СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вторая половина XIX века —пора могучего расцвета русской музыкальной культуры. Главное, что отличало музыкальную жизнь России той поры, —ее демократизация. Музыка из придворных салонов и домашних кружков выходит на концертный простор. Появляются концертные организации, занимающиеся пропагандой музыкального искусства. В театры и концертные залы приходит новая публика: студенты, интеллигенция, мелкие служащие. Нужны были певцы, инструменталисты, педагоги, ведь в России до этого не существовало ни одного специального учебного заведения. В 1862 году в Петербурге была открыта первая в России консерватория. Почти тогда же была организована Бесплатная музыкальная школа. Ее основали глава нового музыкального направления М. А. Балакирев. Ее концерты были центром пропаганды произведений русских композиторов, к которым столичная аристократия привыкла относиться с некоторым пренебрежением. Здесь можно было услышать новинки-только что написанные сочинения молодых русских музыкантов.

Во всех отношениях музыкальная культура России переживала обновление. Начиналась поистине новая эра русской музыки. И во многом это было связано с деятельностью композиторов, вошедших в музыкальный кружок «Могучая кучка».

(1856 – 1862). В него входили пять композиторов: основатель Милий Алексеевич

Балакирев, Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881),

Николай Андреевич Римский-Корсаков, Цезарь Антонович Кюи. Александр Порфирьевич Бородин. Всех их объединяло стремление продолжить дело Михаила Ивановича Глинки – основоположника русской классической музыки. Жизнь народа, его проблемы они воплощали в написанных ими операх, камерно-инструментальных, вокальных, симфонических произведениях. Также члены «Могучей кучки» собирали народные песни. Например, Балакирев собрал и обработал 40 русских народных песен, а Римский-Корсаков –100. Они не просто восхищались фольклором. Любовь к русской песне наложила отпечаток на стиль произведений самих композиторов, отличающийся национальным колоритом.

Позднее каждый композитор пошёл своим путём, и кружок распался. Но

даже после распада объединения они не изменили идеям «Могучей кучки».

  1. Объясните, что такое «Могучая кучка»? Когда она сформировалась?
  2. Что объединяло всех членов кружка?
  3. Назовите имена композиторов, вошедших в кружок.
  4. Когда в России была открыта первая консерватория?
  5. Какие, на Ваш взгляд, стилевые особенности музыки начала XXI века?
  6. Назовите центры, учреждения, которые занимаются пропагандой музыкального искусства в Вашей местности.

Источник: https://mmteacher.ru/uroki-muzyki/uroki-muzykalnoj-literatury/urok-14-russkaya-muzyka-vtoroj-poloviny-xix-veka.html

18.02.2021 10:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!