СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. В русле этих процессов, образование ориентируется на позиции личностно - ориентированной педагогики, индивидуализации образовательной траектории учащихся. Ключевой задачей становится раскрытие творческого потенциала всех участников образовательных отношений. Следовательно, деятельность учащихся, дающая толчок к творчеству (исследовательская, проектная, самостоятельная), должна стать обязательным компонентом образования. Педагогике многое известно об этом. Однако остаётся актуальным поиск новых форм её стимулирования, вовлечения в неё не только избранных, ярких, одарённых детей и тех, чьи интересы известны педагогам и родителям, но и тех, кто ещё не проявил себя в творчестве, чьи интересы и творческое начало не очевидны для окружающих. Особую роль в этом занимает целенаправленное развитие творческого потенциала и способностей учащихся, применение для этого соответствующих технологий (исследовательских, проектных), конструирование разнообразных творческих и исследовательских заданий в образовательной деятельности.

Такими технологиями являются учебно-исследовательская, проектная и практическая деятельность учащихся.

Учебно-исследовательская, проектная и практическая деятельность решает ряд задач:

  1. Развитие у учащихся познавательной активности и выявление творческих способностей в процессе углубленного изучения ими одной из отраслей науки;
  2. Обучение учащихся методам учебно-исследовательской и проектной работы;
  3. Знакомство учащихся с актуальными проблемами биологии и экологии, достижениями ученых;
  4. Профессиональная ориентация учащихся и подготовка к самостоятельному творческому труду.

Из всего многообразия видов учебно – исследовательской, проектной и практической деятельности учащихся мы выделяем:

  • теоретические исследования;
  • прикладные, опытно – проблемные исследования.

В процессе теоретических исследований работа, прежде всего, направлена на изучение литературы, подготовку докладов, рефератов, статей, тематических конференций и осуществляется она как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности, кружковых занятий.

Школьники, в настоящее время, получают обилие книжных знаний об окружающей среде и в то же время имеют крайне мало возможностей на практике применить свои знания. Решить эту проблему можно путем организации прикладных и опытно – экспериментальных исследований.

При работе с детьми 5-7 классов особое внимание уделяется реализации мини-исследовательских проектов. Проекты могут выполняться учащимися индивидуально или в группах. Темы своих исследовательских проектов учащиеся выбирают сами, либо из предложенных педагогами, или предлагают свои. Задача педагога – направить работу ребёнка, совместно с ним разработать программу исследований, предложить самостоятельно изучить специальную литературу. Если проект выполняется индивидуально, педагог разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут, результатом продвижения по которому будет выполнение и защита исследовательской работы или проекта.

Учебно-исследовательскую деятельность учащихся 8-11 классов мы понимаем как процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описаний, объяснению, проектированию.

МБОУ средняя школа №15 активно сотрудничает с научными учреждениями Ульяновской области и образовательными организациями всех видов и типов, через организацию и участие в научно-практических конференциях, обучающих семинарах, практикумах, мастер-классах для педагогов и различных мероприятий для детей.

Важную роль играет планирование и реализация исследовательского компонента в рамках рабочих программах учителей биологии и рабочих программ внеурочной деятельности. В связи с чем, в рамках внеурочной деятельности в школе реализуются программы «Мудрый совёнок» для учащихся 5-7 классов, разработанная учителем биологии Зиминой А.А. и «ЮНИС» для учащихся 8 -11 классов, разработанная учителем биологии Бучаровой Т.Г.

Спецификой программы «Мудрый совёнок» является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы. Основная роль отводится практической деятельности учащихся, осуществляемая через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Особый интерес учащихся вызывают практические работы и фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы знаний о целостности природы. На занятиях учащиеся с интересом выполняют мини – исследовательские проекты и учебно – исследовательские работы, с которыми принимают участие в конкурсах и конференциях различного уровня.

Программа внеурочной деятельности «ЮНИС» (юные исследователи) направлена на изучение вопросов загрязнения и охраны окружающей среды, причем отражает современный подход к трактовке загрязнения окружающей среды, через раскрытие основных характеристик веществ-загрязнителей и их способности к миграции в системе «источник загрязнения – воздух – вода – почва – растение - человек». Содержание этой программы охватывает изучение и оценку учащимися экологического состояния окружающей среды: почвы, водоемов, воздуха, растительности, животного мира, социологические исследования отношения жителей к проблемам окружающей среды.

Учебно – исследовательская, проектная и практическая деятельность старшеклассников ведет к активному познанию и овладению профессиональными навыками, развивает у учащихся мотивацию, личные качества, осознанное восприятие основных понятий, формирует гражданскую позицию.

Внедрение исследовательского метода в педагогическую практику учителей позволяет повысить качество образовательной деятельности, оптимизирует исследовательскую работу с учащимися.

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в школе показал, что учебно – исследовательская и проектная работа создаёт такие условия, при которых знания и умения становятся не целями обучения, а средством развития и саморазвития личности, когда учащиеся сами заинтересованы в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.

Б.Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Наш опыт работы показывает, что исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.Во все времена приоритетным направлением развития общества являлось воспитание и образование подрастающего поколения. И только через биологическое, естественнонаучное и экологическое образование и воспитание лежит путь к осознанию каждым человеком значимости сохранения природной и окружающей его среды.

Такое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности каждого ребенка.

Категория: Биология
21.08.2016 20:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!