«Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня,
направь в нужное русло, подтолкни к решению,
а остальное я сделаю САМ!» (М. Мантессори )
Социальный запрос школе, определенный Федеральным законом об образовании, принятом Советом Федерации 26 декабря 2012 года, говорит о том, что обществу необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения.
МБОУ СОШ № 6 города Бикина Хабаровского края - школа старшей ступени, где обучаются учащиеся 10-11 классов. Стратегической целью программы развития школы является создание системы инновационного образовательного пространства, обеспечивающего повышение качества образования, которое позволит учащимся реализовать свои способности в своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим школа становится ресурсным центром профильного обучения учащихся.
Выбор направлений профильного обучения осуществляется с учетом интересов будущих старшеклассников (составление карты интересов по Голомштоку). Выбор профиля обучающиеся связывают выбором профессии, которой хотят себя посвятить. В результате чего школа становится объектом профориентационной деятельности, одной из задач которой является процесс социально-профессионального самоопределения школьника.
Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривает оказание помощи старшекласснику в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями современного общества в квалифицированных кадрах.
Обучение в школе, по результатам запроса обучающихся, осуществляется по разной профильной направленности: гуманитарной, физико-математической, химико-биологической, социально-экономической, общеобразовательной.
Доступность профильного обучения обеспечивается широким спектром услуг, которые предоставляет учебное учреждение старшеклассникам: элективные курсы по предметам, индивидуальные учебные планы, дистанционное обучение разной направленности.
Являясь учителем биологии, я веду мониторинг учащихся, выбирающих химико-биологический профиль. И таких учеников набирается достаточное количество. Проведя анкетирование учащихся, с целью определения причин выбора данного профиля, проанализировав анкеты, я получила следующие результаты:
• 83% обучающихся планируют поступать в медицинские образовательные учреждения (ВУЗ, колледж);
• 9% - институт физкультуры и спорта;
• 8% - педагогическое образование (учитель химии и биологии).
Казалось бы, проблема обеспечения медицинскими и педагогическими кадрами должна быть решена. Однако наблюдается ситуация, в частности в нашем городе, с абсолютной точностью наоборот. Дефицит профессионального медицинского персонала, а именно молодых специалистов, наша центральная районная больница испытывает постоянно.
Невольно возникает вопрос – где наши выпускники? Почему мы не видим их у «врачебного станка», а если и видим, то единицы.
С группой ребят химико-биологического профиля мы решили исследовать данную проблему. Мы включились в проектно-исследовательскую деятельность, цель которой: ориентир выпускников на выбор профессии врача.
Перед ребятами были поставлены задачи не только изучения причин проблемы выбора профессии, но и найти пути решения, которые позволили бы учащимся правильно ориентироваться при определении своей будущей профессиональной деятельности.
Как показали результаты исследований ребят, большинство учеников определяют выбор профессии по следующим причинам:
• Престижность профессии- 52%
• Посоветовали родители (знакомые) – 27%
• Нравится профессия – 14%
• Другие причины – 7%
При этом школьники имеют поверхностное представление о выбранной профессии, не зная ее «изнутри», зачастую идеализируя, не видят проблемы, с которыми они могут столкнуться при практической деятельности.
Из беседы с выпускниками нашей школы, поступивших и окончивших медицинские учебные заведения, но не работающих в данной сфере, ребята выяснили, что большая часть выпускников столкнулась с психологическими и социальными трудностями профессии. Только соприкоснувшись с выбранной профессией в практической деятельности, ребята поняли, что их выбор был ошибочным.
Для того, чтобы не было горьких разочарований в своем выборе, старшеклассники должны иметь не только общее представление о профессии, но и иметь элементарные практические навыки будущей профессиональной деятельности. Для этого, учащиеся проектной группы, вышли с предложением к администрации школы, организовать социальную практику на предприятиях, социальных учреждениях, соответствующих выбранным профилям.
По договоренности школы, учащиеся 10-х классов, проходили социальную практику, в течение 10 дней в разных учреждениях: Центральная городская библиотека, исторический музей, редакция газеты «Бикинский вестник», центральная районная больница (ЦРБ).
Учащиеся химико-биологического профиля проходили практику в ЦРБ, где за 10 дней получили возможность поучаствовать в работе следующих специалистов: процедурный кабинет, физиокабинет, педиатр, терапевт, стоматолог. Причем распределение учащихся по специалистам было циклическим. Девушкам была дана возможность поприсутствовать на приеме пациентов, увидеть, как осуществляются медицинские процедуры, а также оказание помощи младшему медицинскому персоналу ( подготовка перевязочного материала, тампонов и другое) (Приложение 1)
По окончании практики, у ребят сформировалось совершенно иное видение данной профессии, нежели до погружения в деятельность. Кто-то не увидел себя в данной роли и решил поменять профессию, а следовательно, и профиль. Но основная часть учеников утвердились в своем выборе и прониклись еще большим уважением к людям этой замечательной профессии.
По результатам социальной практики ребята вышли с проектом по теме: «Социальная практика как старт к выбору профессии школьника» на районную научно-практическую конференцию, где получили высокую оценку.
Как результат своего проекта, группа учащихся химико-биологического профиля, поместила статью в газету «Бикинский вестник» о замечательных семейных династиях врачей нашего города.
Профориентационная работа со школьниками – это не только рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия. На мой взгляд, это и погружение в практическую деятельность, пусть даже на короткое время в роли помощников, участников процесса, наблюдателей.
Такую возможность предоставляет введение социальной практики в школах.