СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Теория исследовательской работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В рассматриваются актуальные аспекты помощи педагогу в организации и в осуществлении научно-исследовательской работы обучающихся. Читателю предложен необходимый методический материал по организации подобного рода деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня все шире внедряются в образовательный процесс методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательская работа в учебных учреждениях переживает новый этап своего развития и представляет собой одно из направлений модернизации образования. При этом чаще всего научно-исследовательская работа ведется по инициативе преподавателя. Именно он выступает как организатор и руководитель ученических исследований и соответственно несет ответственность за результаты работы. Деятельность подобного рода требует от педагогов специальных дополнительных знаний и опыта в научной деятельности, поэтому многие сталкиваются с определенными трудностями Задача данного пособия –Методическое пособие будет полезно всем, кому интересна научно-исследовательская работа в учебном учреждении.

Что такое исследование?

Исследование - процесс получения новых научных знаний, один из основных видов познавательной деятельности.

Исследование научное - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. (Большой энциклопедический словарь)

Исследование - это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека.

Зачем нужно заниматься исследованием?

Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их?

Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Мы, люди, от природы исследователи. Главным инструментом в этом деле является человеческая способность исследовать окружающий нас мир. Знания, полученные в ходе исследования могут быть полезны как для самого исследователя, так и для других людей.

В результате научных исследований были изобретены все вещи, приборы, которыми мы пользуемся, открыты известные нам знания и явления. Если бы человек не испытывал потребности в исследованиях, люди до сих пор жили бы в пещерах, одевались в шкуры животных и не умели бы читать и писать. Навыки исследования нужны решительно всем. Работник любой профессии, будь он физик или дворник, сделает свою работу лучше, если он будет анализировать ее условия и искать наиболее эффективные пути ее выполнения.

Этим определяется творческий подход в профессии.

Слишком многие люди плывут по жизни по течению, так и не раскрыв свой потенциал и используя лишь малую долю своих способностей. Согласно последним научным данным, человек в среднем использует только 1/100 от 1% своего интеллекта в течение своей жизни, тогда, как, по словам уважаемого исследователя Ивана Ефремова, «мы могли бы, без затруднений, выучить свыше 40 иностранных языков, запомнить несколько энциклопедий от А до Я и пройти десятки курсов обучения в разных институтах». Это подтверждает и следующее высказывание Песталоцци, великого швейцарского педагога 18 века,«предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие, важные и нужные для всего человечества творческие задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования; существование их само по себе является важным и всеобщим культурным средством, которым обладает род человеческий».

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.

Алгоритм исследования.

Исследовательская работа состоит:

Вступление.

Основная часть

Вывод.

Источники исследования.

Приложения

Познакомимся с основной характеристикой исследовательского процесса:

  • Выделение проблемных точек, предполагающих неоднозначность.
  • Выделение нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме.
  • Работа с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.).
  • Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий.
  • Анализ и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

1. Вступление

Основной функцией вступления является - информирование о вашем исследовании. Вступление — это в некотором роде «лицо» вашей работы, по которому создается первое впечатление о вас и размышляет, читать ему дальше или ограничиться первым абзацем. Таким образом, вторая функция вступительной части — заинтересовать в дальнейшем чтении. Вступление должно содержит: оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; обоснование необходимости проведения работы.

1.1. Учимся выявлять (видеть) и ставить (формулировать) проблему

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать, тему исследования. Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать, вопрос или комплекс вопросов, требующих решения. Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

1.2. Определяем объект и предмет исследования

Объект исследования - это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию.

1.2.1. Определить объект исследования - значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Объектом исследования могут быть реальные процессы и явления действительности, то есть то, на что направлено исследование. Но изучается не весь объект целиком, а отдельные его стороны, свойства, особенности, то есть предмет исследования.

Объект - это что исследуется, это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации.

1.2.2. Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. Определить предмет исследования, т. е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает.

1.3. Цель исследования - идеальное видение результата

Цель исследования - предполагаемый результат научного процесса и его отношение к общественной практике либо к развитию самой науки.

Как поставить цель, чтобы достичь нужного результата? Запомните несколько простых принципов целеполагания.

Ясно представьте себе результат, которого вы хотите достичь.

1.3.1. Определите проблему: что не получается, чего не хватает?

1.3.2. Преобразуйтесь проблему в задачу: что нужно сделать, чтобы достичь результата?

1.3.3. Помните - цель должна быть сформулирована только в безусловной положительной форме.

Цель определяет пути и средства её достижения. Правильно сформулированная цель - это уже половина результата.

1.4. Учимся ставить задачи

Чтобы достичь цели для этого нужно определить, как вы это будете делать? Для этого нужно определить порядок (последовательность, шаги) своих действий, которые далее нужно преобразовать в задачи.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги исследователя. Определив цель, вы предлагаете один или несколько способов ее достижения, отвечая на вопрос: «Каким образом?».

