СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Основные задачи физической культуры при переходе на новые образовательные стандарты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые образовательные программы и стандарты при изучении физической культуры выявили ряд проблем и связанных с ними задач. Решение их является нашей и тактикой и стратегией. То есть это вопросы краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективы. Кроме этого для физкультуры, наверное как ни для одного из школьных предметов, важным являются как урочная так и внеурочная деятельность. Ну если с урочной составляющей все понятно, то по внеурочной позволю себе несколько пояснений. Например в этом 2014-2015 учебном году спартакиада муниципального (районного уровня) включает в себя 18 этапов и вдобавок к этому предметную олимпиаду по физической культуре. И если считать учебный год 34 недели, то соревнования районного уровня проходят каждые две недели. Что такое подготовка только одной команды к таким соревнованиям это тема отдельного объемного доклада, а здесь календарь спартакиады предлагает нам 18 таких подготовок. Кроме этого в каждой школе от 12 до 15 этапов школьной спартакиады. Я отнимаю ваше драгоценное время этой информацией не для того что бы «поплакаться в жилетку» как нам трудно и неуютно. Это необходимо для того чтобы аргументировать одинаковую важность урочной, как первичной и базовой, так и внеурочной деятельности как тоже весьма весомой составляющей учебно-педагогического процесса по физкультуре. Какие проблемы встали перед нами в результате работы по итогам первого года переходного периода и какие задачи необходимо решать учителям физической культуры под чутким руководством школьных администраций. Новые программы возвращают нас в те времена когда мальчики должны быть мужественны ( то есть сильные, ловкие и выносливые) а девочки должны быть женственны ( то есть гибкие, пластичные и быстрые). Перекладывая на язык школьной программы и сравнивая с требованиями ушедшей украинской программы. Нам предлагается довольно объемный раздел кроссовой подготовки разделенной на два этапа осенний и весенний. В украинской программе этот раздел был изъят более 10 лет назад. То есть у нас целое поколение выросло без бега на средние и длинные дистанции. А без этого невозможно развивать такое важнейшее двигательное качество как выносливость. Прикладное значение выносливости объяснять не нужно. Любой вид трудовой деятельности будь-то умственная или физическая невозможен без данного двигательного качества. По легкой атлетике контрольные нормативы на два года старше чем те по, которым мы работали еще в прошлом учебном году. То есть прошлогодние требования 7 класса соответствуют в этом году 5 классу. И преодоление этого отставания конечно же дело никак не краткосрочной перспективы, а, как минимум, среднесрочная задача. Но работать над ней необходимо поскольку подходы к урокам с рекреационно-оздоровительной направленностью, которые мы вели в течение последних 10-12 лет показали свою не только неэффективность, но если хотите пагубность. По выражению самих авторов этой концепции она воспитывает поколение слабаков и неудачников, инфантильных особей со слабовыраженными гендерными различиями. Это не оскорбление, а цитата из доклада научно-практической конференции. Опять предлагается высокая моторная плотность уроков, систематические субмаксимальные и максимальные нагрузки, развитие основных двигательных качеств на среднечастотной и высокочастотной пульсометрии. Естественно вся эта деятельность должна иметь постоянное медицинское сопровождение и системный медико-педагогический контроль со стороны не только педагога, но и всех участников учебно-воспитательного процесса (администрация, медицинские учреждения, родители). Только тогда мы можем минимизировать те риски, которые несут в себе новые условия и требования. Здесь курсивом хотелось бы отметить важность и выполнения требований санпина. Это в первую очередь касается и температурного режима в спортивных залах (чего там греха таить.) и освещенности, влажности воздуха и качества спортивного паркета, который кстати далеко не во всех залах имеется. И это не глупая прихоть учителя физкультуры, а неотъемлемая составляющая обеспечивающая безопасные занятия для учащихся. Все мы знаем какие жесткие меры применяются к тем на чьих уроках дети получили травмы. Для физкультуры эта проблема одна из самых актуальных, но это тоже тема для отдельного доклада и останавливаться на ней я не буду. Хотя провести анализ этой проблемы (как говорил вождь мирового пролетариата) архиважно. Следующий раздел учебной программы, к которой нам настоятельно предлагают вернуться это гимнастика. Во многих школах этот раздел (или модуль) сам по себе сошел на нет так как требует сложного учебного оборудования, коим нас «незалежная» последние лет 20 не баловала. Теперь же рекомендовано до 20 часов гимнастики в учебном курсе и гимнастические элементы включены и в программу предметной олимпиады по физкультуре, и в программу соревнований спартакиады. Поэтому если не сразу, то на долгосрочную перспективу необходимо в каждую школу приобрести набор гимнастических снарядов (бревно, брусья, канат, перекладина и конечно же маты