СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для правильной организации учебного процесса с учетом индивидуальных интересов, способностей, склонностей младших школьников как ключевой принцип преемственности образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для правильной организации учебного процесса с учетом индивидуальных интересов, способностей, склонностей младших школьников как ключевой принцип преемственности образования

Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, которые могут остаться не задействованными в процессе обучения.

Основополагающей задачей сегодня есть создание психолого-педагогических условий, при которых определяющая роль отводится стимулированию образовательной деятельности учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. В Федеральном образовательном государственном стандарте одним из направлений развития школьного образования, есть «обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся»

Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

Системное использование индивидуального подхода в обучении дает возможность каждому педагогу скорректировать цели образования, ориентировать свою деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым отдельно взятым учащимся. Индивидуализация обучения - это система средств, способствующая осознанию учеником своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержка и развитие самобытности с целью самостоятельного выбора обучения. Технология индивидуализации обучения предполагает целевые установки и средства достижения целей:

  • учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
  • один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения;
  • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка и его способностей.

Принципы индивидуального подхода:

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация полученных результатов и их рефлексия;
  • постановка новых педагогических задач.

Таким образом, в процессе осуществления индивидуализации обучения педагогическая поддержка заключается в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему достигать положительных результатов в обучении [О.С.Газман, педагог, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, разработчик «педагогики поддержки»]

Наш лицей – особое учебно-воспитательное учреждение, ориентированное на работу с одаренными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую мотивацию к учению. Лицей дает образование повышенного уровня, готовит учащихся к творческому, интеллектуальному труду. Для учащихся моего класса характерна умственная, интеллектуальная одаренность. Под одаренностью детей понимается степень их творческой самореализации в образовательной области. Чем больше ребенку удается выразить себя в разных областях, тем более его следует считать талантливым и одаренным. Но вместе с тем, у нас обучаются и те дети, которые не смогли выразить себя в разных областях, не было в их семья такой возможности. Но разве у них нет талантов? Да, в нашем лицее-интернате приходится замещать семью, давать детям возможность показать себя, раскрыться, реализовать в разных областях.

Леонардо да Винче сказал: «Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя». А как взрастить такого ребенка, какие применять технологии, методики, методы обучения? Когда приходят малыши к нам в 1 класс, на кого мы чаще всего сразу обращаем внимание – правильно, на сложных, тех кого на секунду оставить нельзя, на слабых. Тут и диагностики не нужны, они видны сразу. Через некоторое время, становятся видны «звездочки», наша опора и отрада. Но есть большой пласт «средних» детей. Они обычно спокойны, не доставляют особых хлопот, не блещут на уроках, но и не отстают. В психологии есть термин «средний ребенок». Это когда в семье из нескольких детей первенец всегда окружен особым вниманием, младший ребенок в силу возраста тоже получает внимание, а вот средний, чаще выпадает из поля зрения. Так и в классе. Но ведь этим средним нужен тоже индивидуальный подход. Из них могут получится, и получаются «звездочки», а без помощи они могут переместится в категорию требующую особого внимания.

Так как вот сегодня я и хочу рассказать что я делаю, для того чтобы вырастить как можно больше «звездочек», дать раскрыться ребенку.

В первую очередь, я создаю условия для:

  1. Диагностики и самодиагностики ученика, позволяющей ему узнать свой образовательный потенциал, выстраивать свой путь в образовании, чувствовать веру и поддержку учителей и родителей.
  2. Формирования у учащихся системы оценивания, чтобы каждый смог включиться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки к самооценке. Именно формирующее оценивание является самым эффективным способом повышения образовательных достижений каждого ученика.
  3. Овладения учителем технологиями продуктивного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивание образовательных достижений, ИКТ - технология) для сопровождения индивидуализации образовательного процесса.

Основополагающим критерием индивидуализации обучения является возможность предоставления ученикам творить знания, создавать образовательный продукт по всем учебным предметам, решать возникшие проблемы, оценивать свою роль на каждом этапе урока.

Используя в своей педагогической практике эвристический метод обучения, успешно организуется активный поиск решения познавательных задач, следовательно, результативность таких уроков повышается.

В процессе поиска решения проблемы, мыслительный процесс ученика приобретает продуктивный характер. Эвристический метод нужен для подготовки учащихся к самостоятельной постановке проблемы и ее решения. Под результатом можно понимать выдвинутую учеником гипотезу, нахождение нескольких способов решения, личностные цели, обобщение изученного в виде выполненного продукта (творческого, интеллектуального направлений).

Широко использую индивидуальные домашние задания – это ориентир в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов. Поэтому опираясь на основную цель домашних заданий – дифференциацию, происходит стимулирование лучшего усвоения материала, личной мотивации учащегося на выполнение заданий, его саморазвитие.

В своей практике активно использую таблицу самоопределения деятельности учеников при выборе домашнего задания, при выборе задания работая в группе или индивидуально на уроке. Механизм работы:

1.Ученики читают домашнее задание (оно представлено дифференцированно);

2.Каждый ученик, самостоятельно выбирает индивидуальный образовательный маршрут домашнего задания.

