СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Уважаемые Родители! Мы продолжаем цикл консультаций касающихся сохранения и стимулирования здоровья. С помощью предложенной информации Вы познакомитесь, каким образом логопед применяет, здоровьесберегающие технологии у себя на занятиях и самое главное мы надеемся, что Вы сможете использовать некоторые приёмы и методы в домашних условиях.
Тема: Здоровьесберегающие технологии. Технологии обучения здоровому образу жизни: массаж, точечный самомассаж. Су – Джок терапия.
Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:
Правила:
1. Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища.
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,
Чтобы щёчки не дремали,
Мы пощиплем их немножко.
Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….
2. Самомассаж пальцев рук.
Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
3. Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта.
Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).
Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).
Смышлёные (слегка пощипать щёки)
Учёные (пальцевой душ)
Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).
Самомассаж с помощью мячиков, бигудей (сопровождать стихотворным текстом).
Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:
Толстячок – худышка,
Шарики – гоняем воздух из одной щеки в другую,
Футбол – плюс выполняем движения языком вверх-вниз,
Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.
Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».
Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.
Губы:
Упражнения для укрепления губ:
Смешная песенка – указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»
Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.
Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У»,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»
Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.
Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.
Прятки – втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.
Проговаривание слогов – амма, абба, аппа…
Скороговорка – От топота копыт пыль по полю летит …
Упражнение с присоской – при слабых губах.
Упражнения с бинтом – первое – сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Второе – бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Третье – зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д.
Упражнение с пуговицей – 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.
4. Самомассаж мышц языка.
Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.
Схема языка.
Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, ….
Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
Массаж горошинами – переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.
Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.
Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.
Су – Джок терапия.
Одно из направлений акупунктуры, методика которого основана на непосредственном воздействии на определённые биологические активные точки, на кистях и стопах человека носит название су-джок терапии. Примечательно, что если перевести само название «су-джок» с корейского на наш язык, то, мы получим следующий дословный перевод: су – это кисть человека, а джок – стопа. Выходит, что су-джок терапия это кистевая-стопная терапия. Данный вид терапевтического воздействия был разработан в 80-х годах прошлого столетия южно-корейским профессором по имени Пак Чже Ву. Однако, несмотря на то, что су-джок терапия – достаточно «молодое» направление.
В свою очередь, методики су-джок терапии базируются на концепциях согласно которым между человеческим телом, кистями и стопами есть определённое соответствие, так, к примеру, если посмотреть на кисть, то, большой палец кисти соответствует голове, указательный палец и мизинец – соответствуют рукам человека, средний и безымянный пальцы – соответствуют человеческим ногам. В свою очередь, тыльная сторона кисти – это своеобразная проекция позвоночника, тогда как поверхность ладони, которая находится под большим пальцем – это его грудная клетка, а середина ладони – это непосредственно брюшная полость.
Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.
Мы применяем Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
Используя элементы су-джок терапии, возможно использование следующих методов и приемов работы:
• Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
• Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Формы работы с детьми
• Пальчиковая гимнастика
• Автоматизация звуков
• Совершенствование лексико-грамматических категорий
• Развитие памяти, внимания
• Выполнение гимнастики
• Звуковой анализ слов
• Совершенствование навыков употребления предлогов
• Слоговая структура слов
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии.
Развитие фонематического слуха и восприятия
• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»
• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»
•«Если звук услышат ушки –подними шар над макушкой»
• «Телеграфисты»
• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»
Развитие звукового и слогового анализа слов
• Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.
• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»
• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»
• «Слог да слог –и будет слово, мы в игру сыграем снова»
• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений
пальчиковой гимнастики
• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»
• Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами
Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)
• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
• “Шарик кати -слово говори”.
• Игры с перекатыванием массажёра друг другу.
• Упражнение «Один-много».
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.
• Использование Су –Джок шаров для развития памяти и внимания.
• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце –угадай»
• «Справа, слева я стучу –перепутать не хочу»
Упражнение для развития общей и мелкой моторики
• комплекс “Разминка”
• сказка «Ёжик»
• прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации
• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Запрещенное движение», «Делай, как я»)
• Массаж Су –Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
• Массаж пальцев эластичным кольцом.
• Использование шариков при выполнении гимнастики.
В результате использования су-джок терапии:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
© 2021, Качалова Алла Геннадьевна 229