СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: " Эмоциональная отзывчивость на уроках музыки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Музыка и пение в школе не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно эмоционально и эстети­чески окрасить всю душевную жизнь человека".

(В.А.Сухомлинский).

Существует искусство чутко слушать, искусство брать из музыки все то, что она способна дать. И поэтому искусству слушать можно научить, ес­ли опереться на саму музыку, на её связи с жизнью, на закономерности её восприятия и, в первую очередь, на эмоциональную отзывчивость.

Чувства человека - это эмоциональное отношение человеческой личнос­ти к окружающей действительности. «Ничто, ни слова, ни даже поступки наши, - писал К.Д.Ушинский,- не выражает так ясно, так верно нас самих и наше от­ношение к миру, как наши чувствования: в них слышны характер не отдельной мысли, на отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Произведения искусства так же, как сама жизнь, волнуют человека, вы­зывают у него душевный отклик. Человек, глубоко захваченный восприятием содержания произведения, не может забыть его, невольно думает о нем, вспо­минает взволновавшие его отдельные места, начинает жить этим произведени­ем, хотя восприятие закончилось. Значит, переживание оставляет живой след, человек начинает по-новому воспринимать и себя, и свои действия.

В воспитании эмоционального отклика, эмоциональной отзывчивости на музыку мы исходим из общей психолого - педагогической теории развития му­зыкального восприятия, которая определяется как сложный психический процесс отражения действительности в сознании человека в музыкальных образах.

Являясь одним из видов активной музыкальной деятельности, музыкаль­ное восприятие предполагает осознанное и целенаправленное вслушивание в

звучащий музыкальный материал, осмысление его образно - эмоционального строя. Развитие музыкального восприятия предполагает:

1.Непосредственное воздействие музыкальной звуковой ткани на сознание слу­шателя через его органы чувств;

2.Непосредственную эмоциональную реакцию слушателя;

3.Стремление осознать, осмыслить непосредственность впечатления от музыкаль­ного произведения.

Большое значение для обоснования проблемы музыкально - слуховых пред­ставлений имеют научные данные современной нейрофизиологии высшей нервной деятельности. Эти исследования, проведенные в лаборатории академика А.К.Анохина, обосновывают целенаправленное поведение человека. В результате иссле­дований е центральной нервной системе был обнаружен тончайший нервный ап­парат, названный академиком Анохиным "аппаратом акцептора результатов дей­ствия". Он образуется в центральной нервной системе до осуществления само­го действия, в тот момент, как только сформирована цель действия. Своим появлением этот "аппарат" опережает осуществление самого действия и поэто­му дает возможность оценивать и исправлять поведение, если оно не соответ­ствует задуманной цели. Значит, способность активно воспринимать музыкаль­ное произведение дает возможность осуществления не только предварительной мысленной оценки его звучания, но и следующей коррекции. Такое теоретичес­кое положение научно обосновывает процессы формирования музыкально - слу­ховых представлений.

Если музыка - жизненно насущное и здоровое явление, то не надо начи­нать восприятие его и наблюдение за ним с эстетических предпосылок. Закат солнца и наблюдение за этим красивым зрелищем - это не простое любование. Это - наблюдение, обогащающее жизненный опыт и повышающее степень восприя­тия и жизнерадостности. Точно так же и музыку, взятую как созерцаемое яв­ление, можно попытаться вывести за пределы гипнотического погружения в нее ради эмоционального внушения, исходящего от нее. Музыка - это искусство слуховых впечатлений, вернее, слухомоторных. Через распределение звучащего материала она лишь отчасти сближается со зрительными восприятиями и представлениями. Значит, наблюдение музыки ведет к обострению слуховых впечатлений и к обогащению нашего жизненного опыта и нашего знания о мире через слух.

Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах является развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Вначале - в их чисто музыкальной природе, потом - в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения му­зыкальной символики - записи (выразительной и изобразительной).

