СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающую успешную социализацию личности кадета»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность:

Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранения межпоколенной преемственности.

Актуальность проблемы воспитания патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами:

  • Расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства российских граждан;
  • Генезисом новых социокультурных и экономических реалий, вытекающих из процесса развития рыночной экономики;
  • рассогласованием деятельности основных социальных институтов, складывающегося в течение многих десятилетий механизма социализации поколений, что связано с разрушением и девальвацией системы традиционных ценностей, преемственности поколений и обострением социальных противоречий в обществе;
  • ростом нигилизма, усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;
  • отсутствием логики в выработке и проведении в жизнь идеологии реформ, сопровождаемых деформациями в работе с молодежью, особенно ярко проявляющимися в переоценке роли образования и явной недооценке роли воспитания;
  • вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых российскому менталитету, главным образом проамериканских ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2016 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2016 годы» подчеркивается, что результативность ее реализации будет измерена «степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества».

Военно-патриотическое воспитание как одно из звеньев в системе патриотического воспитания в образовательном учреждении направлено на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии.

Исходя из цели создания кадетских школ, школ-интернатов следует, что эти УО призваны в первую очередь решать задачи военно-патриотического воспитания.

Кадетские общеобразовательные учреждения разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.

Согласно, российской статистике (Письмо Минобразования РФ от 27.07.2002г. № 01-50-841/32-05) большинство кадетских образовательных учреждений являются элитными и ориентировано на детей военнослужащих и другие социально благополучные слои общества.

Абсолютное же большинство социальных заказчиков кадетских общеобразовательных учреждений Республики Татарстан – малообеспеченные, неблагополучные, неполные семьи из сельской местности. Например, социальный состав семей детей, обучающихся в Мамадышской кадетской школе-интернате, представлен следующим образом: многодетные – 64; малообеспеченные – 205; неблагополучные – 10; неполные – 87 (одна мать), 13 (один отец); опекаемые – 17; сироты – 3.

Имеет место противоречие между потребностью государства, общества в человеке готовым к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, легко адаптирующимся к жизни в современном обществе и ограниченными для этого возможностями детей из малообеспеченных, неблагополучных, неполных семей, детей-сирот. И возникает реальная проблема успешной социализации обучающихся, восполнения мужского воспитания мальчиков из неполных семей, воспитания сознательной дисциплины, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

В Мамадышской кадетской школе-интернате отработаны механизмы военно-патриотического воспитания кадетов. В настоящий период пришло время рассмотреть военно-патриотическое воспитание как средство успешной самореализации личности будущего гражданина. Что и определило тему данного проекта.

Тема: Создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающую успешную социализацию личности кадета.

Объект: процесс воспитания в кадетской школе-интернате.

Предмет: военно-патриотическое воспитание кадетов.

Цель: Разработать и апробировать модель системы военно-патриотического воспитания, направленную на успешную социализацию личности кадета.

Задачи:

  1. Изучить современные подходы и имеющийся опыт кадетских образовательных учреждений по военно-патриотическому воспитанию.
  2. Привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовые, кадровые, организационные и методические условия для обеспечения успешной социализации кадетов.
  3. Разработать модель системы военно-патриотического воспитания в кадетской школе-интернате.
  4. Внедрить формы, методы и психологические механизмы, способствующие успешной социализации кадетов в процессе военно-патриотического воспитания.
  5. Совершенствовать способы развития профессиональной компетентности педагогического персонала.
  6. Проводить мониторинг социализации кадетов на основе выявленных критериев эффективности военно-патриотического воспитания.
  7. Систематизировать и интерпретировать результаты инновационной деятельности в форме методических рекомендаций.

Гипотеза:

Реализация модели системы военно-патриотического воспитания будет способствовать обеспечению успешной социализации личности кадета, если

  • Содержательно-целевой компонент системы военно-патриотического воспитания базируется на интеграции образовательных основных, образовательных дополнительных и воспитательных программ;
  • Созданы условия для осознанного профессионального самоопределения кадетов в соответствии с их способностями, склонностями, для формирования способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
  • Внедряются современные образовательные и информационные технологии, формы, методы и психологические механизмы, развивающие креативное мышление кадетов, их способности к самообучению и саморазвитию;
  • Совершенствуется уклад жизни кадетской школы-интерната с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;
  • Воспитывающая среда способствует совершенствованию института самоуправления, выработке партнерских навыков, развития инициативы и ответственности, взаимодействия и взаимосодействия, конструктивного управления в собственной жизни, карьере, семье, обществе;
  • Модель системы военно-патриотического воспитания реализуется с учетом возрастных особенностей школьников по следующим направлениям: учебные занятия, программы дополнительного образования, уклад школьной жизни, деятельность военно-патриотического детско-юношеского объединения «Единство», психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности.

