СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии ТРИЗ в начальной шкле

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Историческая справка ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и других. Технология возникла в СССР в 1946 году. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (Альтов) и его коллеги. Первая публикация о ТРИЗ в 1956 г. была представлена в журнале «Вопросы психологии». Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является Анатолий Александрович Гин. Именно он начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире методы нахождения новых идей для развития креативности детей школьного возраста. Рассмотрим примеры приемов и методов, которые успешно используются в педагогической деятельности

Методический приём «Да – нетка (метод сужения поискового поля)» Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет» Пример: Русский язык. В. П. Канакина 3 класс Тема «Род имен существительных». На доске записаны слова: волна, земля, девочка, стол, мальчик, диван, гнездо, пальто, солнце. Предполагаемые вопросы учащихся: -О частях речи? - О количестве слогов в слове? - О лексическом значении слова? - О роде существительного? Методический приём «Фантастическая догадка» Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Пример. Литературное чтение Л. Ф. Климанова. 3 класс Тема «М. Горький «Случай с Евсейкой»» У: Сегодня мы с героем произведения отправимся в путешествие в подводный мир.

Методический приём «Я беру тебя с собой»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках. Пример. Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: «Моя школа. Буква А, звук [а]» У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой арбуз. А что у вас? Д: Я беру с собой дыню. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру помидор. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру апельсин. У: Я беру тебя с собой. Д: А я беру с собой альбом. У: Я беру тебя с собой. Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «А»? У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково? Д: Он начинается с буквы «А»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «А»»? Д: С какой буквы начинается? У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Методический приём «Элемент – имя признака- значение признака» Прием используется для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык).

Элемент Имя признака Значение признака

Что такое имя сущест - Часть речи вительное? Имя сущест – Что обозначает имя су - Предмет, явления природы, события, вительное ществительное? состояние На какие вопросы отве- Кто? Что? И др. чает? Н. Ф. Им. П. ед. ч. Изменение по числам Ед. ч, мн. ч Изменение по родам постоянный признак Изменение по падежам Им п, Род. П, Дат. П, Вин. П,Твор. П, Пр. П Методический прием «Мои друзья» Предполагает подбор объектов по заданному признаку. На уроках математики учащимся предлагается записать любое число или цифру. По заданному признаку они подбирают новое число и доказывают свой выбор. На уроках русского языка данный прием помогает повторить грамматические категории. Пример. Урок русского языка. 3 класс. В. П. Канакина Тема: « Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Закрепление.» Обучающимся раздают разные карточки с написанными на них словами. У: Мои друзья все у кого в карточке встречаются слова с мягким знаком на конце имен существительных после шипящих. Все третьеклассники, у кого такой признак встречается в именах существительных на карточке выходят к учителю и аргументируют правильность выбора по характерным признакам. Объясняют написание данных орфограмм. Методический прием «Морфологический ящик / копилка» Данный прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Пример. Урок русского языка. 3 класс. В. П. Канакина Тема: « Род имен существительных» У: Расскажите, все, что знаете об имени существительном. Заполним копилку знаний об имени существительном. Дети отвечают. С каждым ответом на экране или доске открывается окошко. Последнее остаётся закрытым. У: Этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока, которую мы сейчас и определим. Методический прием «Ёлочка ассоциаций» Цель: активизация словарного запаса. Пример. Русский язык. Дверь рука Чайник часть ручка письменная тетрадь Чемодан предмета принадлежность чернила Шв. машинка цвет Кресло уменьшительно - письмо ласкательное от слова рука Методический приём «Мысль другими словами» Цель: активизация словарного запаса. Берётся фраза, сложность и содержание которой определяется возрастом детей и целью урока. Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой мысли, выраженной другими словами. Пример. Наступило лето. Закончилась весна. За окном июнь. Начались каникулы. Методический приём «Лимерики» Пример. Литературное чтение. 3 класс. Л. Ф. Климанова. Тема: А. Чёрный «Воробей» Короткие стихотворения из 5 строк, в жанре нонсенса. (синквейн) • Жил – был (объект) Жил был воробьишка • Какой? Серый, юркий, словно мышка! • Что делал? Съел все зёрна, съел все крошки • С кем общался? Улетел он вдоль дорожки, было видно только ножки! • Вывод (мораль) Вот какой шустрый воробей.

