СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученическое самоуправление как форма работы с подростками по профилактике аддикции в условиях интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.В. Пирожкова

воспитатель,

г. Таганрог, ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат»

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА

Вопрос о профилактике аддикции в интернатном учреждении связан со многими направлениями воспитательной деятельности коллектива и, в частности, с организацией ученического самоуправления, позволяющего усваивать социально-культурный опыт, а также активно включать субъекта образования во все процессы жизнедеятельности. В интернат приходят дети 11-12 лет, возрастные особенности которых включают изменения в схеме тела, гормональной системе, расширении сферы деятельности ребёнка, усложнении социальных контактов и др.

В современной психологической литературе аддиктивное поведение относят к одной из форм девиантного поведения [2,3]. В отечественной литературе англоязычный термин «аддиктивное поведение» начал использоваться более двух десятков лет назад в том значении, которое давали его авторы: злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость [2].

В последние годы все больше внимания начинает уделяться и другому виду аддикций, когда предметом зависимости становится не ПАВ, а поведенческий паттерн – нехимические зависимости (поведенческие): сформулировано множество классификаций видов аддикций, в основу которых положены самые разные объекты зависимости [3]. Классификации пополняются все новыми видами аддиктивного поведения, что позволяет предположить, что объектом поведенческой зависимости при определённых условиях может стать практически любая деятельность человека: по существу получается, что технологические (нехимические) аддикции покрывают все стороны жизни человека, весь спектр его поведенческих актов. Значительное влияние на формирование и широкое распространение разных типов поведенческих аддикций оказывает общая социально - психологическая ситуация: дефицит реального общения, информационная, потребительская, культурная избыточность ситуации.

На основании анализа литературы, посвящённой нехимическим аддикциям, можно утверждать, что зависимости и основные их формы – феномен социально – психологический. Существует группа социально приемлемых аддикций, при которых зависимость зачастую оценивается самим аддиктом и окружающими как нечто полезное, как желательное качество поведения; напротив, «издержки» этой зависимости (межличностные конфликты, суженность психологического пространства, перегрузки и др.) - отрицаются, игнорируются и ложно приписываются влиянию каких - либо иных обстоятельств. Континуум проявлений зависимого поведения распространяется от увлечений, способствующих развитию и защите (увлечение как копинг - поведение) личности до аддиктивного поведения, ведущего к дезадаптации. Развитие и закрепление аддиктивного поведения связано с личностными, межличностными (семейными) и социо - культурными группами факторов. Условием развития аддикций является личностная организация, характеризующаяся структурной дефицитарностью и наличием невротического конфликта, благодаря чему, разные виды аддикций могут сочетаться и заменять друг друга. На уровне семейной организации аддиктивное поведение поддерживается благодаря феномену созависимости как системы межличностных отношений. На уровне социо - культурной ситуации – это избыточность современного общества и дефицит реального общения.

Таким образом, нехимические аддикции являются личностно значимым фактором и социально – психологическим феноменом возникновения, развития и формирования аддиктивного поведения, существенным образом влияющим на социально – психологические аспекты здоровья подрастающего поколения.

Для оптимизации процесса по преодолению аддиктивного поведения подростков необходима педагогическая поддержка, опора на лучшее, что в нём есть, оказание ему помощи. Социальная ситуация развития наших воспитанников обычно не предлагает чётко заданных границ жизненного пространства, норм воспитания, что затрудняет формирование самостоятельности подростка, ограничивает его возможности в расширении репертуара поведения во взаимодействии с социумом.

Стремление независимости подростка – это этап взросления ребёнка, становления его как самостоятельной и ответственной личности. Одной из форм управления этим процессом мы считаем ученическое самоуправление, так как для формирования собственной позиции в социуме ребёнку необходимы ориентиры, заданные извне. Именно самоуправление ускоряет навыки общения, прививает нравственные качества, чувство взаимопомощи и помогает учащимся в адаптации к новым требованиям и условиям жизни.

В связи с этим мы рассматриваем организацию ученического самоуправления в школе-интернате как одну из форм работы по профилактике аддиктивного поведения подростков.

Педагоги ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат», развивая демократические начала в организации детского коллектива, учат подростков самостоятельности, принципиальности, умению принимать решения и брать на себя ответственность за их выполнение. Ежегодно к нам поступает от 20 до 40 процентов детей из неблагополучной социальной среды. Они не имеют опыта нормального общения, устоявшегося положительного семейного уклада, не приучены порой к элементарным правилам гигиены, приёма пищи и ухода за собой. На базе ученического самоуправления решаются задачи всестороннего развития личности и профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Организация самоуправления способствует:

1. Созданию в отрядах авторитетного актива, обеспечивает его положительное влияние на учащихся, чётко и ответственно обеспечивает всю внеклассную деятельность в отрядах.