Не следует ограничиваться быстрыми заключениями по немногим данным. У одного человека музыкальность скажется в способности запоминать спетые или сыгранные фразы, у другого - в чутком разговоре по поводу испытанного впечатления от прослушанной музыки. Поэтому раскрывать музыкальные инстинк­ты необходимо с осторожностью и с применением различных спосо­бов "улавливания музыкальности" и выяснения степени интереса к музыке.

Образование музыкальных представлений связано с осознанием особен­ностей музыкального языка, строения музыкальной речи, её выразительных средств. Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется и воспитывается вместе с развитием музыкальных способностей, к которым относятся музыкально - слухо­вые представления, музыкальный слух и музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является пра­вильный отбор музыкальных произведений не только по содержанию и художест­венным качествам, но и по их доступности соответственно возрасту и уровню, как общего, так и музыкального развития детей. Основная задача, связанная с осознанием музыкальных впечатлений, заключается в том, чтобы научить де­тей подмечать различие музыкальных произведений как по их общему характе­ру, так и по наиболее отличительным на слух выразительным средствам.

Учителю музыки необходимо знать, какие требования предъявляются к

музыкальному развитию учащихся начальных классов (разных возрастов). К ним, прежде всего надо отнести эмоциональный отклик учащихся на музыку, умение различать и воспринимать образное содержание музыкальных произведений раз­ных жанров. Учащиеся должны понимать, что музыка может звучать медленно, умеренно или быстро; громко или тихо; высоко или низко. Мелодия может быть плавная или скачкообразная, может звучать с сопровождением или без него и т.д.

Таким образом, решая на музыкальных занятиях воспитательно-образовательные задачи, педагог направляет творческий поиск детей, их инициативу, организовывает музыкальные занятия таким образом, чтобы создать атмосферу эмоционального настроя в классе. У детей появляется заинтересованность в занятиях музыкой, развивается, эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, которые они исполняют или слушают.

Первостепенная роль, по моему мнению, на начальном этапе занятии музыкой должна, отводиться сольмизации занятии с опорой на "музыкальный букварь" Ю. Микиты. Ладовая сольмизация помогает детям полюбить пение и способствует сознательному, грамотному и чистому пению. Учащиеся быстро и уверенно ов­ладевают навыками чтения нот, чистой интонацией, многоголосием, навыками импровизации. Одновременно учащиеся непринужденно и естественно развивают чувство ритма, неподдельный ин­терес вызывают у детей и различные музыкальные игры, связанные с сольмизацией.

Исполнительские навыки развиваются у детей скорее, если они опираются на образы музыки, а эмоциональность проявляется ярче, если они знакомы со средствами выразительности, создающими эти образы. Известно, что для обучающихся начальных, классов особенно характерно конкретное наглядно—об­разное мышление. В связи с этим введение в занятия наглядных средств впол­не оправдано (картины - модели, в которых учитывается цветовое решение, т.к. оно придает ей нестроение): теплые цвета - пурпурный, красный, оранжевый, золотистый, желтый (воспринимаются как активные и возбуждающие); холодные цвета - фиолетовый, синий, зеленый, зеленовато-желтый (как умиротворяющие и спокойные).

Картины - модели можно использовать при работе над песней и в ходе слуша­ния музыки. В основном, учащиеся начальных классов не имеют достаточного запаса слов и не всегда могут выразить свое мнение, даже если правильно воспринимают музыку.

В своей практике на уроках музыки я использую словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания. Глав­ное свойство признаков - способность в боль­шей или меньшей степени замещать друг друга в реакции человека на художест­венный объект (кстати, этот словарь также помогает и студентам - практикантам, которые выдают пробные уроки в начальных классах).

1.Радостно - весело, празднично, приподнято, звонко, звучно, блестяще, ис­крясь, бодро, игриво, бойко, легко, проворно, живо, полетно, задорно, ос­лепительно, ловко, ярко, лучисто, лучезарно.

