СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через русские народные игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через русские народные игры

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы патриотических чувств детей дошкольного возраста. В работе частично изучен воспитательный потенциал русских народных игр относительно проблеме реализации патриотического воспитания детей.

Ключевые слова: русские народные игры, патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольники.

Мы стоим на пороге больших перемен. На сегодняшний день происходят глубочайшие изменения в жизни общества, поэтому одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание и воспитание патриота. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» указано что: «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов». [3]

Козлова С.А. считает что, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. [2]

Педагог Л.Е. Никонова дает свое определение патриотическому воспитанию, она считает, что патриотическое воспитание – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. [2]

По определению Российской педагогической энциклопедии (1999), «патриотизм – это социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к защите от врагов». Он проявляется в гордости за достижения страны, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к национально-культурным традициям. Развитие чувства любви и привязанности к родному дому являются первой ступенью гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. [8]

Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие мира, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания Человека и Отечества, их красоты и величия. Л.С. Выготский утверждал, что в развитии ребёнка тесно сплетены естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке), усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине.

Рассмотрев сущность и теоретические аспекты патриотического воспитания, обратимся к изучению роли русской народной игры как одного из эффективных средств формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Русские народные игры, являются уникальным феноменом «общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры». Русская народная игра содержит в себе информацию, которая дает представления о повседневной жизни предков, их жизненном опыте, труде, мировоззрении, о традициях многих поколений, которые именно через игровое общение усваивали культуру своего народа. Такая игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Социокультурный смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения[1].

Дети дошкольного возраста требуют игр и забав. Они любят играть, играют всем, окружающий мир они познают через игру. Ведь игра для них основной вид деятельности.

Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе педагог должен обращаться и к русской народной игре. В ней дошкольник активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Русские народные игры являются традиционным средством педагогики. Такие передовые представители культуры как: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать русские народные игры. Таким способом они хотели донести до потомков народный колорит обычаев, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Особенность игры в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции, таки как – семейные, трудовые, празднично-игровые. Русские народные игры содержат много юмора, шуток, соревновательный задор, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. В русских народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность русских народных игр[5].

Русские народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается культура предков – образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Отличительная черта русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У дошкольника формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств [7].

Русские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показываем иллюстрации, предметы быта и искусства. Использование в работе с детьми таких игр способствует формированию у них чувства любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям [6].

Все вышеуказанное определяет высокий воспитательный потенциал русских народных игр, в частности относительно аспектов воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

На основе анализа педагогической литературы можем утверждать, что одним из эффективных средств достижения целей и задач в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста могут служить русские народные игры в своем широком разнообразии. Работа по воспитанию патриотических чувств у детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.

Список литературных источников:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н.В.Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.

2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С.16–24.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» URL: http://static.government.ru/ (дата обращения: 20.07.2020).

4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) М.: «Издательство Скриптирий 2003», 2012. – 112 с.

5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.

6. Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. – Краснодар: «Традиция», 2007.-64 с.

7. Романенко О. Г., Дорошина Т. В., Григорян К. И. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II международная науч. конференция (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

8.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. Г. Панов. - М. : Большая Рос. энцикл., 1993-1999.

01.02.2023 16:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!