СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие в олимпиаднои и конкурсном движениях -эффективное условие выявления,поддержки и развития одаренных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участие в олимпиадном и конкурсном движениях обучающихся – как эффективное условие поддержки и развития одаренных детей

«Гении не падают с неба,

они должны иметь возможность

образоваться и развиться» А. Бебель

Одним из ключевых ресурсов развития современного мира является человеческий капитал, качественной характеристикой которого являются высокий уровень способностей по развитию инновационной экономики и экономики знаний. Современной школе отводится достаточно важное место в формировании и развитии человеческого капитала. Одно из главных направлений педагогической деятельности - это выявление и поддержка способных обучающихся, обладающих признаками одаренности.

Как выявить потенциально способного ребенка? Как «усмотреть, разглядеть, не упустить» такого ученика? Какие условия должны быть созданы мною - учителем для успешной реализации в будущем его способностей? Эти вопросы для меня очень важные, пробуждающий мой профессиональный интерес, мою педагогическую интуицию …

В мировой педагогической практике существуют эффективные системы по выявлению и поддержки одаренных детей на национальных уровнях, в том числе и России, Республике Татарстан. Одним из объективных способов выявления одаренных детей являются различные методики психологического тестирования, проводимых квалифицированными педагогами – психологами. Не в каждой школе есть служба психологического сопровождения обучающихся. Поэтому учителю приходится согласно педагогической интуиции самостоятельно выявлять способных, одаренных учеников. Прежде всего, это наблюдение за обучающимися в процессе учебной деятельности, анкетирование, опросы помогают обнаружить особенности, мотивацию, устремления учеников

Работая в небольшой средней школе (около 200 обучающихся), сталкиваешься с дефицитом способных учащихся. Следует отметить, что 1-2 отличников в классе добровольно- принудительно заставляют участвовать практически в каждой предметной олимпиаде. Понимая такую ситуацию, уже в начале учебного года, предлагаю начать заниматься дополнительно, углубленно тем ученикам, которые сами изъявляют желание. И неважно, какие у него оценки.Главное его желание – стать успешным в учебе. Поверить в ученика, заставить поверить его в себя! Без доверительных и уважительных отношений между учеником и учителем, без тесного сотрудничества невозможно добиться достижений.

15 моих учеников – были призерами и победителями республиканских олимпиад, около 20 человек – Победителями и призерами Республиканских конкурсов и конференций. Все они характеризуются не только высоким уровнем интеллекта, активной гражданской позицией, социальной ответственностью, творческими способностями. Так например, в 2017\ 2018 учебном году Абсолютным Победителем Республиканской Олимпиады по защите прав потребителей стала Никифорова Мария, Малышева Серафима – победителем Республиканского конкурса поисково-исследовательских работ «Письма Героев», Мухамадеева Ангелина- Победителем – 1 место в Республиканской конференции «Их имена составляют Славу России».В 2018\2019 учебном году -Гришин Адель занял 3 место в Республиканской олимпиаде по защите прав потребителей, 3 место Республиканской конференции «Их имена составляют Славу России. Он и Костина Вера –стали Победителями (1 места) в Республиканской конференции «Жить, помня о корнях своих». Мухамадеева Ангелина повторила свой успех на Республиканской конференции «Их имена составляют Славу России», и стала Победителем Межрегиональных юношеских научно-исследовательских чтений имени Каюма Насыйри в секции «краеведение на русском языке».

Как «заразить» школьников исследовательской, проектной деятельности?

Можно отметить, несколько моментов:

- преемственность среди победителей, призеров и тех, кто желает достичь аналогичных результатов: встречи выпускников, старшеклассников со школьниками средних классов - выступления, мини «мастер – классы»;

- наличие у самого учителя дивергентного мышления, способного помогать в решении исследовательских задач, знания алгоритма в написании творческих эссе;

- заинтересованность и поддержка родителей;

В процессе подготовки написания данной статьи, обратилась к бывшим ученикам – выпускникам, сегодняшним ученикам – Победителям, призерам олимпиад, конкурсов, конференций с вопросами:

С какого класса ты начала участвовать в олимпиадах, краеведческих конференциях?

