СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематические классные часы в классе. Формы проведения классных часов

Нажмите, чтобы узнать подробности

С целью разнообразить общение со школьниками и повысить эффективность взаимодействия, классный руководитель, организуя тематические классные часы в классе, прибегает к самым разным формам их проведения.

Выбирая форму проведения тематического классного часа, учитель должен ориентироваться на цель, которую он определил для конкретной встречи с классом; на имеющиеся условия и доступные средства; на возраст школьников; на свою компетентность и опытность.

Наиболее широкое применение нашли следующие формы проведения тематических классных часов:

1. Беседа на заданную тему. В течение беседы ученики обсуждают тему классного часа, учитель при этом направляет беседу, показывает, как формулировать и высказывать свое суждение.

2. Дискуссия, дебаты. Для проведения этой формы классного часа класс делится на несколько групп, каждая из которых защищает одну из полярных позиций по обсуждаемому вопросу. В процессе такого общения ученики вовлекаются в обсуждение темы классного часа, учатся выражать собственную позицию, отстаивать свое мнение, приучаются выслушивать чужую точку зрения, понимать и принимать ее.

3. Ролевая игра. Учащимся предлагается разыграть по ролям какую-либо ситуацию по теме классного часа, после этого они приступают к обсуждению, анализируют, делают выводы. Подобная деятельность позволяет детям лучше разобраться в проблеме через проигрывание ролей.

4. Классное собрание. В ходе собрания решаются организационные моменты жизни класса (распределяются обязанности между учащимися, ставятся определенные задачи, выслушиваются отчеты о выполненных поручениях).

5. Совещательные группы. Дети делятся на несколько групп. Затем в течение отведенного времени внутри каждой группы происходит обсуждение определенного вопроса или проблемы в соответствии с темой классного часа. После чего по одному представителю от каждой группы выступают с изложением выводов, сделанных командой. Эта форма классного часа благоприятствует общению в группе, формированию взаимодействия в команде, развитию у детей мышления и способности делать самостоятельные открытия во время изучения нового материала.

6. Тематическая лекция. Учитель в ходе прочтения лекции раскрывает учащимся важные вопросы, касающиеся жизни общества и отдельного человека (здоровье, безопасность, вредные привычки и прочее). Также лекции могут быть познавательного характера: об искусстве, культуре, науке.

7. Лекционный форум. После прочтения лекции школьникам предлагается обсудить ее. Эта деятельность позволяет оживить классный час и мотивирует учеников к проявлению интереса к полученной информации.

8. Час общения. Дети совместно с учителем поднимают интересующие их вопросы; посредством обсуждения решают проблемы, возникающие в классном

коллективе. Классный час в форме общения учит школьников не бояться решать конфликтные ситуации; быть откровенными друг с другом и с учителем.

9. Вопросы и ответы. Такая форма общения на классном часе позволяет ученикам и преподавателю задать друг другу вопросы, которые их интересуют. Что в свою очередь содействует более открытым отношениям.

10. Симпозиум. Несколько учеников получают задание подготовить выступление по отдельным вопросам обсуждаемой темы.

11. Конференция. Ученик готовит тему для выступления перед аудиторией. Подготавливая такие выступления для классного часа, ученик нарабатывает опыт самостоятельной работы с информацией, серьезное отношение к вопросу подготовки.

12. Комиссия. Форум комиссии. Небольшая группа хорошо подготовленных учеников участвует в обсуждении темы классного часа перед аудиторией, возможно в форме дискуссии. После этого весь класс включается в обсуждении услышанной информации.

13. Экскурсия. Позволяет организовать досуг школьников с пользой.

14. Тренинг. В ходе проведения тренинга детей обучают, как правильно действовать в тех или иных ситуациях. При этом ситуации для закрепления проигрываются на практике.

15. Игра-путешествие. Классный час в игровой форме позволяет развивать воображение и расширять кругозор детей.

16. Семинар. Под наблюдением эксперта ученики работают над исследованием темы классного часа.

17. Мастер-класс. Дети работают в группах по интересам, каждой из которых руководит отдельный эксперт. Такие группы могут организовываться для демонстрации, просмотра, прослушивания, обсуждения разных сторон одной темы классного часа.

18. Рабочие группы. Всех учеников делят на группы, ставят перед ними задачи классного часа, которые необходимо выполнить. Работа в группах учит детей сотрудничеству и умению общаться.

19. Театральные постановки. Способствуют развитию творческих способностей школьников и благоприятствуют их культурному воспитанию.

20. Игры по сценарию телевизионных шоу (КВН, Брейн-ринг, Кто хочет стать миллионером и др.). Познавательный материал классного часа преподносится в интересной форме, а командная игра учит сплачиваться.

Здесь изложены далеко не все формы проведения классных часов. Каждый классный руководитель может применять любые другие формы, возможные в условиях школы. Главное, чтобы соблюдались два условия: ученикам должно быть интересно; должны быть достигнуты воспитательные и образовательные цели тематического классного часа.

Советы классному руководителю

В ходе классного часа преподавателю не следует использовать чересчур назидательный тон. Подобное общение способно подавить желание учеников открыто выражать свое суждение по какому-либо вопросу.

Важным моментом при проведении классных часов является умение создать благоприятную атмосферу в классе, чтобы школьники чувствовали себя комфортно и уверенно. Иначе им будет непросто решиться выражать свою точку зрения из-за опасения быть непонятыми, неуслышанными, непринятыми окружающими.

Можно выработать правила общения на классном часе.

Например: уважать друг друга; с уважением относиться к мнению других; быть внимательным к окружающим; не перебивать говорящего, пока тот не закончит выражать свою мысль; чтобы высказать свою точку зрения, нужно не выкрикивать, а поднять руку и т.п.

Положительный эффект будет получен от совместного составления правил поведения учителем и учениками. Причастность детей к составлению правил поведения на классном часе заставит их быть дисциплинированнее.

04.09.2018 13:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!