Методический приём «Паспорт сказочного существа» Пример. Литературное чтение. 3 класс. Л. Ф. Климанова. Тема: РНС " Иван-царевич и Серый волк" Имя героя Серый волк Создатель (автор) народ «Прописка» сказка " Иван-царевич и Серый волк" На кого (что) похож? на серого волка Где живёт? В России, в дремучем лесу Волшебные особенности может превращаться в любых персонажей, перевозить на себе человека. Особые приметы он волк, но помогает Ивану – царевичу, мудрый, хорошо решает изобретательские задачи Методический приём «Морфологический анализ» При переборе вариантов наугад значительная часть вариантов обычно пропускается. Метод МА позволяет осуществить поиск новых идеи путем систематического перебора возможных вариантов. Метод заключается в следующем: Выбирается объект изменения (процесс, явление) Для него выбираются основные характеристики Для каждой характеристики выбираются все его возможные значения Полученные данные заносятся в таблицу, в которой ось основных осей играют выбранные характеристики Составляются различные комбинации выделенных значений параметров и проводятся исследование каждой комбинации, как возможное решение проблемы. Такая таблица называется морфологическим ящиком. Пример. Математика. М. И. Морро. 3 класс. Задача. Рисунки троих детей – Лены, Кости, и Олега – отобрали для выставки. Только на одном из этих рисунков был изображен пейзаж. «Кто из вас нарисовал пейзаж?» - поинтересовались друзья. Дети ответили так: Лена: «Это не я» Костя: «Пейзаж нарисовал Олег» Кто же нарисовал пейзаж, если только один из этих двух ответов верный? Морфологический ящик Друзья 1 2 3 Лена правда Ложь (пейзаж) Костя Ложь (пейзаж) ложь Олег + - Методический приём «Ложная альтернатива» Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Пример: Математика. М. И. Морро. Сколько в минуте секунд - 10 или 100? Сколько будет 8 и 4: 11 или 12? Сколько яблок растёт на берёзе? Произведение чисел 5и 8 равно 48 или 63? Методический приём «Соседи» Соседи в ТРИЗ – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте. «Соседа» можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект. Соседи объекта условие вопрос решение ответ Ответ: задача Соседи объекта тучи гром молнии дождь Ответ: гроза

Методический приём «Хорошо – плохо» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Пример. Литературное чтение. 3 класс. Л. Ф. Климанова. Тема: Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Нельзя гулять Можно наблюдать в окно Страшно Интересно Потом будет грязь Потом можно гулять по лужам

1. Историческая справка ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и других. Технология возникла в СССР в 1946 году. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (Альтов) и его коллеги. Первая публикация о ТРИЗ в 1956 г. была представлена в журнале «Вопросы психологии». Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является Анатолий Александрович Гин. Именно он начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире методы нахождения новых идей для развития креативности детей школьного возраста. 2. Актуальность применения ТРИЗ-технологий в начальной школе.

Одной из главных задач технологий ТРИЗ является - создание условий, при которых у учащихся будет формироваться потребность в реализации потенциала.

Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии. Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий: • регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция; • познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации; • коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли; • личностных УУД: самоопределение, смыслообразование.

Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения. Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей: • Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

• Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

• ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

• Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

• ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

• Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для: • -поиска идей, • -выявления и решения многих творческих проблем, • -выбора перспективных решений, • -развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Кто из нас не задавался вопросами: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников? Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ –технология. 3. Приемы и методы ТРИЗ - технологий для начальной школы.

На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Рассмотрим примеры приемов и методов, которые успешно используются в педагогической деятельности

Методический приём «Да – нетка (метод сужения поискового поля)» Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет» Пример: Русский язык. В. П. Канакина 3 класс Тема «Род имен существительных». На доске записаны слова: волна, земля, девочка, стол, мальчик, диван, гнездо, пальто, солнце. Предполагаемые вопросы учащихся: -О частях речи? - О количестве слогов в слове? - О лексическом значении слова? - О роде существительного? Методический приём «Фантастическая догадка» Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Пример. Литературное чтение Л. Ф. Климанова. 3 класс Тема «М. Горький «Случай с Евсейкой»» У: Сегодня мы с героем произведения отправимся в путешествие в подводный мир.

Методический приём «Я беру тебя с собой»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках. Пример. Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: «Моя школа. Буква А, звук [а]» У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой арбуз. А что у вас? Д: Я беру с собой дыню. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру помидор. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру апельсин. У: Я беру тебя с собой. Д: А я беру с собой альбом. У: Я беру тебя с собой. Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «А»? У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково? Д: Он начинается с буквы «А»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «А»»? Д: С какой буквы начинается? У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Методический приём «Элемент – имя признака- значение признака» Прием используется для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык).