2.Торжественно - величественно, триумфально, победно, призывно, величаво, дикуше, восторженно, пышно, шумно, грандиозно, роскошно,- эффектно, пере­менно, оптимистично, жизнеутверждающе.

3.Энергично - мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, твердо, уп­руго, уверенно, с достоинством, настойчиво, неукротимо, неумолимо, отваж­но, маршеобразно, напористо, независимо, непокорно.

4.Сурово - властно, воинственно, твердо, чеканно, повелительно, деспотично, давяще, царственно, начальственно, магически.

5.Сдержанно - сосредоточенно, степенно, размеренно, солидно, серьезно, строго, чинно, обстоятельно.

6.Широко - размашисто, масштабно, пространно, весомо, огромно, бесконечно, беспредельно, набатно.

7.Тяжело - грузно, увесисто, неуклюже, угловато, нап­ряженно, тягуче, густо, насыщенно, натужно, неловко.

8.Мечтательно - поэтично, возвышенно, одухотворенно, сердечно, задушевно, трепетно, душевно, напевно, окрылено, проникновенно, пленитель­но, чутко, чарующе, лирично, неискушенно, заворожено.

9.Нежно - ласково, любовно, мягко, радушно, благородно, трогательно, при­ветливо, любезно, приятно, чисто, беззлобно, доверчиво, шло.

10.Спокойно - безмятежно, добродушно, просто, наивно, непринужденно, свет­ло, простодушно, прозрачно, раскованно, созерцательно, беззаботно, добро­желательно, невозмутимо, покорно.

11.Лениво - сонно, дремотно, вяло, изнемогая, обессилено, расслаблено, без­вольно, безжизненно.

12.Сентиментально - изнеженно, с желанием, томно, млея, чувствительно. 13.Беспечно - безразлично, бесстрастно, отстраненно, отвлеченно, равнодуш­но, опустошенно, рассеяно, отчужденно.

14.Мрачно - хмуро, угрюмо, глухо, тоскливо, блекло, расплывчато.

15.Робко - застенчиво, смущенно, стыдливо, кротко, осторожно, боязливо, рас­терянно, пугливо.

16.Таинственно - вкрадчиво, причудливо, фантастически, загадочно, призрач­но, затаенно, колдовски, обворожительно.

17.Задумчиво - меланхолично, уныло, грустно, жалобно, жалея, тоск­ливо, горестно, скорбно, плача, тягостно, страдальчески, безутешно, безыс­ходно, элегично.

18.Грозно - трагично, зловеще, траурно, драматично.

19.Стремительно - страстно, порывисто, горячо, пылко, бурно, упоенно, не­терпеливо, буйно, с жаром, патетично, самозабвенно, накалено.

20.Взволнованно:- беспокойно, смятенно, тревожно, с отчаянием, надломлено.

21.Сердито - раздраженно, резко, грубо, гневно, яростно, жестоко, свирепо, агрессивно, безжалостно, жестоко, злостно, страшно, ужасно, беспощадно, злобно.

22.Грациозно - элегантно, тонко, изящно, утонченно, деликатно, изысканно, капризно, обворожительно, хрупко, изнеженно, изломанно.

23.Щутливо - насмешливо, иронически, с сарказмом, шутовски, пародируя, яз­вительно, надменно, забавно, ехидно, колко, шаловливо, лукаво, легкомысленно.

Этот словарь эстетических эмоций можно, было бы продолжить еще, но хотелось бы определиться в главном. Он очень помогает и детям, и студентам в подборе слов-синонимов, когда речь идет о характере, и образности музыки, которую они слышат и рассказывают о своих переживаниях. Ведь младшие школьники зачастую кроме "весело" и "грустно" не могут подыскать нужных слов. Также этот словарь помогает старшим школьникам и студентам в выполнении контрольных работ (пись­менных) по слушанию музыкальных произведений. Это небольшие сочинения, например "Письмо к другу", где они стараются передать свои впечатления и переживания и переживания по поводу прослушанной на уроке музыки. И здесь для обучающихся этот словарь просто необходим, чтобы дать музыкально-художественный анализ произведения.