Теоретико – методологическая основа исследования

Ведущими педагогическими концепциями (теориями), определяющими методологию данного исследования являются:

  • теория инновационной деятельности (В.Я.Ляудис, В.И.Загвязинский, Н.Р.Юсуфбекова, И.О.Котлярова, К.Ангеловски, Т.Г.Новикова, М.М.Поташник, Л.В. Шмелькова, Д.А.Бурункин, Л.Г. Бобкова, Н.А.Криволапова, В.С.Гончаров и др. );
  • теория социализации личности (………………………………….)
  • концепция развития кадетского образования (нормативные документы федерального и регионального уровня, В.Гурковский, Е.И.Казакова, В.В.Кирсанов, Н.Н.Католин, Н.В.Наместникова и др.);
  • теория патриотического воспитания (А.А.Аронов, А.Н.Вырщиков, Н.М.Конжиев, В.А.Караковский, Ю.В.Лазарев, В.А.Сухомлинский, Н.Н.Ушакова, Н.В.Ипполитова и др.);
  • теория технологизации образования (Н.А.Алексеев, В.П.Беспалько, М.В.Кларин, В.М.Монахов, В.В.Гузеев и др.);
  • теория управления образованием (В.С.Лазарев, Ю.А.Конаржевский, Б.А.Куган, М.М.Поташник, С.А.Репин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, Л.К. Шиян и др);
  • теория образовательного мониторинга (Д.Ш.Матрос, К.Ингенкамп, Р.С.Немов, Е.А.Михалычев, В.С.Авенесов, Д.Н.Полев, А.А. Рудаков и др.).

Нормативно-правовая база исследования

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы »;
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • Типовое Положение о кадетской школе (школе-интернате);
  • Концепция развития системы кадетского образования в России на период до 2010 года. Проект.;
  • Концепция развития системы образования Курганской области на период до 2010 года;
  • Об организации Курганской областной Лиги кадетов. Приказ ГлавУО №58 от 03.02.03.06;
  • Целевая программа Курганской области «Развитие кадетского и мариинского движения в Курганской области».

Методы исследования

Эмпирические методы:

-изучение литературы по теме исследования;

-анализ школьной, учительской и ученической документации;

-педагогическое наблюдение;

-социологические методы-опросы, беседа, интервьюирование;

-анкетирование;

-тестирование;

-ранжирование;

-изучение и обобщение опыта;

Теоретические методы:

-мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, обобщение, сравнение, интегрирование, систематизация);

-прогнозирование, проектирование, моделирование;

-построение мыслительного эксперимента;

-анализ понятийно-терминологической системы.

Сроки реализации проекта: 1 этап – 2011.г.

2 этап – 2012.г

3 этап – 2013 г.

Этап 1.Организационно-подготовительный

На этом этапе основная задача – нацелить коллектив образовательного учреждения на создание и апробацию системы военно-патриотического воспитания.

Для этого необходимо:

- создать ядро активных единомышленников;

- ознакомить коллектив школы с состоянием военно-патриотического воспитания в современных условиях, подбор литературы по обозначенной проблеме, выбор тем самообразования;

- разработать модель военно-патриотического воспитания школы, направленную на успешную социализацию кадетов;

- установить конкретные адреса потенциальных партнеров для расширения возможностей по успешной социализации кадетов;

- сформировать план работы по военно-патриотическому воспитанию в новых условиях;

- провести обучающие семинары для педагогов школы-интерната;

- разработать систему мониторинга по определению успешной социализации кадетов.

Этап 2. Преобразующий

На этом этапе основная задача – реализовать внедрение модели военно-патриотического воспитания направленную на успешную социализацию кадетов.

Для этого необходимо:

- обеспечить осуществление постоянного мониторинга социализации кадетов, военно-патриотического воспитания и внести коррективы в реализацию данного проекта;

- обеспечить условия для реализации проекта: расширить пространство социального партнерства, совершенствовать учебно-материальную базу, создать банк данных по военно-патриотическому воспитанию.

Этап 3. Итоговый

На этом этапе основная задача – подвести итоги работы над проектом, осуществить рефлексию полученного опыта, обобщить его результаты в отчете и публикациях различного уровня.

Для этого необходимо:

- провести педсовет, научно-практическую конференцию по теме проекта;

- обобщить опыт работы воспитателей в виде комплекта методических материалов.

Критерии и показатели оценки эффективности социализации кадетов посредством военно-патриотического воспитания.

Критерий

Показатель

1.

Личностный

1.Способность к самореализации, к самоактуализации таких качеств как самообладание и сила воли, самодисциплина, забота о своем здоровье и физическом самосовершенствовании

2.Сформированность ценностных ориентаций и ценностного отношения к деятельности будущего защитника Отечества, таких качеств как любовь к Родине, готовность к служению Отечеству, забота о своей школе, толерантность, взаимоуважение.

3.Способность к межличностному взаимодействию и общению всех субъектов образовательного процесса.

2.

Организация работы по военно-патриотическому воспитанию

1.Создание педагогической системы включающей современные формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию.

2.Продуктивность социального партнерства субъектов образовательного процесса по успешной социализации кадетов.

