СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Типологические особенности ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся
с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого - медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
-пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
-натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
-постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического
характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Выделяют следующие группы детей с ОВЗ: с недостатками слуха, зрения, соматическими заболеваниями, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с умственной отсталостью,с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети-аутисты.
Типологические особенности детей с ОВЗ.
.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Недостаточно сформированы математические представления: труднодоступен обратный счет, состав числа, счетные операции, путают геометрические формы, слабо ориентируются на листе бумаги, путают право - лево, недостаточно развиты временные и пространственные понятия.
4. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
5. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
6. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
7. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
8. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
9. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы
общения и сами игровые роли бедны.
10. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
11. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
12. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ.
1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается
малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психо-мышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямство.
Дети с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в
специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Общие психолого- педагогические рекомндации
в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:
-Принимать ребенка таким, какой он есть.
-Как можно чаще общаться с ребенком.
-Избегать переутомления.
-Использовать упражнения на релаксацию.
-Не сравнивать ребенка с окружающими.
-Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
-Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать
за что.
-Обращаться к ребенку по имени.
-Не предъявлять ребенку повышенных требований.
-Стараться не делать замечания в присутствии других детей и взрослых.
© 2019, ануфриева светлана анатольевна 2286