СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ты поел? Уроки сделал? Шапку надел?»: чем опасны гиперопекающие родители.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все родители переживают за детей — это нормально. Самое сложное — найти грань между тревогой в отношении детей и контролем со стороны родителей.

Я уверена, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность и умел делать осознанный выбор. Но не у всех родителей получается передать ответственность детям. Часто это происходит по причине постоянной тревоги за жизнь и здоровье ребенка. Эта тревога трансформируется в гиперопеку. Суть гиперопеки — осознанное ограничение тех действий ребенка, которые он может выполнять либо при поддержке взрослых, либо самостоятельно. Гиперопека — синоним контроля. Тревожный родитель пытается контролировать действия ребенка, маскируя свои действия заботой.

Этот родитель не злодей и не пытается причинить вред ребенку. Он просто не знает, как можно по-другому.

Как отключить гиперопеку

Несколько простых правил:

1. Все, что ребенок может делать самостоятельно, он должен делать самостоятельно

Если ребенок может достать еду из холодильника и разогреть ее — не делайте это за него. Проанализируйте, что ещё может делать ребенок без вашего контроля и напоминания.

2. Если ребенок просит о помощи — помогайте. Но не делайте вместо него

Например, ребенку сложно собрать рюкзак и ничего не забыть. Создайте вместе с учеником список всего необходимого и просите сверяться с ним. Ничего страшного, если ребенок что-то забудет. Вы можете напомнить ему про список и спросить, как ещё ему можно помочь.

То же самое можно делать с выбором одежды и с подъемом в школу. Вместе обсудите, во сколько ребенку лучше встать, чтобы спокойно собраться, попросите завести будильник. Если не сработает, значит, нужно скорректировать время.

Здесь главное — удержаться и не вернуться к контролирующей позиции: «Даже проснуться сам не можешь, придется снова тебя будить!» Помните, что тем самым вы решаете какие-то свои задачи, а не помогаете ребенку.

3. Создайте возможность выбора и ответственности за него

Часто родители путают выбор со вседозволенностью. Выбирать, что есть на обед, не значит, что можно есть одни конфеты. Это значит, что можно выбрать между предложенными родителями вариантами.

Также у ребенка должна быть возможность выбирать, например, носить чистую или грязную одежду. Как это сделать? Чтобы одежда была чистой, ее нужно постирать — для этого она должна оказаться в корзине для белья. Если ребенок ее туда не отнесет, соответственно, чистой она в итоге и не станет. Это очень понятное правило для ребенка. Также, например, как и то, что если на полу оказываются игрушки, носки, рубашки и другие личные вещи, то они исчезают. Без криков, ссор и наказаний. Просто исчезают.

Ещё у ребенка должна быть возможность ошибиться: сделать выбор, понять, что он для него неверный, проанализировать свои действия и в следующий раз сделать по-другому. Возможно, снова «неправильно», но по-другому.

4. Будьте последовательны

Если вы установили правила, соблюдайте их сами. Не меняйте их на ходу и не вводите исключения. Договариваться о правилах нужно изначально вместе с ребенком. Не обещайте того, чего не можете выполнить (это касается в том числе поощрений и наказаний). Старайтесь вообще избавиться от такого стиля воспитания. Постепенно вы почувствуете, что у ребенка появляется внутренняя мотивация и свои собственные ориентиры. Но для этого нужно время.

5. Контролируйте эмоции

Все мы злимся — это нормально. Но также мы знаем, что негативные эмоции, направленные на ребенка, не приведут к результату, зато точно уведут от цели. Не злиться на ребенка поможет постоянное обращение к правилам и ваша стойкость. Когда вы кричите на ребенка, то показываете ему: «Смотри, до чего ты меня довел». Тем самым вы включаетесь в манипулятивную игру «кто кого».

Чтобы ребенок умел договариваться, у него должна быть своя собственная позиция, основанная на аргументах. Для этого у него должен быть свой опыт. Дайте возможность ребенку его получить. Это непросто, но я уверен, что вы справитесь!

Категория: Прочее
11.11.2023 10:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!