3.Деятельность детского объединения «Единство», направленного на оптимизацию военно-патриотического воспитания.

3.

Успешность деятельности ОУ в военно-патриотическом воспитании.

1.Повышение уровня профессионального мастерства педагогов школы.

2.Расширение социального пространства с целью распространения опыта военно-патриотического воспитания.

3.Самоопределение выпускников: количество поступивших в вузы (%), количество поступивших в ссузы (%); отзывы командиров частей, начальников военных училищ о наших выпускниках.

4. Социальная активность кадет, проявляющаяся через участие в военно-патриотических мероприятиях.

Ожидаемые результаты:

В результате данной инновационной работы будет создано, разработано и освоено на практике:

- модель системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающая успешную социализацию личности кадета;

- создание учебно-методического комплекса рекомендаций по организации системы военно-патриотического воспитания;

- повышение эффективности результативности реального процесса обучения, воспитания, развития, управления в кадетской школе-интернате;

- создание информационной базы данных, содержащей описания эффективных форм и методов воспитательной работы по формированию патриотизма, гражданственности;

- освоение педагогами новых образовательных технологий;

- улучшение показателей выступлений кадет на соревнованиях, конкурсах и олимпиадах;

- повышение престижности и конкурентоспособности кадетской школы-интерната.

Возможные негативные последствия

Компенсаторные меры

1. Неприятие частью педагогического коллектива данной инновационной работы.

Формирование положительной мотивации, индивидуальная работа, объективная оценка деятельности каждого участника инновационной работы, обеспечение моральной и материальной систем поощрения.

2.Недостаточная результативность планируемых мероприятий.

Системно-аналитический подход в реализации мероприятий данного инновационного проекта

3. Перегрузки в педагогической деятельности педагогов, связанные с разработкой программно-методических и диагностических, аналитических материалов.

Инструктивно-методические совещания, психолого-педагогические тренинги.

4.Несформированность профессиональных интересов воспитанников

Реализация программы «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности в условиях кадетской школы-интерната»

5.Несформированность личностно-ценностных ориентаций воспитанников

Реализация системы военно-патриотического воспитания, направленную на успешную социализацию личности кадета

Литература:

  1. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Буторина, Т.С., Овчинникова, Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: КАРО, 2004. – 224с. – (Модернизация общего образования)
  3. Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1990.
  4. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б., Пашкович, А.П. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. – М.: Глобус, 2007. – 330 с. – (Воспитательная работа).
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы». М., 2006.
  6. Гурковский, В. Кадетские корпуса в России.- Ж. «Народное образование». - 2002, №7.
  7. Загвязинский, В.И., Поташник, М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. (Программы экспериментов представлены Л.Ю. Довженко, М.В. Исуповым, М.В. Левитом). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 144 с.
  8. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. Ин-тов. – Шадринск, ШГПИ, 1999.
  9. Казакова, Е.И. Общеобразовательные учреждения нового вида. - Ж. «Образование».- 2001, №1.
  10. Караковский, В.А. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: Нов. Школа, 1993.
  11. Кирсанов, В.В., Католин, Н.Н. Из опыта работы Первого Московского Кадетского корпуса.- Ж. «Завуч». - 2003, №5.
  12. Конжиев, Н.М. Система Военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986.
  13. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи / Авт. Коллектив под руководством В.И. Лутовинова, А.И. Синайскуого // Внешкольник. 1998. №10. с.22-28.
  14. Концепция развития системы кадетского образования в России на период до 2010 года. Проект.
  15. Максимцева, Т.А., Кузьмина, О.В. Воспитываем гражданина. Система гражданского образования в школе. – 2-е изд., дополненное – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с. – (Школа).
  16. Наместникова, Н.В. Кадетский класс - как форма организации жизнедеятельности детского коллектива. - Ж. - «Классный руководитель». - 2002, №5.
  17. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 93 с.
  18. Никишина, И.В. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой / И.В. Никишина. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 367 с. – (Управление школой).
  19. Новикова, Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие. – М., 2002. – 112 с.
  20. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении. Научно-методические материалы для подготовки педагогов: Методическое пособие /Бобкова Л.Г., Криволапова Н.А., Шмелькова Л.В., Останина Н.В., Шульпина Е.А.; Отв. Редактор Л.Г. Бобкова. Институт повышения квалификации и переподготовкаи работников образования Курганской области. – Курган, 2005. – 58 с.
  21. Северина, О.А. Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 319 с.
  22. Сиденко, А.С., Новикова, Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие. – М., 2002. – 94 с.
  23. Справка о роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2002 года, №01-50-841/32-05. Вестник Образования. Сборник приказов и инструкций Министерства образования. - 2002, №17.
  24. Строкова, Т.А. Мониторинг педагогических нововведений. Программно-методическое пособие. – Тюмень, 2003. – 85 с.
  25. Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
  26. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М.М. Поташника. – М., 1991. -307 с.
Категория: ОБЖ
30.11.2015 15:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!