Что же нужно сделать для того, чтобы научить детей эмоционально от­зываться, любить и понимать музыку?

Для ответа на этот вопрос следует остановиться на содержании этих понятий. ЛЮБИТЬ музыку - значит испытывать потребность в общении с ней, переживать её, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая или испол­няя ее. ПОНИМАТЬ музыку - значит воспринимать ее сознательно, отдавая се­бе отчет в ее содержании. Иногда эти понятия отождествляются, и между ними существует тесная связь, т.е. восприятие сознательно и эмоционально. Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать музыку для того, чтобы ее любить? Ведь мы знаем много жизненных примеров, когда слушатели (и взрослые, и де­ти), очень мало, и даже ничего о ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что восприятие людей, имеющих подго­товку и знания о музыке, глубже, ярче и содержательнее. И, что особенно важно, круг произведений, который они способны эмоционально воспринять, сложнее и пире. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый профессор Б.М.Теплов включил не только слух, но и эмоциональную от­зывчивость на музыку. Способность целенаправленного восприятия необходима для восприятия, понимания замысла музыкального произведения, для понимания музыкального языка.

Учитель организует восприятие учащихся направляющим словом, постанов­кой определенной задачи для наблюдения над музыкой, иногда лишь одам наз­ванием сочинения. И, естественно, главную роль играет слово учителя, направляющее детей, их внимание, анализирующее, "обучающее". В практике быва­ют моменты, когда слово о музыке мажет "спугнуть" впечатление. Естественно, неумеренное использование слова, не опирающегося на музыкальные впечатле­ния, недопустимо. Но слово, входящее в музыку, слово, разъясняющее и облег­чающее восприятие - такое слово представляет большую ценность, педагогичес­кую ценность (будь то небольшой рассказ, стихотворение, изобразительное искусство и т.д.)

Также большое значение в эмоциональной отзывчивости на музыку у школьников начальных классов (и не только их) имеет эмоциональность и "за­жигательность" самого учителя. Он может без слов приобщить детей к музыке: достаточно взглянуть на него со стороны, когда, он сам слушает произведение вместе с учащимися. На его лице зримо должна отражаться радость, печаль, юмор или удовольствие от встречи с музыкой - он слушает ее с улыбкой, которую не может и не хочет скрыть от глаз учеников, он рад этой встрече, как при встрече со старым добрым другом. Серьезное, трепетное, глубоко лич­ностное отношение к музыке передается и детям, пусть не сразу и не всем. Учитель должен виртуозно владеть интонацией, взглядом, умением заинтересо­вать, заворожить ребят и настроить их на что-то необычное!

Придавая большое значение слушанию и анализу музыки нельзя считать, что только на нем можно построить всю систему музыкального воспитания детей, как это предполагают некоторые методисты. Во-первых, восприя­тие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления требующих особой психической сосредоточенности, умения удержать вни­мания и эмоциональное напряжение. Но в смысле физической активности оно пассивно, а ведь это дети и движение им необходимо! Поэтому не будет пре­увеличением, если скажем, что восприятие музыки путем слушания является для школьника даже самым сложным процессом, с которым сталкивается его пси­хика в жизни. Во-вторых, абстрактное мышление не может существовать без связи с конкретными явлениями, предметами, слуховыми, зрительными и други­ми ассоциациями, т.е. без определенной символики. Восприятие художествен­ной литературы активизируется процессом чтения, восприятие изобразительно­го искусства - зрительным опытом и наблюдением. Восприятие музыки (особен­но у школьников начальных классов) - тоже невозможно без звукового опыта, без звуковой символики и без активной деятельности основы. Все это и дает исполнение музыки - пение, сольфеджирование, ладовая сольмизация, ритмичес­кие движения под музыку, музыкальные игры, инсценирование песен, импровиза­ции, музицирование на детских музыкальных инструментах и рассуждения о про­слушанной музыке. Все это, если оно качественное, очень сильно развивает у детей чувство красоты, создает много ситуаций для художественного удовольст­вия, т.е. само собой развивает многие аспекты восприятия музыки. Следует вывод, что слушание музыки как процесс является необходимой частью урока, но его, особенно в младших классах, нельзя переоценивать и только на нем строить всю систему музыкального воспитания и обучения, т.к. слушание му­зыки - только одно из нескольких звеньев в воспитании слушателя.

