СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность:
Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранения межпоколенной преемственности.
Актуальность проблемы воспитания патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами:
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2016 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2016 годы» подчеркивается, что результативность ее реализации будет измерена «степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества».
Военно-патриотическое воспитание как одно из звеньев в системе патриотического воспитания в образовательном учреждении направлено на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии.
Исходя из цели создания кадетских школ, школ-интернатов следует, что эти УО призваны в первую очередь решать задачи военно-патриотического воспитания.
Кадетские общеобразовательные учреждения разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.
Согласно, российской статистике (Письмо Минобразования РФ от 27.07.2002г. № 01-50-841/32-05) большинство кадетских образовательных учреждений являются элитными и ориентировано на детей военнослужащих и другие социально благополучные слои общества.
Абсолютное же большинство социальных заказчиков кадетских общеобразовательных учреждений Республики Татарстан – малообеспеченные, неблагополучные, неполные семьи из сельской местности. Например, социальный состав семей детей, обучающихся в Мамадышской кадетской школе-интернате, представлен следующим образом: многодетные – 64; малообеспеченные – 205; неблагополучные – 10; неполные – 87 (одна мать), 13 (один отец); опекаемые – 17; сироты – 3.
Имеет место противоречие между потребностью государства, общества в человеке готовым к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, легко адаптирующимся к жизни в современном обществе и ограниченными для этого возможностями детей из малообеспеченных, неблагополучных, неполных семей, детей-сирот. И возникает реальная проблема успешной социализации обучающихся, восполнения мужского воспитания мальчиков из неполных семей, воспитания сознательной дисциплины, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
В Мамадышской кадетской школе-интернате отработаны механизмы военно-патриотического воспитания кадетов. В настоящий период пришло время рассмотреть военно-патриотическое воспитание как средство успешной самореализации личности будущего гражданина. Что и определило тему данного проекта.
Тема: Создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающую успешную социализацию личности кадета.
Объект: процесс воспитания в кадетской школе-интернате.
Предмет: военно-патриотическое воспитание кадетов.
Цель: Разработать и апробировать модель системы военно-патриотического воспитания, направленную на успешную социализацию личности кадета.
Задачи:
Гипотеза:
Реализация модели системы военно-патриотического воспитания будет способствовать обеспечению успешной социализации личности кадета, если
Теоретико – методологическая основа исследования
Ведущими педагогическими концепциями (теориями), определяющими методологию данного исследования являются:
Нормативно-правовая база исследования
Методы исследования
Эмпирические методы:
-изучение литературы по теме исследования;
-анализ школьной, учительской и ученической документации;
-педагогическое наблюдение;
-социологические методы-опросы, беседа, интервьюирование;
-анкетирование;
-тестирование;
-ранжирование;
-изучение и обобщение опыта;
Теоретические методы:
-мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, обобщение, сравнение, интегрирование, систематизация);
-прогнозирование, проектирование, моделирование;
-построение мыслительного эксперимента;
-анализ понятийно-терминологической системы.
Сроки реализации проекта: 1 этап – 2011.г.
2 этап – 2012.г
3 этап – 2013 г.
Этап 1.Организационно-подготовительный
На этом этапе основная задача – нацелить коллектив образовательного учреждения на создание и апробацию системы военно-патриотического воспитания.
Для этого необходимо:
- создать ядро активных единомышленников;
- ознакомить коллектив школы с состоянием военно-патриотического воспитания в современных условиях, подбор литературы по обозначенной проблеме, выбор тем самообразования;
- разработать модель военно-патриотического воспитания школы, направленную на успешную социализацию кадетов;
- установить конкретные адреса потенциальных партнеров для расширения возможностей по успешной социализации кадетов;
- сформировать план работы по военно-патриотическому воспитанию в новых условиях;
- провести обучающие семинары для педагогов школы-интерната;
- разработать систему мониторинга по определению успешной социализации кадетов.
