СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типологические особенности детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типологические особенности ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся

с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее

недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные

психолого - медико-педагогической комиссией и препятствующие получению

образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения

психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1.Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

-пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

-натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

-постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического

характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Выделяют следующие группы детей с ОВЗ: с недостатками слуха, зрения, соматическими заболеваниями, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с умственной отсталостью,с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети-аутисты.

Типологические особенности детей с ОВЗ.

.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Недостаточно сформированы математические представления: труднодоступен обратный счет, состав числа, счетные операции, путают геометрические формы, слабо ориентируются на листе бумаги, путают право - лево, недостаточно развиты временные и пространственные понятия.

4. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

5. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

6. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

7. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

8. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

9. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы

общения и сами игровые роли бедны.

10. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

11. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

12. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ.

1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается

малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психо-мышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямство.

Дети с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в

специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Общие психолого- педагогические рекомндации

в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:

-Принимать ребенка таким, какой он есть.

-Как можно чаще общаться с ребенком.

-Избегать переутомления.

-Использовать упражнения на релаксацию.

-Не сравнивать ребенка с окружающими.

-Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

-Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать

за что.

-Обращаться к ребенку по имени.

-Не предъявлять ребенку повышенных требований.

-Стараться не делать замечания в присутствии других детей и взрослых.

28.11.2019 15:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!