Важно, развивая у детей музыкальные навыки, воспитывать главное - умение не только слышать музыку, но и эмоционально воспринимать, сопере­живать ее содержание, а также выразительно исполнять. И многое здесь зави­сит от показа песни учителем - как ярко и эмоционально он ее исполнит, най­дет ли это исполнение отклик в душах детей. Именно песня служит основным исполнительским материалом на уроке музыки.

Что касается музыкально-ритмических движений на уроке музыки, то эта форма музыкальных занятии направлена на пластическое выражение особенностей музыки. Они помогают в наглядной форме продемонстрировать процесс вос­приятия музыки и их отзывчивость на нее. Эта форма деятельности доступна каждому ребенку, в том числе и ребятам, для которых пение на первых порах представляет определенную трудность. Вместе с тем общеизвестен факт ранне­го эмоционального отклика ребенка на музыку.

Вначале, в первые месяцы жизни, музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая ощущение оживления и покоя. Позднее ребенок прислушивается к музыке как к эмоционально - смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыкальных образов. И лишь позднее ребенок воспринимает выразительный смысл музыкальных образов, средств. В какой бы простой форме не выступали эти качества восприятия, они всегда показатели начала в самой музыке и соответственно этому переживание ребен­ка. Слушание одних и тех же пьес или песен необходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что-то новое, получал различные задания, активизирующее детскую эмо­циональную отзывчивость.

Разработаны способы применения таких действий, которые нужны детям как в слушании, так и в любой другой музыкальной деятельности:

1.Способ первой ориентировки - способ вслушивания.

Дети постепенно овладевают произвольным слуховым вниманием.

2.Способ дифференциации музыкальных явлений путем сопоставления их контраст­ных и сходных отношений.

Дети способны к сопоставлению простейших отдельных свойств звуков, контраст­ных музыкальных образов и различных музыкальных построений.

3.Способ ориентировки в музыке как в эмоциональном явлении. Музыка всегда должна волновать, радовать ребенка, вызывать отдельные пере­живания, рождать раздумья. Постепенно возникают сравнения музыкальных про­изведений, появляются наиболее любимые из них, создается избирательное отношение, появляются первые оценки - первые проявления музыкаль­ного вкуса. Это обогащает личность ребенка, служит средством всестороннего его развития.

4.Способы творческого отношения к музыкальным занятиям явлениям. Благодаря овладению этими способами у детей появляется творческое воображе­ние в процессе восприятия музыкальных образов.

Без создания на уроке особой атмосферы общения с музыкой, невозможно установить подлинные глубокие связи музыки и жизни в сознании детей, вывес­ти их через музыку на размышления о вопросах, жизненно важных для станов­ления личности. А ведь именно это является главным, на что нацелены уроки. Эпиграфом к статье не случайно выбраны слова В.А.Сухомлинского о музыкальном воспитании как воспитании человека, а не музыканта. От нас, преподавателей, требуется научить детей воспринимать музыку сознательно для того, чтобы они её глубже переживали, чувствовали, эмоционально находили отклик в своих детских душах.

Категория: Музыка
02.01.2015 18:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!