Почему? Что тебя мотивировало для участия?

Что тебя привлекает в поисково-исследовательской деятельности?

Что тебе "дает" участие в олимпиадах, конференциях?

На основании их ответов можно сделать следующие выводы:

- участие в конференциях, олимпиадах сыграло большую роль в становлении их личностей – успешных, конкурентоспособных, интеллектуально-развитых, творчески способных, активной гражданской позиции;

- их привлекает поисково-исследовательская деятельность, решение нестандартных задач, умение раскрывать особенности историко –социальных событий, процессов;

- для них важной ценностью является добытые знания не для себя, а для принесения пользы обществу;

- обогащение их внутреннего мира путем знакомства с новыми творческими людьми, обладающим нестандартным мышлением;

- роль учителя, создающего психолого-педагогические условия для формирования и развития способностей одаренных детей;

Таким образом, системно – организованная работа учителя с обучающимися по привлечению их в олимпиадном движении, исследовательской, проектной деятельности есть залог успеха по выявлению и поддержке одаренных детей.

«Где нет простора для проявления способности, там нет и способности» Л. Фейербах

Приложение

Ответы анкетирования выпускников, обучающихся.

Мухамадеева Ангелина, 9 класс:

«В краеведческих конференциях я начала участвовать с 5 класса - первой конференцией для меня стала "История вокруг меня", проводившаяся на базе Елабужского Института КФУ в 2015 году. Тогда я, конечно же, не заняла никакое место, однако именно эта конференция дала тот бесценный опыт, который помогает мне двигаться вперёд сейчас.

Почему я участвую в конференциях?

Во-первых, участие в подобных мероприятиях развивает кругозор. Проводя научно-исследовательскую работу, человек начинает видеть мир по-другому, с другой позиции и точки зрения и это на самом деле так.

Во-вторых, конференция-это самовыражение, движение вперёд. Это драйв, который заряжает энергией, мотивирует и подталкивает к изучению чего-то неизведанного и возможно давно забытого.

Главная мотивация для меня- "Кто, если не я". Кто, если не я, изучит то, что давно забыто и никому не нужно на данный момент? Кто если не я, откроет другим людям правду и покажет мир с другой стороны?

В поисково-исследовательской деятельности меня привлекает то, что это огромная работа, которая подразумевает собой не только поиск информации, но и самовыражение. Занимаясь этой деятельностью, ты выделяешь для себя актуальность той темы, которую ты изучаешь, то, что ты для себя открыл и есть ли в этом новизна.

Участие в конференциях, в первую очередь, даёт мне стимул развиваться дальше, поверить в себя, когда казалось бы уже нет сил, не останавливаться на достигнутом результате, ведь всё интересное впереди!»

Гришин Адель -10 класс:

«1. Участвовать в краеведческих конференциях я начал с 9 класса. Ранее выступал с работами: в 4 классе - "картофель - второй хлеб" и в 5 классе - "история моей семьи".

2. Участия в конференциях меня мотивировало тем, что я хотел другим показать историю нашей родины, историю моих родственников, показать, что я не безразличен к происходящему в нашем мире. Также захватывала конкуренция на конференциях, внутри зажигается рвение победить своих конкурентов.

3. В поисково-исследовательской деятельности меня больше всего привлекает результат, проделанный долгим и упорным трудом. То, что ты открыл для себя, для других, это и есть твой успех. Смотря на свой результат и успех, я всегда вхожу в такое чувство, что проделанная работа не напрасна, и чувство доведённого дела до конца.

4. Участие в конференциях участие в Олимпиаде по ЗПП дал мне опыт, который бесценен в школьном периоде. Сам процесс подготовки к конференциям, олимпиадам уже считается успехом в моей жизни, ведь это всё даётся не так легко как кажется. Также главное, это знать, что во всём есть конкуренция, на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях, и эта конкуренция является мотиватором в моём развитии. Конечно, я выигрывал не во всём, но именно поражение сподвигло меня не стоять не месте, развиваться, идти вперёд, и во всём меня учит, развивает и поддерживает мой учитель по обществознанию и истории Бондарева Галюза Явдатовна.»