Элемент Имя признака Значение признака

Что такое имя сущест - Часть речи вительное? Имя сущест – Что обозначает имя су - Предмет, явления природы, события, вительное ществительное? состояние На какие вопросы отве- Кто? Что? И др. чает? Н. Ф. Им. П. ед. ч. Изменение по числам Ед. ч, мн. ч Изменение по родам постоянный признак Изменение по падежам Им п, Род. П, Дат. П, Вин. П,Твор. П, Пр. П Методический прием «Мои друзья» Предполагает подбор объектов по заданному признаку. На уроках математики учащимся предлагается записать любое число или цифру. По заданному признаку они подбирают новое число и доказывают свой выбор. На уроках русского языка данный прием помогает повторить грамматические категории. Пример. Урок русского языка. 3 класс. В. П. Канакина Тема: « Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Закрепление.» Обучающимся раздают разные карточки с написанными на них словами. У: Мои друзья все у кого в карточке встречаются слова с мягким знаком на конце имен существительных после шипящих. Все третьеклассники, у кого такой признак встречается в именах существительных на карточке выходят к учителю и аргументируют правильность выбора по характерным признакам. Объясняют написание данных орфограмм. Методический прием «Морфологический ящик / копилка» Данный прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Пример. Урок русского языка. 3 класс. В. П. Канакина Тема: « Род имен существительных» У: Расскажите, все, что знаете об имени существительном. Заполним копилку знаний об имени существительном. Дети отвечают. С каждым ответом на экране или доске открывается окошко. Последнее остаётся закрытым. У: Этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока, которую мы сейчас и определим. Методический прием «Ёлочка ассоциаций» Цель: активизация словарного запаса. Пример. Русский язык. Дверь рука Чайник часть ручка письменная тетрадь Чемодан предмета принадлежность чернила Шв. машинка цвет Кресло уменьшительно - письмо ласкательное от слова рука Методический приём «Мысль другими словами» Цель: активизация словарного запаса. Берётся фраза, сложность и содержание которой определяется возрастом детей и целью урока. Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой мысли, выраженной другими словами. Пример. Наступило лето. Закончилась весна. За окном июнь. Начались каникулы. Методический приём «Лимерики» Пример. Литературное чтение. 3 класс. Л. Ф. Климанова. Тема: А. Чёрный «Воробей» Короткие стихотворения из 5 строк, в жанре нонсенса. (синквейн) • Жил – был (объект) Жил был воробьишка • Какой? Серый, юркий, словно мышка! • Что делал? Съел все зёрна, съел все крошки • С кем общался? Улетел он вдоль дорожки, было видно только ножки! • Вывод (мораль) Вот какой шустрый воробей.

Методический приём «Паспорт сказочного существа» Пример. Литературное чтение. 3 класс. Л. Ф. Климанова. Тема: РНС " Иван-царевич и Серый волк" Имя героя Серый волк Создатель (автор) народ «Прописка» сказка " Иван-царевич и Серый волк" На кого (что) похож? на серого волка Где живёт? В России, в дремучем лесу Волшебные особенности может превращаться в любых персонажей, перевозить на себе человека. Особые приметы он волк, но помогает Ивану – царевичу, мудрый, хорошо решает изобретательские задачи Методический приём «Морфологический анализ» При переборе вариантов наугад значительная часть вариантов обычно пропускается. Метод МА позволяет осуществить поиск новых идеи путем систематического перебора возможных вариантов. Метод заключается в следующем: Выбирается объект изменения (процесс, явление) Для него выбираются основные характеристики Для каждой характеристики выбираются все его возможные значения Полученные данные заносятся в таблицу, в которой ось основных осей играют выбранные характеристики Составляются различные комбинации выделенных значений параметров и проводятся исследование каждой комбинации, как возможное решение проблемы. Такая таблица называется морфологическим ящиком. Пример. Математика. М. И. Морро. 3 класс. Задача. Рисунки троих детей – Лены, Кости, и Олега – отобрали для выставки. Только на одном из этих рисунков был изображен пейзаж. «Кто из вас нарисовал пейзаж?» - поинтересовались друзья. Дети ответили так: Лена: «Это не я» Костя: «Пейзаж нарисовал Олег» Кто же нарисовал пейзаж, если только один из этих двух ответов верный? Морфологический ящик Друзья 1 2 3 Лена правда Ложь (пейзаж) Костя Ложь (пейзаж) ложь Олег + - Методический приём «Ложная альтернатива» Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Пример: Математика. М. И. Морро. Сколько в минуте секунд - 10 или 100? Сколько будет 8 и 4: 11 или 12? Сколько яблок растёт на берёзе? Произведение чисел 5и 8 равно 48 или 63? Методический приём «Соседи» Соседи в ТРИЗ – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте. «Соседа» можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект. Соседи объекта условие вопрос решение ответ Ответ: задача Соседи объекта тучи гром молнии дождь Ответ: гроза

Методический приём «Хорошо – плохо» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Пример. Литературное чтение. 3 класс. Л. Ф. Климанова. Тема: Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Нельзя гулять Можно наблюдать в окно Страшно Интересно Потом будет грязь Потом можно гулять по лужам

24.02.2019 05:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!