СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проблема экологии в литературных произведениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить учащихся бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев, способных восхищаться красотой природы? Я думаю, что помочь в этом могут уроки литературы, посвященные теме «Человек и природа», где большое внимание уделяется проблеме экологии. Экологическое воспитание на уроках – это составная часть духовно-нравственного воспитания. Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему за это, мстит экологическими катастрофами и природными катаклизмами. Духовная, экологическая неразвитость является одной из причин равнодушного, варварского отношения к природе.

Экологическая культура подрастающего поколения – это составная часть общей культуры общества. Ее формирование и воспитание протекает чаще всего незаметно, ненавязчиво, начиная с раннего детского возраста, детского сада, заканчивая периодом взросления, становления личности.

За время работы в школе мною накоплен достаточный опыт работы, связанный с изучением проблемы экологии. Думаю, что воспитание любви, бережного отношения к природе, «братьям нашим меньшим», родной деревне, в конечном счете – к Родине, как раз начинается с чтения художественных произведений. Не зря «учебником жизни» назвал когда-то писатель Николай Гаврилович Чернышевский художественную литературу.

Когда я провожу уроки, связанные с проблемой экологии, ставлю такие задачи:

1.Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней.

2.Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды, природы.

3.Показать, как должен вести себя в природе разумный человек.

4.Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.

5.Подвергать осуждению поступки варварского, хищнического отношения к природе.

В качестве эпиграфа урока использую строчки неизвестного китайского поэта, которые мне очень нравятся:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна, Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья, Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.

На уроках русского языка я включаю дополнительный материал: диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологическую тему. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это диктанты, изложения, сочинения, пробуждающие чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Важное место среди видов работ по развитию речи занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, отношении к жизни, формировании его взглядов на мир.

Работа по репродукциям картин включает в себя, в том числе формирование умения словами передавать красоту природы, животных и человека, формирования знания, что человек – часть природы, и он в ответе за всё, что происходит на планете. В 5 классе недавно написали сочинение по картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь».

По русской литературе в 5 классе при изучении темы «Малые жанры фольклора», обращаясь к закличкам, загадкам, пословицам, поговоркам на тему природы, я акцентирую внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому.

Многие поэты и писатели поднимали в своих произведениях проблему экологии. В 6 классе изучаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Мы видим, что человек предстаёт как разрушитель. Он вносит в мир страдания и гибель: По корням упругим топор застучал,//И пали без жизни питомцы столетий…А завершается стихотворение и вовсе страшной картиной: «И ныне всё дико и пусто кругом…» Это закономерный итог вражды человека с природой. И в этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его. Работая с текстом стихотворения учащиеся выполняют следующее задание: Найдите проблему, поднятую автором, и определите пути ее решения. Мысль о том, что природа может погибнуть, тревожит ребят. Они предлагают свои решения этой экологической проблемы.

И героиня поэмы Н.А.Некрасова «Саша» плакала, видя, как лес вырубали, ей и много лет спустя было «его жалко до слёз». Мы приводим в пример, что учащиеся 9-11 классов ходят на посадку, помогают каждый год лесничеству нашего района сажать деревья.

А герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров говоря, что «природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник», перед смертью возвращается к природе, понимая, что перед лицом природы человек кажется жалкой песчинкой. Именно это высказывание является темой нашего сочинения в 10 классе, в котором дети с удовольствием раскрывают свои мысли.

Нет покоя животным и птицам в дикой природе. Человек наступает на окружающую среду, осваивает её богатства, истребляет ради собственной прихоти. Многие так и относятся к природе: с позиции царя, не задумываясь о том, что природа живая, что ей больно, что животные тоже переживают горе, несчастье. Об этом рассказывают стихотворения о животных Эдуарда Асадова «Медвежонок», «Яшка», «Журавли», «Бурундучок» и другие. Сейчас мы готовим с учащимися 5-го класса исследовательскую работу «Жестокое отношение к «братьям нашим меньшим» ( по произведениям Э.А.Асадова).

Николай Рыленков правдиво раскрывается взаимоотношение человека с природой в своих стихах. Глубокой убеждённостью звучат его строки:

Борьба с природой? Нет, мне страшно слушать это.

Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать,

Она отдаст нам всё: - Бери, но не уродуй!

Извечной красоты для суетных затей…

Также проблема экологии очень сильно затронута в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (1973г.) Главный герой,Егор Полушкин, беспредельно любит природу, всё то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живёт смирно, по законам сердца и совести, а всегда виноватым оказывается. Причина этому в том, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Только Полушкин и его сын Колька могли «собак самых злющих в два слова утихомирить». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, и единственное, что ему хотелось, так это зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям». Но люди не понимали его и считали неприспособленным к жизни, а Егор призывал беречь и уважать родную землю. «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык покорять её. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь её. Роман Б.Васильева утверждает непобедимость добра, необходимость сострадания и любви ко всему живому на земле.

В 1975 году В.П.Астафьев пишет книгу «Царь-рыба». Отправной точкой этого «повествования в рассказах» явились его ежегодные поездки по разным местам – в Сибирь, на Енисей. «…Я писал о том, что для меня было личным, кровным, а оказалось, мою тревогу, мою боль разделяют многие», - говорил впоследствии Астафьев. Река Енисей становится в повести символом вечного течения бытия, а кощунственное отношение к Енисею выступает в книге как угроза жизни.

Именно с этих позиций проблему взаимоотношений человека и природы поднимает в своём творчестве писатель Чингиз Айтматов. Глубокое негодование к людям, безнравственно относящимся ко всему живому, рождает повесть «Белый пароход»(1970г). Написанная в жанре философской притчи, она взывает к совести и уму. В центре повести – обыкновенный семилетний мальчик, который пытливо вглядывается в мир, проходит первые суровые испытания жизнью и постигает её уроки. Живёт мальчик на лесном кордоне в окружении шести взрослых человек. Ни одного сверстника. Мечты и сказки составляют основу его существования. Всем сердцем отзывается мальчик на поведанную дедом Момуном прекрасную сказку о прародительнице киргизского племени бугинцев, Рогатой матери-оленихе, завещающей людям «дружбу и в жизни и в памяти».Поэтический мир мальчика – это мир добра, красоты и справедливости. Он противопоставлен в повести миру жестокости и уродства. Орозкул – носитель всего старого, косного, что есть в мире. Он начальник всего заповедного участка, старший объездчик лесного кордона. Этот «хранитель» леса и всего живого в нём может забить забредшего из заповедника оленя-марала, и на этот счёт у него своя философия: «запрещена охота там, где они водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем». Тайно вырубает реликтовые сосны и продаёт их. Он враждебен всему нравственному, что живёт в народе. Вот три произведения я заставляю читать учащихся 11 классов. Они служат аргументами для сочинений В ЕГЭ по русскому языку по проблеме экологии, мировосприятия, отношения человека к природе.

Таким образом, хочу завершить свое выступление, стихотворными строчками Николая Рыленкова:

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу – прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

Категория: Литература
01.03.2022 21:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!