Гилязова Лилия - выпуск 2006г. –призер Республиканской олимпиады по праву:

«Добрый день! В олимпиадах я начала участвовать с 9 класса. Факторов, которые мотивировали лично меня, было несколько: успехи моего брата в олимпиадах. Хотелось проверить свои силы. Педагог, который позволила поверить в мои силы( Бондарева Галюза Явдатовна), увидела потенциал. Ваш талант преподавания предмета, подачи школьного материала интересным. В Олимпиадой движении привлекало: Большая надежда на помощь олимпиады в поступлении в Вуз; личный интерес к соперничеству, к достижению поставленных целей.

Желаю Вам успешного выступления на конференции!»

Корнилов Дмитрий -выпускник 2008г. кандидат химических наук, сотрудник Института химии.КФУ:

«Я начал участвовать в олимпиадах с 9 класса. Трудно сказать, что в 9 классе участие в олимпиадах было осознанным. Учителя предлагали участвовать в олимпиаде и я принимал участие. Поэтому на начальном этапе огромнейшую роль играет учитель. А далее уже возникает мотивация: любопытство (с нетерпением ждешь какие же задачи на этот раз будут, интересно предлагать нестандартное решение) и желание побеждать. В олимпиадном движении привлекали нестандартные задачи, вопросы и нестандартные люди. Участие в олимпиадах развивало во мне нестереотипное мышление, способность мыслить диалектически. Олимпиады предоставляют возможность пообщаться с интересными людьми, увидеть новые города.»

Костина Вера -10 класс, Победитель Республиканской конференции «Жить, помня о корнях своих» -2019г., Призер Всероссийского конкурса «История вокруг Меня» -2018г.

«Все началось с 8-го класса. Это была моя первая работа, про Крым. Ох, тогда я даже и не думала, что мне это понравится. Просто в 2017 году Галюза Явдатовна рассказала всему классу, от том,что есть возможность пообщаться с ребятами из Крыма. Ну, мы все написали вопросы, через некоторое время ребята из Крыма ответили. Мне правда стало это интересно и я не заметила, как начала участвовать в подготовке в конференции. Сначала текст, после презентация, а там ещё и пробные выступления перед другими классами. Я помню, тогда мне было очень страшно. Я выступала перед 11-тиклассниками. И они меня критиковали, дав мне этим стимул для роста. После этого эти слова начали меня мотивировать."Я должна выступить отлично!","Отступать некуда!" вот такие мысли были у меня в голове. Также мотивацией было то, что при выходе в очный этап нужно было ехать в Москву. И я вышла. Вышла, но не выиграла. Тогда я расстроилась, но после поняла, что силен не тот, кто побеждает,а тот кто не сдается. И я не сдалась. Участвую до сих пор. Наверное, привлекает, то что в работах, можно раскрыть какую-либо маленькую тайну. Будь то тайна твоей семьи, или района, города и т.п. И всю информацию ты ищешь сам. Конечно, пытаешься что-то найти в Интернете, но очень часто нужной информации просто нет. Тогда уже начинаешь сам все делать. Встречаться с людьми, ходить в архивы, слушать экскурсии по музею и т.д. Вот это самое ценное, то что и должно привлекать. Никакие выигрыши это не заменят. Победа-это поощрение твоего труда. Мечтать о большем. Вот, что дало мне участие. Выезжая за пределы республики я это поняла. Нужно мечтать о лучшем. А также участие дало мне то, что я перестала бояться публики. Конечно, я волнуюсь и до сих пор, но это волнение проходит, как только я выхожу выступать. Но все таки самое важное, что конференции открыли мне глаза на этот мир. Благодарна, за то что именно благодаря этим конференциям я обрела мечту, которая превратилась в цель. Наверное, если бы в 2017 году я не заинтересовалась конференциями, я бы не стала такой какая я сейчас.»

Категория: Всем учителям
21.04.2019 00:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!