СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Толерантность в нашем классае

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Толерантность в нашем классе"

Цель: Формирование представления о толерантном отношении.  Задачи:  1.Ввести и закрепить определение    термина «толерантность»; 2.Углубить понимание его значения; 3.Отработать умение видеть межиндивидуальные различия. 4.Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.

1.Вступительное слово -Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас, гости, на классном часе в стенах нашей школы.  Эмоциональный настрой. Дети стоят в кругу, взявшись за руки.   Прослушивание песни «Я, ты, он, она…» “Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.  Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним “ансамблем” отношений, входя в такие социальные образования, как “страна”, “семья”, “город”, “школа”, “класс”. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.  Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…. Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

2.Сообщение темы и цели. Тема классного часа так и звучит «Толерантность в нашем классе». На этом занятии вы познакомитесь с понятием толерантность; научитесь видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

  3. История понятия толерантность. Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.

4. Этимология понятия “толерантность.  Обратимся  к этимологии понятия “толерантность”.  В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;   Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”. В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”. В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”. В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.  - Какое из определений вам импонирует более всего? - А  что же объединяет эти определения? Термин “толерантность” объясняется, как терпимость. 

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

5.Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».  Ведь мы с вами такие разные… - А какие мы сами?  - Чем мы отличаемся друг от друга?           -Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Выполним упражнение «Учимся ценить индивидуальность».        -Каждому из вас  было предложено дома  написать о каких-то трех признаках, ко¬торые отличают вас от других. Это может быть признание своих досто¬инств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна но¬сить позитивный характер.) -Предупреждаю, что записи зачитаю  вслух, а вы  должны от¬гадывать, кто автор утверждений. Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы  учимся друг у друга.  Ощущать свою принадлежность  к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно. Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче при¬нимать особенности  партнера.  6.Теперь давайте пофантазируем. Упражнение «Давайте пофантазируем…» Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.) 1.    Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? 2.    Хорошо или плохо, что мы все разные? 3.    Как жить в мире, где столько разных людей?  Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со¬трудничества. 7.Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.  - Обратимся  к надписи:  НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! Слово -  цените”, закрыто. Пытаемся определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а… Все варианты произносятся и проецируются на компьютере. - Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. 8. Ситуация Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?  Ты договорился со знакомым о встрече. Прождал полчаса, а он не пришёл. Выступите в роли того, кого обидели…. В роли «обидчика»…

9.Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.          Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Давайте попробуем составить правила толерантного общения.  

10. Правила толерантного общения:  ?    Уважай собеседника.  ?    Старайся понять то, о чем говорят другие  ?    Отстаивай свое мнение тактично.  ?    Ищи лучшие аргументы.  ?    Будь справедливым, готовым признать правоту другого.  ?    Стремись учитывать интересы других.  ?    Прощай  ?    Уважай права другого ?    Уважай человеческое достоинство ?    Принимай другого таким, каков он есть ?    Сострадай ?    Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

- Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться. - Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый  шаг в этом направлении.

11. «Первый шаг в воспитании толерантности»  Попробуйте назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы  воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас.

   12. Заключение.  В заключение  классного часа послушайте стихотворение «Доброта и толерантность спасут мир» Доброта и толерантность спасут мир. Добро и зло. Откуда это в человеке? Когда становится он добрым или злым? Быть может,  он рождается таким? И существует ли добро в ХХ веке? Ведь говорят, что стали мы и злее, и черствей. Но я уверенна, что большинство людей  В душе любовь и веру сохранили, Хотя войну и голод пережили. Добро и поныне в мире живёт, Нет, оно никогда не умрёт! Потому что всегда и во все времена  Люди верили в силу добра!  Доброта – это мир, это истина, правда.. Добрый должен быть каждый из нас,, Чтоб частичку её подарить когда-то Обделённым в жизни хоть раз. Хоть разок сделать доброе людям, В них надежду и веру вселить, Что зло умирает со зрением, Но добро продолжат жить! Да, в мире много добрых людей, И они живут среди нас, И добротой бескорыстной своей Помогает нам каждый сейчас! Пусть будет небо голубое, А солнце - ясным! Пусть человек не будет злым, И станет мир прекрасным. Выйдите люди, из своих квартир! Слова мои хорошо слышны? “Люди, доброта и толерантность спасёт мир!” И вы мне поверить должны! 

- Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам  и понятию толерантности. - Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло  всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для  счастливой жизни в мире и согласии как в школьном коллективе, так и в обществе. 

 

08.01.2015 13:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!