Этап 2. Преобразующий
На этом этапе основная задача – реализовать внедрение модели военно-патриотического воспитания направленную на успешную социализацию кадетов.
Для этого необходимо:
- обеспечить осуществление постоянного мониторинга социализации кадетов, военно-патриотического воспитания и внести коррективы в реализацию данного проекта;
- обеспечить условия для реализации проекта: расширить пространство социального партнерства, совершенствовать учебно-материальную базу, создать банк данных по военно-патриотическому воспитанию.
Этап 3. Итоговый
На этом этапе основная задача – подвести итоги работы над проектом, осуществить рефлексию полученного опыта, обобщить его результаты в отчете и публикациях различного уровня.
Для этого необходимо:
- провести педсовет, научно-практическую конференцию по теме проекта;
- обобщить опыт работы воспитателей в виде комплекта методических материалов.
Критерии и показатели оценки эффективности социализации кадетов посредством военно-патриотического воспитания.
№ |
Критерий |
Показатель |
1. |
Личностный |
1.Способность к самореализации, к самоактуализации таких качеств как самообладание и сила воли, самодисциплина, забота о своем здоровье и физическом самосовершенствовании 2.Сформированность ценностных ориентаций и ценностного отношения к деятельности будущего защитника Отечества, таких качеств как любовь к Родине, готовность к служению Отечеству, забота о своей школе, толерантность, взаимоуважение. 3.Способность к межличностному взаимодействию и общению всех субъектов образовательного процесса. |
2. |
Организация работы по военно-патриотическому воспитанию |
1.Создание педагогической системы включающей современные формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию. 2.Продуктивность социального партнерства субъектов образовательного процесса по успешной социализации кадетов. 3.Деятельность детского объединения «Единство», направленного на оптимизацию военно-патриотического воспитания. |
3. |
Успешность деятельности ОУ в военно-патриотическом воспитании. |
1.Повышение уровня профессионального мастерства педагогов школы. 2.Расширение социального пространства с целью распространения опыта военно-патриотического воспитания. 3.Самоопределение выпускников: количество поступивших в вузы (%), количество поступивших в ссузы (%); отзывы командиров частей, начальников военных училищ о наших выпускниках. 4. Социальная активность кадет, проявляющаяся через участие в военно-патриотических мероприятиях. |
Ожидаемые результаты:
В результате данной инновационной работы будет создано, разработано и освоено на практике:
- модель системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающая успешную социализацию личности кадета;
- создание учебно-методического комплекса рекомендаций по организации системы военно-патриотического воспитания;
- повышение эффективности результативности реального процесса обучения, воспитания, развития, управления в кадетской школе-интернате;
- создание информационной базы данных, содержащей описания эффективных форм и методов воспитательной работы по формированию патриотизма, гражданственности;
- освоение педагогами новых образовательных технологий;
- улучшение показателей выступлений кадет на соревнованиях, конкурсах и олимпиадах;
- повышение престижности и конкурентоспособности кадетской школы-интерната.
Возможные негативные последствия |
Компенсаторные меры |
1. Неприятие частью педагогического коллектива данной инновационной работы. |
Формирование положительной мотивации, индивидуальная работа, объективная оценка деятельности каждого участника инновационной работы, обеспечение моральной и материальной систем поощрения. |
2.Недостаточная результативность планируемых мероприятий. |
Системно-аналитический подход в реализации мероприятий данного инновационного проекта |
3. Перегрузки в педагогической деятельности педагогов, связанные с разработкой программно-методических и диагностических, аналитических материалов. |
Инструктивно-методические совещания, психолого-педагогические тренинги. |
4.Несформированность профессиональных интересов воспитанников |
Реализация программы «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности в условиях кадетской школы-интерната» |
5.Несформированность личностно-ценностных ориентаций воспитанников |
Реализация системы военно-патриотического воспитания, направленную на успешную социализацию личности кадета |
Литература:
© 2015, Сафин Рамиль Мавлетзянович 2523