гимнастические). Изучать гимнастику все равно нас обяжут, а без этого ее изучать невозможно. Поэтому придется этот факт принять как данность. В спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол) все более или менее соответствует новым подходам, а по футболу мы возможно и опережаем наших коллег с материка. Единственное требование это нормальное обеспечение инвентарем, при чем хотя бы среднего качества. И очень бы хотелось что бы эта проблема прекратила быть сугубо личной проблемой учителя физкультуры. И последнее в плане урочной деятельности это стратегическая задача обучения плаванию. На республиканской конференции представитель минобрнауки информировал о задаче 100% обучаемости плаванию всех школьников в независимости от группы здоровья. И хотя эта задача ставится как долгосрочная, но начинать ее решать предлагается безотлагательно. Понятно, что без наличия бассейнов это кажется неразрешимой проблемой. Однако наши городские коллеги, усилиями родителей, организуют группы обучения плаванию в Петровском бассейне. Тот же представитель минобрнауки рекомендовал обучение в летних лагерях. Во общем эту задачу перед нами поставили и решать ее тоже будет необходимо. Перехожу к внеурочной деятельности, которая, как я отмечал выше, не менее важна (для физкультуры) чем и урочная деятельность. Начну с календаря спартакиады. Федеральный центр предлагает нам существенную коррекцию того набора соревнований, который был у нас. Теперь добавляется больше соревнований военно-спортивной направленности. Например ближайшие соревнования «Победа» 17 апреля в подготовке требуют участия учителей: физической культуры, истории, географии, ОБЖ, педагогов-организаторов. И таких соревнований в календаре будет не менее 5-6. Следственно необходима координация этой подготовительной работы со стороны администрации школы, как руководящей и направляющей силы учебно -воспитательного процесса. Подготовка к любому виду соревнований очень кропотливый и протяженный по времени процесс. Естественно он требует большого количества сил, энергии и времени. И надеяться лишь на голый патриотизм и сознательность учителя физкультуры это заниматься самообманом. Поэтому при распределении часов внеурочной работы было бы логичным и оправданным первоочередное выделение нагрузки именно учителям физкультуры. Как я отмечал выше именно их внеурочная деятельность имеет наибольшее количество мероприятий и соревнований. И когда их с этим обходят, то данный факт вызывает (выражаясь дипломатическим языком) озабоченность поскольку идет в разрез с провозглашенным с самых высоких трибун лозунгом на оздоровление всех граждан страны а подрастающего поколения в особенности. Где, извините детям набираться здоровья если в школе нет ни одного спортивного кружка? На улице? Под руководством люмпенизированных элементов. Эта проблема, к сожалению в этом учебном году, как никогда «имеет место быть» И последний аспект: уровень проведения соревнований. К сожалению до сих пор и джинсы и клетчатые рубашки даже на уровне районных зональных соревнований, вместо спортивной формы еще присутствуют. Наличие нейтрального судейства, даже на финальных соревнованиях для нас до сих пор недоступно. Даже залов необходимого размера для проведения зональных соревнований не можем предоставить. То есть проблем достаточно. Но опять таки решать их необходимо так как в новых условиях это генеральная линия руководства страны. Здесь, как мне кажется, необходимо преодолеть некий психологический барьер доставшийся нам по наследству заключающийся в проблеме привлечения бюджетных средств на проведения спортивных соревнований. Если практика финансирования команд за счет средств командирующих организаций «почиет в бозе» или же у этих командирующих организаций появятся на это средства из госбюджета. Только тогда мы сможем запустить положительную динамику повышения уровня проведения спартакиады. И через непродолжительный промежуток времени все этапы проведения будут выглядеть как большой спортивный праздник,с торжественным построением, с флагами исполнением гимна, звуковым сопровождением. Где команда каждой школы будет иметь парадную спортивную форму с логотипом родной школы, соревновательную спортивную форму (яркую, удобную и красивую), квалифицированное нейтральное судейство. Все это неотъемлемые элементы формирования образованной, патриотичной социально адаптированной личности, которую мы обязаны сформировать. И в заключении Главными критериями оценки внеклассной работы являются: 1) охват учащихся организованными занятиями в кружках и спортивных секциях, группах ОФП; 2) проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий; 3)проведение массовых соревнований, физкультурных праздников и т. д. По отзывам моих коллег практика оценивания внеклассной работы по итоговому месту в муниципальных соревнованиях, имеет очень сильную инерцию. В очередной раз призываю от нее отказаться поскольку она пагубно влияет на систему организации внеклассной работы и противоречит основным критериям изложенным выше. Без решения озвученных проблем совместными усилиями мы не сможем выполнить те задачи, которые ставят перед нами в новых условиях.

Категория: Физкультура
19.04.2015 19:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!