СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цели использования условно-графической наглядности на уроках по теории права в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе каждой области научного знания лежат свои принципы. На подготовительном этапе учебных занятий, отборе учебного материала и при непосредственном его преподнесении в рамках самостоятельного предмета «Право» или аналогичного модуля в рамках курса «Обществознание» учитель должен руководствоваться основными принципами правового обучения школьников. К таким правилам дидактики, определяющим сущность и закономерности процесса обучения, С.А. Морозова относит: «единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью и личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных и внутрикурсовых связей, юридическую точность и определенность правовых понятий».[1]

Выдающийся чешский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) в своем труде «Великая дидактика», говоря о процессе обучения, писал, что вся учебная информация должна быть «доступна восприятию ученика» и преподноситься от общего к частному (в современном понимании – базовый и углубленный уровни образования), от легкого к сложному. Более того, чтобы она легче усваивалась, нужно использовать несколько каналов поступления информации: слух + зрение, слух + осязание. «То, что ученики должны усвоить, следуем им не только рассказать, но полезно и нарисовать, чтобы преподаваемое отпечаталось в воображении с помощью глаз…»[2], способствуя ускорению запоминания и понимания даже самого сложного предмета. Иными словами, Я.А. Коменский впервые указал на огромную роль наглядности в образовательном процессе. Об этом впоследствии неоднократно писали педагоги-теоретики, а в школах активно применяли учителя-практики.

Наглядность в правовом обучении имеет свои виды - по классификации в зависимости от юридического содержания ими являются технические средства обучения, предметная наглядность, изобразительная наглядность и условно-графическая наглядность. Последняя используется на практике чаще других, поскольку учитель-правовед на учебных занятиях прибегает к схематическому изображению правовых явлений в виде условных знаков: стрелок, линий, кружков и других элементов условно-графической наглядности. Связано это, как нам видится, с тем, что самостоятельный предмет «Право» или одноименный модуль в рамках курса обществознания в большей степени носит абстрактный характер, заключающий в себя сложные для усвоения правовые конструкции.

Как уже было отмечено, условно-графическая наглядность выступает зрительной опорой при объяснении учителя. Например, схема, как один из видов такой наглядности, может заключать в себе модель содержания правового понятия, логически взаимосвязанных дидактических единиц и так далее.[3] Так, при изучении вопроса «Структура правовых норм» на уроке по теме «Норма права», учитель может использовать логическую дидактическую схему (Схема 1), последовательно актуализируя внимание учащихся на каждом ее элементе.

Схема 1. Структура нормы права

Условно-графическая наглядность может выступать в качестве самостоятельного источника правовой информации – в случае, когда учитель сначала предлагает ученикам проанализировать наглядность, а затем проверить свои предположения в учебнике или тексте нормативно-правового акта.

Например, при изучении темы «Законодательство РФ» основой для познавательного задания может стать аппликация в виде вырезанных фигур «Конституция РФ», «ФКЗ «О судебной системе», «ФЗ «О полиции», «Приказ Министра МВД России». При этом комментарий учителя будет выглядеть следующим образом: «На всех изображениях показаны нормативно-правовые акты РФ, входящие в систему законодательства нашей страны. Предположите, в какой последовательности будут распределены юридические документы исходя из их юридической силы. Проверьте свой ответ по стр. … учебника».

Условно-графическую наглядность на уроках по теории права также целесообразно использовать в качестве средства закрепления нового материала, создавая условия для применения учениками полученных знаний в новых ситуациях. Например, для закрепления темы «Юридические факты», учитель может предложить ученикам распределить в две колонки с названиями «События» и «Действия» предложенные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Полученная таблица (Таблица 1) может выглядеть следующим образом:

Таблица 1. Виды юридических фактов

События

Действия

Землетрясение, рождение ребенка, крушение поезда, пожар, совершеннолетие

Заключение брака, покупка автомобиля, поджог, сделка, поступление в университет

В целом, условно-графическая наглядность на уроках по теории права помогает учителю объяснять абстрактные юридические понятия посредством визуализации информации, преимуществами которой являются:

- структурирование больших объемов учебной информации, установление смысловых и причинно-следственных связей между частями, элементами правового понятия или явлений;

- создание условий для транслирования знаний в новые условия для их лучшего запоминания.

- способствование развития критического мышления у ученика, развития у него навыков анализа, синтеза, сравнения. При систематической работе с условно-графической наглядностью предполагается, что ученик может использовать графические изображения при подготовке и демонстрации своих выступлений.

Обобщая все дидактические цели использования условно-графической наглядности на уроках по теории права, мы приходим к выводу, что главная цель, которую ставит учитель, обращаясь к этому виду средств обучения – способствовать формированию и развитию абстрактного мышления у школьников, их готовности воспринимать и понимать условно-обобщенное, символическое отображение действительности.

Несмотря на все достоинства применения условно-графической наглядности как средства обучения, важно применять ее оптимально предлагаемому учебному материалу на уроке. Перевесы как в сторону недостаточности, так и в сторону избыточности приведут к затруднениям в достижении задач правового образования школьников. Условно-графическая наглядность, как и другие виды наглядности, – помощник учителя. Она должна соответствовать логике устного изложения и появляться только в тот момент, когда затрагивается вопрос, непосредственно отраженный в ней.

  1. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе // С.А. Морозова. – М.: Новый учебник, 2002. С. 65
  2. Великая дидактика Я.А. Коменского/ Я.А. Коменский. – СПб: изд-во Симашко, 1875. С. 83
  3. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции: Учебное пособие / Е.А. Певцова. – М.: Изд-во МЮИ, 2010. – с. 148
Категория: Право
27.03.2022 12:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!