1.5. Формулируем тему исследования

Для того чтобы определить тему, необходимо, прежде всего, определить проблему, объект и предмет исследования. Над этим вы уже поработали. Теперь пора приступить к формулированию темы исследования.

Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Тема должна отражать главную идею, мотив, пафос исследования.

1.6. Учимся обосновывать актуальность

Актуальность исследования объясняет, почему данную тему, проблему нужно изучать в настоящее время, степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым.

1.7. Выдвигаем гипотезу.

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему.

1.8. Выбираем методы исследования

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.

Выбор (или разработка) методики исследовательской работы вытекает из целей и задач исследования.

Что такое методы исследования? Обратимся к словарю.

Методы исследования - это способы, приёмы, при помощи которых осуществляется исследование.

Рассмотрим существующие методы научного познания применяемые в ученическом исследовании:

- Описание

- Классификация

- Систематизация -

- Конкретизация

- Изучение литературных источников

1.9. Учимся определять новизну и ожидаемые результаты.

Научная новизна - это признак, наличие которого даёт автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведённого исследования в целом. «Впервые» означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Новизна может сводиться к «элементам новизны», это может быть, например, введение в научный оборот отдельных новых понятий, использование новых методологических подходов к данной теме, использование в работе данных смежных наук, а также практическая часть работы, если она имеется, - самостоятельно проведённый эксперимент, социологический опрос и т. п.

Определить ожидаемые результаты, значит, предположить, что получится в итоге. Они соответствуют целям исследования.

2. Основная часть

Основная часть делится на этапы (главы, параграфы) в соответствии с задачами: теоретическая и практическая части исследования

2.1.Теоретическая часть исследования.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ - нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения. Эта часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.).

2.2. Практическая часть исследования.

Методика исследования. Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени уйдет.

В конце каждого этапа (главы, параграфа) должны быть выводы. В выводах повторяется то, что уже было сказано в данной главе, но формулируется сжато, без подробных доказательств.

3. Вывод. (Результаты исследования)

Результаты исследования - собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Заключение напрямую связано с задачами исследования.

3.1. Кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения:

  • проведен анализ;
  • выявлено;
  • определено;
  • установлено.

3.2. Делаем вывод. На основании результатов данного исследования

  • доказано;
  • обосновано;
  • разработано.

3.3. Научными результатами исследования могут быть:

  • новые или усовершенствованные критерии оценки исследуемых процессов с учетом их показателей;
  • новые или усовершенствованные методики анализа, синтеза или расчета основных характеристик объекта;
  • разработка или применение математических моделей для комплексного исследования;
  • впервые поставленные и решенные задачи, проблемы, темы;
  • впервые примененные методы и технологии;
  • классические зарубежные и отечественные концепции, впервые привлекаемые для решения теоретических задач.

На что следует обратить внимание при оформлении результатов исследования?

Очень важно помнить, что все предложенные новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены. Оценка результатов работы должна быть качественной и количественной. Сравнение с известными решениями следует проводить по всем аспектам, в том числе по эффективности. Полезно указать на возможность обобщений, дальнейшего развития методов и идей, а также возможности использования результатов исследования в смежных областях.

4. Источники исследования.

Список литературы

Список составляется в алфавитном порядке по фамилии автора, при отсутствии автора, по названию источника (с указанием издательства, города, общего числа страниц).

5. Приложения.

В приложении необходимо давать список материалов и аннотации к ним. Для фотографии — кто (что) изображен, место изображения, событие, дата, автор. Для документа - полное его название, место хранения, фонд, опись, лист. Для книги - выходные данные.

6. Аннотация

Аннотация - это краткий научный текст, в котором изложены основные результаты исследовательской работы (те результаты, о которых автор хочет сообщить научному сообществу, т. е. наиболее яркие, достоверные, существенные), а также методология (пути и способы) их получения. Тезисы предваряют и сопровождают ваше выступление на конференции. Они призваны помочь другим участникам конференции лучше понять содержание вашего исследования, оценить научность и достоверность полученных вами результатов. Объём 3-5 враз.

7. Ключевые слова.

Ключевые слова — это текстовые метки, по которым можно найти статью при поиске и определить предметную область текста. Они публикуются как в самом журнале, так и указываются в электронной версии статьи. При отборе по определенному ключевому слову читатель сможет найти все статьи, затрагивающие данную предметную область. Если вы видели «облако тэгов» на сайтах с большим объемом текстовых статей, то сможете понять, о чем идет речь. Объём 5-7 слов.

Оформление исследовательской работы

Выполнение основных правил оформления любой исследовательской работы повышает культуру представления полученных результатов.

Титульный лист является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии).

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается аннотация к работе, ключевые слова, оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует:

Введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение.

Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».

Заключение

Список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

Приложения.

Критерии оценки учебно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Актуальность выбранного исследования.
  • Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
  • Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
  • Владение автором специальным и научным аппаратом.
  • Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
  • Практическая и теоретическая значимость исследования.
  • Четкость выводов, обобщающих исследование.
  • Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Категория: Всем учителям
05.12.2021 22:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!