы в результате походов? (государство Хорезмшахов, власть которой распространялась на Среднюю Азию и Персию, а так же северный Китай)

- Ребята, обратимся опять к карте на слайде, она у вас в учебнике на стр. 8 - внимательно посмотрите и скажите, от какого моря и до какого океана располагалась территория земель, захваченных монголами?

4. Физминутка (1-2 мин)

Физминутка "Богатыри"

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

Как вы, думаете, остановились ли монголы на этом? Конечно, нет. Один из крупных отрядов монголов, пройдя через Кавказ, вторгся в половецкие степи. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям, а те в свою очередь, опасаюсь соединению половцев с монголами, решили откликнуться на просьбу, т.е. решили помочь половцам. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки разгорелось кровопролитное сражение. Запишем дату в тетрадь.

31 мая 1223 года - битва на реке Калке

  • Как разворачивались события?
  • Кто возглавил русское войско?
  • Чем закончилось сражение?
  • В чем причины поражения?

На эти вопросы нам поможет ответить фрагмент фильма, который мы сейчас с вами посмотрим. (просмотр фильма). После фильма отвечаем на вопросы:

Как разворачивались события?

Кто возглавил русское войско?

Чем закончилось сражение?

В чем причины поражения? (картина)

- Хорошо. Одержав победу на Калке, монголы вторглись в Крым, затем разорили несколько городов Черниговского княжества, но вглубь Руси не пошли, а повернули в Волжскую Булгарию. (Показать все на карте). Монголы хотели дойти до «последнего моря», т.е. покорить всю Европу.

После смерти Чингисхана, его сыновья и внуки продолжили завоевания.

- Ребята, всегда какое-то событие несет после себя что-то плохое и хорошее.

Вас, как юных историков, попросили определить положительные и отрицательные последствия для народов Евразии после монгольских завоеваний.

1 вариант выявляет положительные последствия

2 вариант выявляет отрицательные последствия

5. Рефлексия

Хорошо, ребята. Что вы сегодня нового узнали на уроке?

  • Нойон - господин, князь.
  • Курултай - съезд монгольских князей.
  • 1206 г.- образование Монгольской Империи
  • 1223 г. - битва на реке Калке

5. Закрепление

Оценки за урок!

6. Итог урока (рефлексия деятельности)

Ребята дают оценку своим знаниям.

  • что было интересно на уроке?
  • чему научились?
  • что сегодняшний урок принёс для меня?

7. Д/З - Параграф 15, выучить понятия, п. 3 пересказ

Карта с. 11 задание 1,2

Атлас стр. 14

19.10.2023 14:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!