СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура педагогического ландшафта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим элементы, из которых состоит педагогический ландшафт урока.

1. Учебная среда. Сочетание и взаимосвязь различных учебных компонентов: учебника, рабочей тетради, цифровых образовательных ресурсов, презентаций (реквизита).

В современных реалиях все чаще используется термин «персональная учебная среда» под которым понимается совокупность «социальных сервисов», программ, информационных материалов, обеспечивающих удаленному пользователю (например, студенту и преподавателю) комфортные условия обучения [2].

2. Архитектура урока. Учитель как архитектор, строит урок из «строительных блоков», создавая коммуникационное, информационное и физическое пространства. Моделирование – проектирование – конструирование урока (сценарий).

Роджер Шэнк и Чип Клири (1994) предложили 5 «архитектур обучения», предполагающих использование информационных технологий: симулятивное (симуляционное) обучение действием (по сути является ролевым), случайное (стихийное) обучение, рефлексивное обучение, кейсовое (ситуативное) обучение, обучение-изучение (обучение-беседа).

Все названные «архитектуры обучения» имеют ярко выраженную практическую значимость и могут быть реализованы с использованием контекстного обучения.

Рассмотрим подробнее каждую архитектуру организации обучения на уроке.

Симуляционное обучение – «методика, которая позволяет обогатить или заместить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, имеющей место в реальном мире в полной интерактивной манере» [16]. Его преимущества проявляются в ярко выраженной направленности на практику, отсутствии риска, снижении стресса, максимальном погружении в реальность.

Случайное обучение – методика, которая чаще всего применяется в процессе обучения детей с особенностями развития, таких, например, как аутизм.

Различные формы обучения, которые не организованы специально или подразумевают общение, не имеющее главной целью обучение. Случайное обучение может быть побочным продуктом повседневной деятельности. Например, во время обсуждения чего-либо на собрании мы обмениваемся мнениями; во время прослушивания радиопрограммы или просмотра телевизионной передачи, которые не носят чисто образовательный характер [14].

Наряду с термином «случайное обучение» используются такие термины, как «натуральное обучение», «немотивированное обучение», «стихийное обучение», «спонтанное обучение».

Существует 2 вида «случайного обучения»:

1) такая предварительная подготовка обучающей среды таким, при которой мотивационные стимулы появляются чаще и сильнее;

2) использование стимулов и событий, происходящих в естественной среде, без подготовки.

Студенты обычно любят участвовать в случайном обучении, потому что часто задание принимает форму игры, важная информация скрыта в занимательных фактах (эдьютейнмент). Простым примером может послужить составление кроссворда на нужную тему.

Рефлексивное обучение позволяет учащимся научиться задавать «правильные» вопросы. Научившись задавать их, студенты учатся проводить более сложные анализы. Преподаватель, который использует рефлексивное обучение, обычно отвечает на вопросы еще большим количеством вопросов, чтобы направить ученика, подтолкнуть к формулировке лучших вопросов, тех вопросов, которые помогут найти ответы. Учитель не отвечает на вопрос ученика напрямую. Вместо этого учитель направляет ученика, размышляя вместе с ним над тем, что он уже знает, в поиске ответа.

Ситуативное обучение (кейсы) осуществляется с использованием историй или кейсов, содержащих информацию, которую учитель хотел бы дать ученикам для изучения. Студенты должны проанализировать конкретные ситуации и на основе своих знаний в этой области принять оптимальное обоснованное решение.

Обучение-изучение (обучение-беседа) очень похоже на сократовский метод вопросов и ответов, в данной архитектуре любознательность (жажда знаний) является архиважным мотивационным инструментом [11].

3. «Учитель-ученик». Взаимодействие между учителем и учениками, их место и роли в учебном процессе (игра актеров, роли).

Природа взаимодействия учителя и ученика в последнее время кардинально меняется. Учитель больше не единственный источник знаний. Учитель теперь скорее становится наставником, тьютером, фасилитатором. Другими словами, он направляет ученика, помогает ему сориентироваться в огромном объеме информации, сформировать новые компетенции, отвечающие новым требованиям постоянно меняющегося общества, а не дает набор готовых знаний.

Новые условия современного мира требуют существенно пересмотреть взгляды на создание педагогического ландшафта.