2. Развенчивает ложные способы самоутверждения учеников, формирует положительное общественное мнение.

3. Воспитывает активную жизненную позицию каждого ребенка.

Решение указанных задач обеспечивается на нескольких уровнях регулирования взаимоотношений: а) воспитателя с активом, б) учителей и учащихся, в) личности и коллектива отряда.

Отметим, что воспитанники данного учреждения значительное время проводят в жилом корпусе, при этом самоуправление и работа Совета обучающихся в большей степени охватывают внеурочное время. При этом основные мероприятия реализуются в отрядах: именно в них можно дойти до каждого воспитанника, создать ему условия, где он обязательно проявит себя среди товарищей и самоутвердится в коллективе.

В рамках системы самоуправления работа по профилактике аддиктивного поведения способствует приобретению положительных навыков обучения детей, развитию их нравственных качеств и чувства взаимопомощи.

Педагогическое воздействие в коллективе с помощью коллектива имеет целью достижение положительного результата в поведении, организации и деятельности детей. В общении младших со старшими детьми, с педагогами, обслуживающим персоналом, руководителями кружков решаются такие задачи профилактики аддиктивного поведения, как самоидентификация нормы ролевого поведения; гигиена как условие сохранения здоровья и жизни; этические нормы как регулятор поведения людей; природный мир вокруг нас; Отечество, Родина как место, где родились и выросли; правовые нормы; общение с детьми и взрослыми; умение и навыки труда, самообслуживания; взаимодействие со средой проживания; основы безопасности жизнедеятельности; экономика в жизни человека; знакомство с профессией.

В интернате создана система воспитательно - организационной работы, куда вовлечены все воспитанники. Показательно, что все дети участвуют в работе секций ученического самоуправления, кружков по интересам; принимают активное участие в праздниках, собраниях, учатся говорить, выступать, они раскованны, требовательны к себе и другим; в основном решена проблема сохранности государственного имущества; воспитатели, учителя меньше времени и сил тратят на ор­ганизацию дежурства; порядок, чистота в помещениях и на территории двора поддерживаются в течение дня; дети активно участвуют в конкурсах городского, областного, международного уровня, получают дипломы, грамоты, призы, являются победителями конкурсов прикладного искусства.

Школьникам любого возраста нужна деятельность – рассуждения, нравоучения быстро надоедают. Только в общественно полезной деятельности складываются человеческие положительные отношения. Цель ученического самоуправления дойти до каждого ребёнка, дать ему возможность проявить себя в общественной деятельности, научить говорить его перед группой людей, распоряжаться, организовывать, смело отстаивать своё мнение, не расстраиваться от критики, а искать пути исправления ошибки, помочь самоутвердиться в детском коллективе. Участие в ученическом самоуправлении, активная внеклассная работа позволяет учащимся выявить свои способности, реализовать их в работе секций, кружков и приобрести навыки взаимодействия в социуме, что очень понадобиться им во взрослой жизни. Деятельность самостоятельной детской организации является той положительной средой, которая позволяет нам решать воспитательные задачи с позиции личностно ориентированного подхода, профилактики аддиктивного поведения подростков. Ученическое самоуправление дисциплинирует обучающихся, направляет их деятельность в общественно полезное русло, закладывает основу доверительных, дружественных взаимоотношений, не забывая о принципиальной требовательности друг к другу.

Многолетний опыт работы в условиях интернатного проживания в работе по профилактике аддикции у подростков показывает, что одной из значимой формы работы является ученическое самоуправление. С помощью ученического самоуправления можно добиться значительных успехов в профилактике аддиктивного поведения подростков в условиях интерната.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском коллективе. – М.: 2007.
  2. Егоров А. Ю. Нехимические аддикции. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
  3. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико – психологические аспекты. – СПБ.: Речь, 2005. – 436 с.
  4. Недвецкая М.Н., Овчарова А.А., Воронин О.А. Самоуправление в школе: стратегии, субьекты, содержание. – М.: 2011.
  5. Недвецкая М.Н. Модернизация воспитательной системы школы: анализ, направление, содержание. – М.: 2011.
  6. Познин М.Ф. Теория и практика социальной реабилитации воспитанников оздоровительного образовательного учреждения. (Из опыта работы санаторной школы-интерната № 18 г. Таганрога). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 24 с.
19.10.2020 11:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!