3. Если задание, которое он будет выполнять с другом или группой учащихся, то происходит обсуждение, дети решают, кто с кем будет выполнять домашнее задание. Совместно записывают себя в клеточку.

4.Каждое выполненное задание проверяется и оценивается учителем и учениками.

Такой прием стимулирует каждого ученика к планомерной организации собственной деятельности. А учителю в подготовке к уроку. Кроме этого, данный прием помогает учителю увидеть проблемы учеников и тем самым спланировать работу с учетом данных направлений.

Пример домашнего задания

Друзья! Вам нужно выполнить задания. Вы можете выполнить его индивидуально, парами или группой. Надеюсь, Вам будет интересно!

Задания

Маршрут выполнения домашнего задания по теме урока: «Как человек воспринимает окружающий мир»

№1

№2

№3

1.Прочитать и пересказать

2.Прочитать, пересказать, ответить на вопрос №2

( работа с текстом)

3.Прочитать, пересказать, ответить на вопрос №3 (работа исследовательского типа). Используй разные источники информации. Для выполнения задания можешь работать индивидуально или

с другом.

4.Прочти, перескажи.

Если весь материал понял и он тебе интересен, Нужно оформить буклет по теме

«Береги глаза».

Эту работу выполните в группе.

Таким образом, домашнее задание – это важный этап индивидуализации обучения, требующий от педагога знаний особенностей развития учеников и способствующий личностному росту каждого. От уровня домашнего задания зависит мотивация каждого ученика к предмету.

Внеурочная деятельность для учащихся начальной школы – это огромный спектр реализации своих интеллектуальных возможностей и желаний. Как правило, ученики получают огромный багаж опережающего компонента в развитии. Программы внеурочной деятельности направлены на развитие учащихся и учитывают необходимость преемственности между начальным и основным уровнем образования. Палитра внеурочной деятельности расширяет возможность индивидуального обучения. Индивидуальный выбор направлений внеурочной деятельности стимулирует школьников на реализацию своих способностей.

Неотъемлемой частью образовательного маршрута является участие в олимпиадах. Только за 1 четверть ребята из моего класса приняли участие в 8 олимпиадах, 3 конкурсах, 2 образовательных марафонах, сейчас идет третий на Учи.ру, кто работает на этой платформе, то видит, что мой класс постоянно в тройке лидеров. Есть еще одно направление, которое я стараюсь использовать, это экскурсии. К сожалению, многие современные дети со своими родителями кроме торговых центров и каких то увеселительных мероприятий нигде и не бывают. Да, для нас это странно, но это наши реалии. В своем классе я стараюсь проводить как можно больше таких мероприятий. Правда нам мешал ковид, но как только снимали ограничения, то мы сразу этим пользовались. За эти три с небольшим года, мы посетили Литературный музей, два раза были в картинной галерее, были в краеведческом музее на трех тематических экскурсиях, планетарий, выходы к памятникам нашего города. Нам повезло с месторасположением, в пешей доступности много есть интересных исторических мест. Я сама проводила экскурсии по ближайшим улицам. В мае прошлого учебного года у нас была обзорная экскурсия по городу на троллейбусе. Рекомендую всем. Очень познавательно. Так же мы ездили в музей-усадьбу А.А. Фета. Даже взрослые были в восторге, не говоря о детях. Все это помогает ребятам развить индивидуальные интересы, способности и склонности.

Но универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в школе сразу. Он должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Завершением образовательного маршрута является фиксация достигнутых результатов в портфолио (портфель личных достижений). Сейчас мы переходим на электронное портфолио, и это правильно. Надо идти в ногу со временем, все эти папки уже устарели

Электронное портфолио, так как, помимо того, что портфолио служит средством оценки сформированности универсальных учебных действий, оно еще и напрямую связано с информационными технологиями, приоритет которых также указан в ФГОС.

Рекомендации педагогам и родителям учащегося

для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать знания.

 Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.

 Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

 Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

 Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.

 Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

 Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

 Подходите ко всему творчески.

Индивидуальное обучение предполагает выполнение

норм педагогической этики:

  • Нужно проявлять к ученику внимание, положительные эмоции, заинтересованность в его развитии и успехах;
  • Нужно отмечать достижение результатов, а не участие вообще;
  • Нужно ориентировать ученика не на соревнование, соперничество с другими, а на умение организовать собственную работу для достижения положительных результатов как индивидуальных, так и групповых;
  • Нужно сравнивать результаты индивидуального роста учащегося, для того, чтобы была радость познания;
  • Нужно способствовать проявлению у учащихся интереса, увлеченности новой работой, когда есть уже определенный опыт;
  • Нельзя вторгаться в процесс работы ученика, нужно создать творческую атмосферу, деловые отношения, обоюдную заинтересованность заданием, проблемой;
  • При рефлексии процесса образования обращать особое внимание ученика на рост его умений.

В заключение отмечу, что для развития учеников, которые бы превзошли учителя, нужны специальные индивидуальные маршруты, выстроенные на знаниях индивидуальных особенностей детей, их интересах и желаниях добывать знания самостоятельно, но рядом с мудрым, профессиональным педагогом.

28.03.2023 16:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!