Переход от так называемой знаниевой парадигмы образования к студентоцентрированной парадигме, где во главу угла ставятся интересы и учебные потребности учащихся, их индивидуальная траектория развития, в свою очередь, ведет к изменениям педагогического ландшафта, в целом, и педагогического ландшафта урока, в частности.

Помимо этого, учащиеся все больше и больше учатся друг у друга (горизонтальное обучение) и у них формируется так называемая «автономия учащегося».

Встает вопрос: может ли и в какой мере ученик заместить учителя в его роли управления учебным процессом в современной ситуации, когда все больше внимания уделяется цифровым технологиям и внедрению дистанционного формата в образовательный процесс?

4. Организация пространства. Проектирование такого педагогического пространства, которое бы подстегивало воображение и способствовало активному обучению (декорации) [12]. Рассмотрим подробнее составляющие элемента «организация пространства».

Функциональное зонирование

Зонирование в ландшафтном дизайне предполагает деление территории участка на несущие разную функциональную нагрузку зоны, а также планирование связей между ними. Функциональное зонирование рассчитывает деление на стандартные зоны. Например, приусадебный участок будет делиться на парадную зону, зону отдыха и зону хозяйственных построек, сада и огорода. Для каждой зоны существуют свои законы. Однако план участка напрямую зависит от конкретных предпочтений и задач каждого владельца. Когда все выполнено с учетом тонкостей, то работать и отдыхать на таком участке вдвойне приятнее.

Также и с ландшафтом урока. Раньше ландшафт и проектирование физического пространства класса никогда не были первостепенными, когда речь шла об успеваемости и улучшении результатов обучения. Тем не менее в пользу значимости ландшафта говорят многие факты.

На самом деле, вы можете легко представить себе ситуацию, когда неблагоприятная физическая среда зачастую оказывает на ребенка (и, конечно, взрослого) негативное воздействие. Представьте, что класс находится в подвальном помещении с серыми цементными стенами, слабым естественным освещением и шаткими деревянными табуретками, и вы быстро поймете, как ребенок может вообще не хотеть ходить в школу.

Пространство

Класс XXI века – это прежде всего «гибкость» его дизайна. Переход от ориентированного на учителя пространства к ориентированному в большей степени на ученика. Разнообразные варианты сидений, мобильная мебель и интересные инсталляции – все это вместе обеспечивает условия как для индивидуального обучения, так и для парного, группового, командного обучения.

Появляются так называемые «гибкие» классные комнаты. Они оснащены мобильной мебелью, которая расположена группами, а не рядами в «традиционном» классе, а также низкими столиками и мягкими креслами, чтобы побудить детей работать в группах. Переносные прозрачные перегородки и экраны позволяют зонировать помещение и проводить различные мероприятия в одной комнате.

«Некоторые ученики используют «гибкий» класс, как взрослые в спортивном зале, переходя от одного тренажера к другому, выполняя то одно задание, то другое», – говорит Сэм Стивенс, директор службы дизайна в Learning Spaces [15]. Это отличный способ удержать интерес детей, переключая их внимание, поскольку оно со временем ослабевает. Переход к следующему виду деятельности со сменой «зоны» может дать отличные результаты, если учащихся научить тому, как пользоваться оборудованием, и объяснить, для чего оно.

Степень гибкости может варьироваться: от «гибкости» всего класса (столы и стулья двигаются, чтобы задействовать весь класс) до «обучения погружением», где простые белые стены могут мгновенно превращаться в изображения исторических сцен или природных сюжетов (создавая как бы виртуальную реальность).

Есть разные способы изменить ландшафт классной комнаты, чтобы повысить эффективность работы и сделать акцент на совместную работу учеников:

объедините столы и стулья в небольшие группы, чтобы побудить детей учиться друг у друга и работать вместе;

сделайте так, чтобы можно было свободно передвигаться вокруг этих зон;

убедитесь, что ваши парты расположены таким образом, чтобы дети могли ясно видеть и слышать вас, где бы они ни находились в классе;

выберите мебель, которую легко перемещать – классные помещения должны быть адаптируемыми, а не статичными;

определите различные зоны комнаты, которые будут использоваться для различных учебных мероприятий.

Исследование «Умные классные комнаты» показало, что классные комнаты с определенными зонами оказывают положительное влияние на учебный процесс. Например, вы можете дополнительно создать «тихую» зону с креслами-мешками, уголок для чтения с книжной полкой или сенсорную площадку для самых маленьких и зону «рукоделия» с местом для хранения необходимых подручных материалов [15].

