СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценностные ориентиры образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад Лазарева Арсения Иннокентьевича

на заседании философского клуба ЧГИК 29 октября 2022 г.

Современная отечественная система образования прошла достаточно большой путь своего становления и развития. В разные исторические периоды теоретические формировались и реализовывались на практике цели, приоритетные ценностные мотивы, формы организации обучения и способы взаимодействия в системе отношений «Педагог – ученик», которые соотносились с конкретными государственными задачами и уровнем развития общества.

Термин «философия образования» был введен философом и писателем Василием Васильевичем Розановым в 1899 г. [2], который впервые в России конца XIX века обосновал идею необходимости научной разработки философии образования и воспитания [4].

Василий Розанов в своих работах пытался осмыслить современное ему образование, игнорирующее, учение о человеке, его месте в природе, истории, культуре. По его мнению, закономерно, что учитель, который вынужденно оперирует абстрактным знанием, лишается возможности и способности вступать в диалог с индивидуальностью ребенка и педагогу приходится работать с безликой толпой. Ученый считал, что именно государство установило такой способ коллективного обучения [1].

В советский же период философской основой педагогики являлся партийный, классовый, в основном материалистический, социологический подход к пониманию мира, общества, человека.

Философия образования представляет собой рефлексию над педагогическими проблемами. Она есть ответ на кризис системы образования. Именно на стыке философии и педагогики возможна разработка современной концепции образования.

Как отмечает доктор философских наук Н. Л. Худякова, «только обращение к философскому способу познания помогает осмыслить место образования, как в бытии индивида, так и в общественном бытии и найти способ согласования этих входящих впротиворечие аспектов целостного бытия человека» [4].

Применение аксиологического подхода в образовании заключается в организации учебного процесса на основе следования принципу его ценностной направленности. И понять механизм действия этого принципа позволяет аксиология – раздел философии, философское учение о природе ценностей, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей [4].

Глобальность образовательных проблем в развитии общества связана с потребностью рынка труда в высокопрофессиональных и творчески мыслящих работниках, в повышении роли и значения информации и знаний, которые становятся одной из основных форм собственности, неотделимой от человека.

Признаками развития новой цивилизации становятся:

– приоритет интеллектуальной деятельности;

– преодоление водораздела между трудом, образованием и досугом;

– сдвиг от создания материальных благ к производству услуг;

– развитие информационного общества, информации как новой всеобщей меры труда, как индустрии;

– зависимость социального положения от различий в образовании [3].

Всё это приводит к изменению места и роли образования в развитии общества, требующего полноценно образованных людей; превращает образование в одну из форм реализации прав человека, в стратегически важную сферу человеческой жизни; требует изменений в самой системе образования, воспитания, педагогической деятельности [3].

Таким образом, в ситуации развития системы образования в России можно выделить следующие общефилософские и аксиологические проблемы:

1. Проблема восприятия личностью своего образования как одной из базовых жизненных ценностей;

2. Конфликт между традиционной парадигмой образования, глобальной системной перестройки социума и духовными потребностями молодого поколения;

3. Трудности в выборе формы организации обучения и учета индивидуально-личностных особенностей учащихся в образовательном процессе на общегосударственном уровне;

4. Оторванность теоретических знаний и формируемых компетенций от возможности их применения в жизни и трудовой деятельности;

5. Проблема личностного и профессионального самоопределения в рамках полученной специальности.

Список использованной в докладе литературы:

1. Гриднева, Е. И. Философия образования В. В. Розанова: от прошлого к современности / Е. И. Гриднева // Вестник Волгоградского государственного университета. – Серия 7 «Философия». – 2010. – № 2. – С. 127 – 130.

2. Невелев, А. Б. Человек: становление духовной индивидуальности (философское обоснование образовательной деятельности) / А. Б. Невелев // Методология технология обновления образования: вестник лаборатории МНОО ЧИППКРО. – Челябинск: ЧИППКРО, 1995. – № 2. – 163 с.

3. Оботурова Г. Н. Философское осмысление образовательного мифотворчества / Г. Н. Оботурова. – Вологда: Русь, 1998. – 157 с.

4. Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования: учебное пособие / Н. Л. Худякова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2009. – 230 с.

Категория: Всем учителям
25.08.2023 12:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!