СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему : ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми образовательными потребностями.

В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающую любую дискриминацию учащихся, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности.

Актуальность проблемы развития инклюзивного образования связана, прежде всего, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Кроме роста количества детей с ограниченными возможностями, отмечается тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушения каждого отдельного ребенка.

Дети ограничены в общении, самообслуживании, передвижении. Их развитие во многом зависит от удовлетворения их потребностей другими людьми, а это составляет многогранный процесс социально-педагогической интеграции и процесса инклюзии, в частности.

Проблема исследования заключается в том, что развитие и внедрение инклюзивного образования является недостаточно разработанным вопросом в современном обществе. В настоящее время рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.

В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в школах, внедряющих инклюзивные подходы; анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Практика инклюзии вызывает много дискуссий и острых споров в педагогических и научных кругах. Одной из причин, вызывающих различное понимание и неоднозначные интерпретации самого процесса инклюзии, его содержания и результативности в системе общего образования, является не разработанность методологических основ самого инклюзивного процесса и отсутствие необходимых видов обеспечения его развития. Неподготовленность системы общего образования к внедрению инклюзивной практики обучения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, ведет к формализации инклюзивного процесса, порождает много страхов и недоверие к самой идее инклюзии. Все страны, развивающие инклюзию в образовании, так или иначе обращались к разработке методологии процесса включения, к анализу его динамики и содержания. Одной из существенных проблем в проведении зарубежных исследований по инклюзии также является недостаток информации по методологии, лежащей в основе каждого проведенного исследования.

Многочисленные исследования выявили основные проблемы, которые возникают при введении инклюзивного образования:

  • Психологические проблемы учителей.

Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения.

  • Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей.

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.

Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.

  • Проблемы, которые возникают у детей инвалидов и детей с ОВЗ и их родителей.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность). По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется заниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. Кроме того, родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

  • Проблема организации «безбарьерной» среды.

На недостаточном уровне находится и оборудование социально значимых объектов техническими средствами, обеспечивающих беспрепятственное перемещение детей с ограниченными физическими возможностями. В первую очередь, следует оснастить пандусами школы.

Также серьезной проблемой является предвзятое отношение к инклюзивному образованию в современном обществе. В связи с этим необходимо проведение значительного объема работ в данном направлении с широким привлечением средств массовой информации, педагогов и общественности.

Многочисленные исследования проведены отечественными и зарубежными педагогами, а также психологами по вопросам инклюзивного образования. Так, в течение последнего десятилетия отечественные ученые, в частности В. Бондарь, А. Колупаева, Т. Евтухова, В. Ляшенко, И. Иванова, А. Столяренко, А. Шевчук, О. Савченко и другие посвящают свои труды исследованию проблемы привлечения детей с особыми потребностями к обучению в общеобразовательных учебных заведениях, их реабилитации и социализации с общественными нормами. Значительное влияние на развитие системы специальных учебных заведений, совершенствование их структуры, разработку методик ранней диагностики психического развития детей имели труды психологов Л.С. Выготского и Л.А. Венгера.

Теоретико-методологические исследования представлены трудами Б. Ананьева, Б. Гершунского, В. Загвязинского, В. Ильина, Л. Леонтьева, Б. Ломова, В. Сластенина, П. Щедровицкого (системный подход к изучению личности и деятельности); А. Асмолова, Е. Бондаревской, Л. Митиной, В. Серикова, В. Ситарова, А. Трещева, Е. Крюковой, И. Якиманской (современные концепции субъект-субъектного взаимодействия, индивидуализации, личностно ориентированного подхода); В. Лубновского (концепции, ракрывающие единство законов развития нормального и аномального ребенка и ведущую роль обучения в развитии); В. Болотова, И. Зимней, A. Пинского, В. Серикова, А. Хуторского, М. Чошанова, Б. Эльконина (концепция компетентностно-ориентированного образования); А. Вербицкого (теория контекстного обучения).

Исследования, непосредственно отражающие различные аспекты и направления инклюзивного образования. К ним относятся работы Т. Бут, Л. Выготского, Б. Вульфсона,

Таким образом, современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося, удовлетворение особых потребностей каждого ребенка, а также реализация актуальных решений в инклюзивном образовании. Проблема инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное — она является действительно социальной, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального числа людей. Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. Должна быть обеспечена широта предложения в области образования.

Литература

  1. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1.- С. 83-95.
  2. Михальченко, К.А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире. – 2008. – №5. – С. 77-79.
  3. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 374-377.
  4. Сунцова, А.С. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / А.С. Сунцова ‒ М.: Форум, 2012. ‒ 208 с.
  5. Ярская-Смирнова, Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова. – Саратов: Прогресс, 2006. – 110 с.
Категория: Прочее
01.03.2023 01:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!