Мебель

Мебель является важным компонентом в создании уюта в классе, она играет существенную роль в организации комфортного и стимулирующего пространства. Необходимо обеспечить такую обстановку в классе, где дети могут передохнуть, имеют возможность не только сидеть, но и выполнять задания стоя (разноуровневая мебель).

Действительно, дизайн классной комнаты очень важен и должен отражать интересы и потребности учащихся. Принимая это во внимание, можно внести следующие изменения в подборе мебели в классе:

регулируемые парты и стулья имеют правильную высоту и размер, чтобы они не мешали учащимся сосредоточиться на учебе, удобные сидения повышают уровень концентрации и препятствуют беспокойству;

продумайте зону хранения, чтобы ваш класс всегда был в порядке, можно разместить шкафчики и тележки для хранения в коридоре, при этом необходимо обеспечить легкий доступ к подручным материалам;

мебель не должна быть громоздкой и перекрывать стены, чтобы оставалась достаточная площадь стен для различных вариантов показа презентации и др.

Визуализация и возможности демонстрации наглядных пособий

Визуальная стимуляция также важны с точки зрения дизайна классной комнаты. Важно соблюсти баланс. Слишком сильная визуальная стимуляция может отвлекать и сбивать с толку некоторых детей, в то время как полное ее отсутствие (или слишком слабое) может оказывать демотивирующее действие.

Сэм Стивенс, директор службы дизайна в Learning Spaces, заявляет: «Вам нужно создать пространство, которое понравится учащимся. Обучение должно быть веселым и давать детям возможность направить всю свою природную энергию и энтузиазм на то, что мы называем обучением, а они называют развлечением». «Классные комнаты должны быть удобными и приятными – если дети любят свой класс, они будут учиться охотно» [15].

Старайтесь не размещать наглядные материалы на окнах, т. к. это не дает попадать достаточному количеству дневного света, что может негативно сказаться на успеваемости.

Необходимо оставить место в случае, если дети сами захотят разместить что-то сделанное своими руками; это создаст ощущение «причастности», которое положительно отразиться и на работе, и на поведении учеников.

Свет

Неудивительно, что классы с маленьким окнами и слабым естественным освещением, вызывают подавленное состояние. Однако, если естественный свет недоступен, вы всегда можете компенсировать ситуацию за счет использования правильного искусственного света.

Он поможет предотвратить усталость глаз и, таким образом, поможет ученикам быть сосредоточенными.

И наоборот, если есть избыток естественного освещения, снаружи можно посадить кусты или деревья, чтобы устранить блики.

Также важно предусмотреть тот факт, что вам может потребоваться кардинально изменить освещение. Например, вам могут понадобиться затемненные жалюзи для некоторых научных опытов или демонстрации учебных фильмов.

Цвет

О влиянии цвета на психику и настроение человека уже много сказано. Остановимся лишь на некоторых моментах.

Цвет может существенно повлиять на концентрацию внимания. Возможность изменения цвета стен может увеличить учебный потенциал и уровень вовлеченности.

Приглушенные тона, например, могут помочь создать успокаивающую атмосферу, повышая способность концентрироваться.

Однако просто белые стены приводят к трудностям с концентрацией и беспокойству.

Яркие цвета стимулируют.

Если вы не можете покрасить все стены, то вы можете легко добавить цветовые акценты – с помощью ярких пятен на полу, за счет ярких стульев, столов и других предметов [15].

Зоны должны быть многофункциональными, это поможет сэкономить пространство, которого так часто не хватает.

Доступность технологий – интерактивные доски, проектор, планшеты, смартфоны и т. д. [7].

«Если вы сможете соединить воедино физическое пространство, социальное пространство и информационное пространство для улучшения совместного обучения, то вся эта единая среда превратится в мощную технологию обучения и люди просто полюбят работать здесь и начнут учиться друг с другом равно как и друг от друга» [13].

Таким образом, особенностями педагогического ландшафта урока должны стать:

гибкое пространство, которое можно легко отрегулировать в соответствии с учебной задачей;

возможность свободного движения;

адаптация под разные группы (по возрасту и количеству);

применение знания на практике;

интегрированное обучение (междисциплинарные связи);

поощрение социального взаимодействия и развития;

содействие формированию и развитию когнитивных навыков;

использование новых технологий;

возможность учиться на примерах [13]

14.03.2022 19:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!