СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы поддержания устойчивого внимания на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще К. Д. Ушинский для организации внимания учащихся младших классов на уроке советовал учителям использовать следующие приемы.

Усиление впечатления прямым путем — возвышая голос, подчеркивая слова, окрашивая рассказ яркими красками; и не прямо — устраняя причины, мешающие сосредоточению внимания учащихся на задании (обеспечение тишины в классе, отсутствие предметов, отвлекающих внимание).

Прямое требование внимания путем частого обращения к учащимся, исполь­зуя для младших школьников команды к тем или иным действиям (раскрыть книгу, вынуть тетради и т. д.). После задавания вопроса полезно перед называнием фа­милии ученика выдержать паузу, чем обеспечивается внимание сразу всего клас­са. Активизации внимания способствует и поднимание учащимися рук, если они хотят ответить на заданный вопрос. При чтении вслух одного школьника другие должны следить за текстом по своему учебнику. Следует также требовать от уча­щихся повторения того, что сказал учитель.

Занимательность преподавания. Самый незанимательный по содержанию урок можно сделать занимательным внешними средствами: игра на внимание, сорев­нование в запоминании, новые интересные примеры, иллюстрирующие учебный материал, и т. д.

Современными исследованиями показано, что устойчивостьпреднамеренного внимания педагог может повысить следующими способами.

В течение всего урока необходимо поддержание дисциплины, быстрое выявле­ние зачинщиков ее нарушения.

Постановка задач урока при соблюдении следующих требований:

  • необходима четкая постановка целей и задач урока с разбиванием поуроч­ных заданий на этапы, внутренне самостоятельные части (в связи с тем, что учащиеся не могут долго удерживать внимание на одном задании);
  • нужно проверять, понята ли поставленная задача. Пояснение заданий с учетом следующих рекомендаций:
    • нужно показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного задания к другому был как бы продолжением одного и того же процесса; если в цепи взаимосвязанных умозаключений выпадает какое-то звено и сознание учащегося упирается как бы в тупик, то его внимание ослабевает и переключается на другие объекты;
    • недостаточно простого объяснения, нужно размышлять над наиболее эф­фективным способом решения задачи, задавать учащимся вопросы, втя­гивать их в процесс мышления; это не позволит дремать мысли учащихся, поддержит их внимание на оптимальном уровне, создаст у них готовность ответить на вопросы учителя;
    • необходима бодрость самого педагога, выраженная в его голосе; нельзя за­тягивать объяснения, превращать их в длинные монологи, пояснять много­кратно то, что ученики уже хорошо поняли или уже хорошо знают из преды­дущих занятий.

При выполнении учащимися учебного задания хороший эффект в удержании внимания дают следующие меры:

  1. выбор оптимального темпа работы; слишком низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, а слишком высокий, с одной стороны, не дает времени на сосредоточение, а с другой — быстро вызывает утомление, которое тоже приводит к снижению интенсивности внимания;
  2. планирование оптимального объема работы на урок; при очень большом объеме внимание становится неустойчивым вследствие однообразия, монотонности или же вследствие утомления, а при малом объеме возникает неполная загрузка учащихся, появляются паузы, учащиеся начинают отвлекаться;
  3. разнообразие работы с введением соревновательных элементов, игр, особенно в младших классах; однако при этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточению внимания;
  4. стимулирование внимания учеников в отдельные моменты урока подчеркиванием важности выполняемого задания;
  5. постепенное раскрытие в учебном материале все новых и новых нюансов, что будет создавать у учащихся эффект новизны и оживлять их внимание. В противном случае, как отмечал К. С. Станиславский, отсутствие широты и глубины восприятия не гарантирует наличие внимания даже в том случае, когда учащийся очень пристально смотрит на объект;
  6. устранение причин отрицательного отношения учащегося к проходимому материалу, возникшего, например, из-за боязни не справиться с заданием. Боязнь суживает внимание, мешает находить различные варианты решения задачи.

Большое значение имеет организованность места занятий во избежание потери времени.

06.11.2018 14:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!